Виртуальные операторы и чат-боты: как бизнес применяет речевые технологии на практике

На конференции INTERCOM эксперты дискуссионной панели рассказали, как инновационные компании отечественного рынка используют голосовые технологии, разобрали успешные кейсы и обсудили, на что делать ставку в ближайшие 3-5 лет.

Модератор:

Никита Ткачев, Яндекс.Облако. Занимается развитием продуктовой линейки AI/ML сервисов на платформе.

Участники:

Андрей Коньшин, МегаФон. Реализованные решения: виртуальный помощник Елена и обзвоны голосовыми ботами.

Кирилл Елсуков, СК Кардиф. Реализованное решение: голосовой бот для входящей линии.

Михаил Вдовин, АК Барс Банк. Реализованное решение: голосовой бот для исходящих звонков, помогающий клиентам заполнить заявку на потребительский кредит.

Роман Самойлик, специалист по азиатскому телекому. Реализованные решения: умный IVR с синтезом и распознаванием речи для сервиса такси, автоматизация исходящих звонков благодаря интеграции телефонии с CRM и внедрению системы предиктивного дозвона.

Н. Ткачев, Яндекс: Начнем с вопроса автоматизации входящих обращений. В банк ежечасно поступают сотни звонков; по каким характеристикам вы оцениваете, насколько эффективно колл-центр справляется с нагрузкой?

М. Вдовин, АК Барс Банк: Прежде всего, мы обращаем внимание на уровень обслуживания и на количество звонков в очереди. Чтобы сократить время ожидания ответа, мы внедрили чат, на который сейчас приходится 22% обращений в контакт-центр.

Важно понимать, что и в чате, и на звонках люди ценят участие, теплое общение и эмпатию.

Поэтому мы сразу отказались от внедрения ботов, отвечающих по шаблону, и разработали инструмент на базе ИИ, который обучается на живых примерах и подбирает подходящий ответ для каждой конкретной ситуации.

К. Елсуков, СК Кардиф: В наш колл-центр поступает много однотипных вопросов, для разрешения которых мы сделали голосового бота на входящие. В этом случае отлично работает схема с заготовленными ответами – сейчас бот берет на себя до 40% обращений.

При этом показатель FCR (First Call Resolution) вырос на 12%. Суть его в том, что клиент получил консультацию и не вернулся в течение определенного времени. Тогда мы считаем, что он остался доволен ответом на вопрос.

Н. Ткачев, Яндекс: Андрей, ты не только автоматизировал входящие, но и пошел дальше – стал зарабатывать с помощью ботов. Расскажи, как вы пришли к этой идее, почему решили роботизировать стандартный телемаркетинг.

А. Коньшин, МегаФон: Совершая сотый за день звонок, оператор теряет энергичность и начинает автоматически произносить заданные скриптом фразы. В то же время, роботы уже научились вести беседу живым голосом и реагировать на возражения. С ними приятно общаться, а конверсия в проданную услугу соизмерима с работой человека.

Конечно, если брать равные выборки для живого оператора и для бота, то эффективность человека может быть выше за счет эмпатии. Однако робот продает больше за счет количества совершаемых звонков, и в этом его неоспоримое преимущество.

Р. Самойлик, специалист по азиатскому телекому: Сейчас я автоматизирую исходящие звонки в пяти странах для напоминания клиентам сервиса такси о задолженности по оплате поездки. Соглашусь, что робот имеет массу преимуществ: он может говорить на любом языке, работать 24/7, быть вежливым и быть настойчивым.

Моя задача – донести информацию до клиента, и робот позволяет это сделать хоть с десятого раза: он позвонит и в семь утра, и в семь вечера, что человеческими ресурсами было бы очень дорого.

Главное учитывать, что автоматизация коммуникации должна происходить в связке с анализом данных.

Так, мы произвели скоринг данных по должникам и разделили всех клиентов на три группы: с высокой вероятностью неоплаты, средней и низкой. Робота мы используем для последних, потому что им достаточно сообщить о задолженности, чтобы средства были переведены. В результате у операторов высвобождается время для работы с более сложными клиентами.

