{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие технологии выбирают лидеры рынка, а какие решения станут неподъемным балластом? — итоги исследования 1600 сайтов

Спустя 3 года разработки фудтех-проектов, мы все-таки решились на масштабную работу. Потратили 2 месяца, чтобы собрать, отсортировать и проанализировать 1600 сайтов доставки. Какие технологии выбирают лидеры рынка, а какие решения станут неподъемным балластом для бизнеса? — показываем в цифрах и диаграммах.

Привет, это Иван Ярославцев, основатель и CEO Alto. Уже более 9 лет мы разрабатываем веб‑сервисы, сайты и мобильные приложения. В том числе, автоматизируем работу ресторанов и создаем фудтех-сервисы.

Мы решили провести исследование и пообщаться с представителями рынка, в первую очередь, для себя. Хотели разобраться в трендах отрасли и помочь заказчикам оптимизировать ресурсы на разработку.

Материал получился настолько насыщенный, что появилась идея структурировать данные и разместить их в паблик.

Так мы оказались здесь.

Если вы находитесь на этапе запуска / перезапуска сайта или приложения, это исследование сэкономит время на анализ рынка и поможет понять, какие технические решения пользуются популярностью у конкурентов — от небольших бистро до гигантов отрасли.

Содержание

Доставка в цифрах: анализ 1600 сайтов

Для анализа мы составили список из 4500 компаний, которые занимаются доставкой приготовленной еды. Использовали справочники по всем городам России.

Затем, исключили сайты сегмента e-grocery (доставка еды из магазинов).

Мы считаем, что не имеет смысла исследовать их вместе, так как это разные сферы. У доставки продуктов, чтобы готовить и еды, чтобы не готовить — разные модели и поводы потребления. Объединенные данные перекрывали бы друг друга и сбивали статистику.

В итоге, получили 1575 сайтов для детального анализа. По ним мы изучали, какие решения существуют и как распределяются приоритеты в технологиях на рынке доставки.

Для определения технологии мы использовали открытые возможности. Зачастую, если у сайта разделен фронтенд и бэкенд, то определить, на чем сделан бэкенд невозможно. Поэтому, в таком случае, мы указывали только фронтенд технологии.

Каким технологиям отдает приоритет рынок доставки?

Мы определяли CMS (систему управления сайтом) по внешним доступным признакам, поэтому часть систем не определилась (37%). В большинстве эти неопределенные системы — самописные решения.

В ряде случаев это решения, сделанные энтузиастами, которые вряд ли кто-то сможет поддерживать. В других случаях — дорогая заказная разработка от команды профессионалов. Такие решения включают все необходимое для долгой работы: документацию, работу нескольких заменяемых специалистов, планы тестирования.

Как мы видим, большинство сайтов сделаны на бесплатных или недорогих решениях Wordpress (18%) и Tilda (16%).

Ощутимые 13% принадлежат 1С-Битрикс. Это единственное решение, которое проверено десятилетиями, знакомо большинству контент-менеджеров и, при этом, имеет поддержку. Но, оно платное. Лицензия стоит от 6200 рублей (фев 2024 г.).

Мы, как агентство, часто работаем с этой системой. И, как бы ни было выгодно ее хвалить, нужно признать, что 1С-Битрикс достаточно архаична и подходит не для всех задач. Например, на ней нельзя сделать кастомный сайт с уникальной идеей, потому что CMS заточена на быстрое внедрение и типовой дизайн. Мы рекомендуем ее для тех, кому нужны стабильный результат, удобная админ-панель и независимость от подрядчика.

Меньшую долю занимают React и Vue. Нужно понимать, что это технологии фронтенд части. В качестве бэкенда, в таком случае, может быть 1С-Битрикс или более высокоуровневые языки, например, Java.

Использование React или Vue говорит о том, что разработчики позаботились о скорости работы сайта. Несмотря на то, что такие технологии дороже в 1,5-2 раза, чем привычные html + jquery, они позволяют реализовать удобные интерфейсы.

Распределение технологий по трафику сайтов

Чтобы сделать правильные выводы, мы так же посмотрели количество трафика на сайтах. Это помогло понять, какие решения выбирают лидеры рынка.

Конечно, более корректно мерить по выручке компаний. Но, большинство сайтов не размещают информацию о юр.лице, либо используют ИП, где доходы посмотреть невозможно. Поэтому, трафик — опосредованная оценка успеха проекта.

Имея статистику сотен сайтов, мы можем предположить, что трафик сильно коррелирует с выручкой и количеством заказов.

Технологии React или Vue обеспечивают быструю работу сайта и позволяют делать удобные интерфейсы, что крайне важно для сферы доставки.