Н. Ткачев, Яндекс: Раз уж мы заговорили о том, что рутинные операции можно передать роботу, давайте обсудим, куда же уйдут ранее выполнявшие эти функции сотрудники.

К. Елсуков, СК Кардиф: Мы перенаправили людей с входящей линии на более сложные с точки зрения скрипта процессы. Во-первых, операторам интереснее заниматься нетипичными вопросами, чем в очередной раз сообщать адрес офиса или график его работы. Во-вторых, для них это возможность развития: например, попробовать себя не только в поддержке, но и в исходящих продажах.

Н. Ткачев, Яндекс: Андрей, если люди не всегда понимают, что общаются с роботом, чувствуют ли они себя обманутыми, когда наконец осознают, с кем говорят?

А. Коньшин, МегаФон: По опыту, только 1-3% абонентов догадываются, что им звонит не живой человек, а машина. Также есть клиенты, которые продолжают разговор, даже понимая, что им отвечает робот, – и это самое главное.

На входящих звонках лучше сразу предупреждать, что ответил робот, потому что в этом случае клиент сформулирует свои мысли проще – человек начинает говорить четче, задает вопросы более простыми предложениями, что помогает боту быстрее понять запрос.

Н. Ткачев, Яндекс: Какую технологию сейчас с точки зрения автоматизации работы с клиентами вы считаете перспективной и обязательно будете внедрять?

А. Коньшин, МегаФон: Есть два тренда, первый – это роботизация исходящих коммуникаций. Технология созрела, и сейчас ее будут применять многие компании.

Вторая история – это интеллектуальные помощники для операторов. Я не верю в стопроцентный переход на роботов, подобные решения скорее возьмут на себя роль виртуального ассистента, быстро подбирающего нужную информацию.

К. Елсуков, СК Кардиф: Я думаю, что интереснее будет посмотреть на связку голосовых технологий с аналитикой – предлагать клиентам продукты, которые нужны именно им. Далее – речевая аналитика, голосовая биометрия. В определенный момент микс этих технологий позволит создать помощника, который будет отвечать всем потребностям клиента.

М. Вдовин, АК Барс Банк: В фокусе будет помощник для оператора, о котором говорил Андрей, потому что в сфере колл-центров высокая текучесть персонала, обучать каждого нового сотрудника долго и дорого. Виртуальный же ассистент позволяет войти в работу с первых дней, быстрее разобраться в продуктах.

Р. Самойлик, специалист по азиатскому телекому: Абсолютно согласен с ребятами. Я также убежден, что голосовые технологии должны развиваться в связке с аналитическими моделями, которые будут отвечать на вопрос, когда позвонить клиенту, сколько раз, по какому скрипту, какой продукт ему продать и так далее.

1313
5 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Здравствуйте! Я являюсь официальным представителем компании МегаФон в социальных сетях. Искренне сожалею, что у Вас сложилось подобное впечатление о нашей компании. Если у Вас имеются какие-либо нерешённые вопросы по услугам связи, напишите нам, пожалуйста, в личные сообщения официальных сообществ, которые расположены в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter.

Ответить

Да очевидно же, что бизнес применяет их ПЛОХО. Боты тупые, спасает ботов только то, что некоторые операторы не менее тупые. В целом, плохое решение для плохого бизнеса. Проще уж просто убрать возможность дозвониться, если бизнесу плевать на обратную связь и поддержку

Ответить

Фактически, боты приводят к тому, что номер обзвона оказывается в чёрном списке у максимального количества человек. Единственное применение для них - чёрный пиар.

Ответить

"Реагировать на возражения" они научились, ха...
Только сегодня пытался возразить боту Ростелекома, который тупой как пробка. Ростелеком сам признал, что не может провести мне интернет, но его не менее глупый бот продолжал мне начитывать своё не нужное даже псу под хвост специальное предложение

Ответить