Заказ еды — часто импульсивная покупка. Здесь человек не готов долго ждать и мириться с сайтом, который не дает быстро выбрать любимое блюдо и оформить заказ. Именно поэтому, React или Vue выбирают лидеры рынка.

При этом, важно учитывать, что это фронтенд-технологии. В части бэкенда среди лидеров по трафику лидирует CMS 1С-Битрикс.

Наличие мобильных приложений

Мобильное приложение — популярное дополнение к сайту и удобный способ коммуникации с клиентами. Мы решили посмотреть, какой процент компаний доставки в России имеет собственное приложение.

Как мы видим, большинство компаний работают без приложений. Вероятно, такой процент обусловлен стоимостью разработки и недостатком лояльной аудитории.

По нашему мнению, мобильное приложение — следующий уровень развития и автоматизации собственной доставки, после отладки сайта и выхода на определенную ежемесячную прибыль. Это подходит скорее устойчивым, быстрорастущим бизнесам с наработанной постоянной аудиторией.

Чем ближе к лидерству по трафику проект, тем больше вероятность, что приложение есть. Компании вкладываются в разработку, так как это дает быстрый и легкий доступ к заказу, помогает настроить бонусную систему и напоминать о себе push-уведомлениями.

О том, как повысить лояльность через технологии, читайте в кейсе: «‎Мобильное приложение для сети гриль-баров»‎.

Из всех сервисов доставки еды, только 4% предоставляют приложения для Huawei.

Помимо разработки для iOS и Android, мы все-таки рекомендуем адаптацию для Huawei, так как они не работают с сервисами Google. Это не требует значительных усилий, зато создаст удобство для большего количества пользователей.

Наличие личных кабинетов на сайте

Личный кабинет необходим, если вы хотите зарабатывать на повторных заказах и вырастить лояльную аудиторию. Его преимущества:

  • позволяет повторить заказ в пару кликов;

  • не нужно повторно вводить адрес;

  • можно создать бонусную систему и мотивировать на следующие заказы.

Вполне ожидаемо, что в топ-20 сайтов по количеству трафика, личный кабинет есть у всех участников исследования.

Краткие выводы:

  • 37% систем не поддаются определению. Мы предполагаем, что большая часть этих платформ — самописные системы. Такая разработка опасна тем, что другой специалист может не справиться с поддержкой;
  • Еще 34% работают на сайтах-конструкторах Tilda и WordPress. Это вполне рабочее решение, если у вас одна точка или небольшая сеть и вы пока не делаете большую ставку на заказы из интернета со своей платформы;
  • В распределении бэкенд-технологий по количеству трафика лидирует 1С-Битрикс;
  • Мобильное приложение есть только у 21% компаний;
  • Личный кабинет используют все лидеры рынка.

Что важно пользователям: причины отменить доставку

Мы постарались разобраться, что может стать стоп-фактором для покупателей. Согласно исследованию РАЭК и НИУ ВШЭ, помимо классического долгого ожидания и опасений за качество продуктов, причиной закрыть сайт и не делать заказ могут стать дорогая доставка, недостаточный ассортимент и сложности в оплате.

Дополним результатами UX-исследования Baymard Institute, которые выделили главные причины раздражения пользователей сайтов доставки:

  1. Низкая производительность сайта, зависание интерфейсов;
  2. Проблемы с переключением разделов и кнопкой «‎назад»;
  3. Баннеры и всплывающие окна, которые мешают навигации;
  4. Сложность повторного заказа. Вместо того, чтобы быстро заказать любимые блюда по истории заказов, человеку приходится заново искать их на сайте и добавлять в корзину.

Что говорят представители индустрии

Чтобы не полагаться исключительно на статистику и открытые данные, мы пообщались с владельцами и руководителями фуд-бизнеса, которые занимаются доставкой готовой еды.

Один из самых актуальных вопросов на рынке: что выбирать рестораторам — агрегаторы или разработку собственного сервиса? Эту дилемму мы обсудили с Сергеем Спиро, ко-фаундером и СЕО Chibbis.

В первые 2-3 года сервису доставки не стоит тратиться на IT в принципе — лучше все деньги вложить в рекламу и качество продукта.

Если же строить масштабную фудтех-сеть, инвестиции в IT, скорее всего, окупятся, но для пяти суши-баров это — убытки.

Небольшим игрокам лучше покупать франшизу или заходить на агрегатор, где вся IT-система уже готова и её не нужно поддерживать своими силами.

Сергей Спиро, ко-фаундер и СЕО Chibbis

На рынке действительно представлено множество готовых решений, как для автоматизации работы ресторанов, так и сервисов доставки еды. Закрывают ли они все потребности бизнеса? — узнали мнение Антона Муханова, операционного директора RestMe.pro.

Я не могу сказать, что мы нашли какую-то идеально удобную для себя платформу. Это всегда компромисс цены и качества. Сейчас, например, мы работаем с несколькими сервисами: Смартомато, Аврора, Стартер, SmartFood.

Не останавливаемся на одном, потому что тестируем, пробуем адаптировать концепции, выбираем, и пытаемся понять плюсы разных решений.

Со временем у меня складывается видение, что все-таки необходимо разрабатывать свой движок, натягивать на него разные шаблоны для концепций и, собственно, таким образом организовывать доставку.

Очень сложно взаимодействовать с разными техническими поддержками и разработчиками. Вопросы почти всегда одни и те же, проще их решить самостоятельно.

Антон Муханов, операционный директор, Restme.pro

Если речь заходит о разработке собственного продукта, с какими сложностями сталкивается бизнес и к чему нужно быть готовым? — обсудили с Александром Якимцом, директором по маркетингу Chibbis.

IT-платформа Chibbis закладывалась в 2013 году, а два года назад мы столкнулись с тем, что нашу систему сложно обновлять и поддерживать из-за устаревшего стека, с которым готовы работать не так много разработчиков. Разрослась и внутренняя инфраструктура: личный кабинет партнера, админка, приложение.

Поэтому мы приняли решение перейти на микросервисную архитектуру. За два года монолит распилили на 60 сервисов.

Мы в Chibbis аккуратно относимся к релизам и придерживаемся подхода «Лучше подольше протестировать», хотя пришли к этому не сразу.

Если релиз затянется на две недели — сервис от этого не потеряет. Зато не будет критичных багов, а значит, конверсия не упадет, пользователи не уйдут к конкурентам и не оставят негативные отзывы.

Александр Якимец, директор по маркетингу Chibbis

Интервью с ребятами из Chibbis получилось настолько содержательным, что выросло в отдельную статью. Читайте, как построить прибыльный фудтех-агрегатор в России по ссылке.

Какие решения существуют? — плюсы, минусы и сроки

Мы структурировали несколько классов решений, выбор которых зависит от задач по функционалу и бюджета. Плюсы, минусы и сроки на разработку сайта и мобильного приложения указаны на основе нашей экспертизы и запущенных фудтех-проектов.

Перед выбором решения убедитесь, что у него есть возможность связи с вашей учетной системой iiko или R-Keeper.

Разработка сайта

Сроки запуска: 1-3 недели

Сроки запуска: 1-3 месяца

Сроки запуска: 6-9 месяцев

Сроки запуска: 9-12 месяцев

Мобильные приложения

Сроки запуска: 1-3 недели

Сроки запуска: 1-3 недели

Сроки запуска: 2-3 месяца

Сроки запуска: 3-6 месяцев

Сроки запуска: 9-12 месяцев

О ценах для каждого решения мы рассказали в отдельной статье: «Сколько стоит независимость от IT-гигантов?».

Выводы и рекомендации

У пользователей доставок еды низкая толерантность к багам на сайте, задержкам доставки, ошибкам оператора и курьера. Поэтому автоматизация, работающая без сбоев и минимизирующая человеческие ошибки — конкурентное преимущество фуд-тех бизнеса.

Если на этапе анализа рынка вы не уверены, что бизнес пойдет, лучше обратить внимание на готовые решения. А если вы уже устойчивы и планируете расширение в ближайшие несколько лет, то стоит выбирать кастомные решения с прицелом на рост.

Это исследование мы провели, чтобы выяснить, какие решения существуют на рынке и какие технологии выбрать для конкретного кейса. Надеемся, данные из статьи помогут сделать вам правильный выбор, сохранить время и деньги.

Читайте больше о разработке цифровых продуктов и знакомьтесь с запущенными фуд-тех проектами на сайте Alto.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Святослав Корсун из MEN IN DEV

Иван, отличная статья. Спасибо. Для нас очень интересная так как с FOODTECH работаем очень плотно. и ждем приглашения на осеннюю конф к вам))) ЕКБ понравился

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

Обязательно:) А совпадает исследование с вашими наблюдениями?

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Корсун из MEN IN DEV

Да, все совпадает по большей части.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Симченко

Ваня, Даша, спасибо, огромную работу проделали ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

Пользуйтесь😉

Ответить
Развернуть ветку
Smartex

Отличная работа, молодцы! Подскажи, делали исследование внутренними силами или привлекали исследователей?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

Все своими, увы. Больше 100 часов ушло.

Ответить
Развернуть ветку
Henadzi Koltun

"Вашу бы энергию, да в мирное русло".

Упорство дастойно восхищения. Но методика или специально не раскрыта в материале или не достаточно хорошо продумана.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев
Автор

А что именно?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда