Сервисы безналичного приема чаевых: почему это круто и когда станет популярным

Лонгрид о том, что такое безналичный прием чаевых и почему это совсем скоро должно стать массовым явлением (и что для этого должно произойти).

​Нечто криповое в 06:00 под лонгрид Bashkiroff 
​Нечто криповое в 06:00 под лонгрид Bashkiroff 

Предыстория (можно пропустить)

27 апреля, 02:05 по Московскому времени. Не так давно я выпустил пост в «Трибуне» о проекте Tiktopers (биржа блогеров TikTok и Instagram). В процессе работы над апгрейдом и развитием успешно запущенного MVP биржи задумался: что, если бы чаевые давали не только устоявшимся категориям исполнителей (официантам, таксистам, парикмахерам), но, и, скажем, блогерам?

Например: вы успешно разместили рекламу у инфлюенсера, заказали логотип (за 3900 рублей) или прочитали новый, полезный материал на vc.ru. Что, если бы за полученные эмоции от неожиданно качественно оказанной услуги или предоставленного вам ценного продукта, вы награждали человека материально и безвозмездно сверх оговоренной нормы?

Далее начал разбираться в возможных вариантах реализации данного решения и оказалось, что уже множество компаний создает сервисы для безналичного приема чаевых (то, что нужно) и на предмет чаевых существует ряд законов и налоговых требований.

История (тоже можно пропустить)

Понятие «чаевые» в теории появилось впервые в Англии, в XVI веке. Именно тогда у англичан зародилась традиция чаепития, если гости оставались ночевать в доме хозяина, то оставляли деньги его слугам.

В Российской империи чаевые считались «дачей сверх жалованья» и существовали до СССР (как и Российская империя), во время существования которого осуждались, но тем не менее существовали. На самом деле об истории появления чаевых спорят, самое главное, что это явление появилось давно и существует до сих пор, а значит является частью нашего поведения и своеобразным проявлением эмоций.

Причем у разных народностей и в разных странах отношений к ним отличается: кто-то считает это проявлением воспитанности и обязательным жестом, кто-то считает недопустимым.

Юридическая сторона вопроса в современной России

Чаевые — это подарок и соответственно не облагается налогом. И это первая причина, почему чаевые — это круто.

С точки зрения налогового законодательства по статье 217 НК п.18.1. С точки зрения гражданского кодекса по статье 574 ГК.

Исключения составляют ситуации, когда чаевые учитываются в чеке или бухгалтерской отчетности, тогда они являются доходом юридического лица. Или, если дарителем является юридическое лицо на сумму от 4000 рублей.

Соответственно, законодательство не уточняет, в какой форме должен быть передан подарок: вы можете подарить человеку деньги или что-то ценное наличным или безналичным способом.
Как раз последний способ наиболее интересен: только представьте, что каждый исполнитель услуги может получить дополнительное вознаграждение за хорошо оказанную работу анонимно (при необходимости), дистанционно и в любое время.

Техническая сторона вопроса

Для того, чтобы подтолкнуть людей оставлять чаевые дистанционно, помимо того, чтобы изменить модель поведения (об этом позднее), необходимо создать удобный и интуитивный инструмент, которые позволит делать это быстро и машинально.

Также, чтобы побудить принимающую подарок сторону пользоваться дистанционными чаевыми (хотя бы от случая и избирательно), нужно донести до нее ценность данной технологии и преимущества выбора. Здесь, опять же, есть необходимость в удобном функционале и маркетинге. Если конкретизировать, данный продукт, по моему мнению, представляет собой:

  • Мощный бренд, с запоминающимся названием и стилем (вероятно, за 350 000 рублей).
  • Удобный интерфейс веб-сайта с понятной визуализацией того, какую задачу решает сервис.
  • Вероятно, мобильные приложения с максимально быстрой и безошибочной работой.
  • Маркетинговая стратегия, которая позволит донести мысль до широкой аудитории поступать в определенных ситуациях определенным образом.
  • Надежный и, желательно, автоматизированный эквайринг для проведения платежей.
  • Безупречная репутация сервиса (или, по крайней мере, владельцев/авторов) и профессиональная техническая поддержка.
  • Дорогая рекламная компания и PR, чтобы каждый ассоциировал хорошо оказанную услугу с необходимостью достать смартфон и поблагодарить автора чаевыми.

Скорее всего, при верном соотношении всех вышеперечисленных показателей, технически будет возможно внедрить идею в головы людей и приучить их пользоваться дистанционными чаевыми.

Обзор сервисов безналичной оплаты чаевых

Само собой, что сама по себе задумка оплачивать чаевые без использования наличных существует очень давно и на данный момент, даже в России, реализован ряд сервисов, которые предоставляют подобную услугу.

Сегментировать их предполагаю по нескольким показателям:

  • Удобство для тех, кто платит чаевые.
  • Удобство для принимающих чаевые.
  • Цифры: комиссии, показатели, данные.

1. SberFood (plazius.ru)

Веб-сайт сервиса SberFood​
Веб-сайт сервиса SberFood​

Данное приложение разработано на базе Plazius и не является целевым для приема безналичных платежей, но поддерживает данную функцию. Стоит отметить, что разработан очень приятный дизайн и пользователи, насколько я понимаю, привлекаются за счет интегратора заведений и бренда Сбербанка.

Преимущества:

  • Множество функций и способов взаимодействия для пользователя.
  • Высокая надежность.
  • Массовое распространение.

Недостатки:

  • Для того, чтобы оставить чаевые, — необходимо зарегистрироваться.
  • Вывод средств только на «Яндекс.Кошелек».
  • Подходит только для официантов.
  • Низкие лимиты (до 3000 рублей в течение суток).

Комиссия: зависит от «Яндекс.Кошелька» и способа вывода.

Распространение: более 400 заведений для оплаты без наличных.

2. 2Tip (2tip.ru)

​Веб-сайт сервиса 2Tip
​Веб-сайт сервиса 2Tip

Разработкой и обслуживанием проекта занимается компания «Сиб Софт Артель» с июня 2019 года. У проекта интуитивный и простой дизайн, мобильные приложения для iOS и Android, а что самое главное — прямое назначение сервиса заключается в безналичном переводе чаевых.

Преимущества:

  • Не требуется регистрация, чтобы оставить чаевые.
  • Поддерживает любую сферу, где возможен перевод чаевых.
  • Мгновенный вывод на карту получателя чаевых.
  • Высокая надежность (также, как и Plazius, является партнером «Сбербанка»).

Недостатки:

  • Небольшое распространение.
  • Отсутствие дополнительных нишевых функций.

Комиссия: фиксированный размер в 5% для любого банка для вывода.

Распространение: более 4000 пользователей. С другой стороны, влияет только на количество получателей чаевых.

3. CloudTips (cloudtips.ru)

Веб-сайт сервиса CloudTips
Веб-сайт сервиса CloudTips

Стильный сервис от банка «Тинькофф» и CloudPayments. Так же, как и у предыдущих сервисов, имеются мобильные приложения для iOS и Android и интуитивно понятный интерфейс.

Преимущества:

  • Не требуется регистрация, чтобы оставить чаевые.
  • Поддерживает любую сферу, где возможен перевод чаевых.
  • Высокая надежность (дочерний сервис банка «Тинькофф»).
  • Множество готовых решений для разных сфер.

Недостатки:

  • Вывод до 1 недели (сделка проходит проверку на мошенничество и обрабатывается в ручную)

Комиссия: 5% комиссии при выводе на карту «Тинькофф» и 10% для вывода на другие карты.

Распространение: несколько тысяч человек в различных сферах.

4. Огромное количество аналогичных сервисов

На самом деле, проектов в сфере организации приема и отправки безналичных чаевых огромное множество.

Это и встроенные в популярные приложения функции, например, у Delivery Club или «Яндекс.Такси», и отдельные целевые сервисы, но с более низким уровнем безопасности, как TipBox, «Чаевые картой просто» и другие.

Конкуренция, огромный объем инвестиций и участников рынка, а также сильные команды во главе их — вторая причина, почему это круто. Рано или поздно появится решение, которое будет мощнее других и даст новый рост индустрии.

P.S. Я лично для интеграции в Tiktopers склоняюсь к сервису 2Tip, так как нет желания склонять блогеров к выпуску карт «Тинькофф» — выбор банка, дело личное 😂

Когда это явление станет массовым?

Я предполагаю, что для того, чтобы сервисы для безналичных чаевых стали мейнстримом, должно произойти следующее:

  • Ощутимое уменьшение оборота наличных средств (возможно, некоторый толчок в РФ этому даст эпидемия коронавируса и экономический кризис).
  • Появление наиболее популярного и лидирующего в данной сфере сервиса.
  • Изменение модели поведения людей. Это самое сложное, долгое и дорогое из того, что должно произойти.

По моему мнению, люди должны научиться благодарить людей за то, что они приносят им положительные эмоции или делают свою работу лучше, чем обязаны.

Если на работе уже привыкли к процентам и премиям, то в экономике, где вам оказывают услуги отдельно взятые люди (самозанятые, например), их также можно и нужно благодарить, как это делается в корпоративной культуре.

При чем, важно понимать, что платить чаевые важно не только там, где вы привыкли это делать.

Для того, чтобы изменить эту модель поведения, предлагаю освоить подобные сервисы многим профессиям: модераторам vc.ru, инженерам в торговых центрах, врачам скорой помощи и другим специалистам, которые делают «невидимую» работу и с которыми человек не сталкивается напрямую.

Благодарить других людей денежкой — это круто. И это третья причина.

Как вы относитесь к этому вот всему?
По возможности оставляю чаевые наличными
Перешел на безналичную оплату чаевых
Редко удается оставлять чаевые
Принципиально не оставляю чаевые

P.S. Если понравилась статья или есть замечания или предложения: буду рад и благодарен вашему отклику и мнению на обозначенную тему.

2222
95 комментариев

Тупейшая идея - чаевые по безналу.

Чаевые - это этикет, такая игра, когда ты невзначай оставляешь официанту за хорошее обслуживание 100-200 рублей в счёте, и уходишь, и вы многозначительно переглядываетесь на выходе, и он такой идёт к столу - "сколько там? а вдруг вообще нет? всё ли я хорошо сделал?"

А может у тебя сегодня праздник, сын там родился или сделка хорошая, и ты такой как барин косарь или два кладёшь на стол, подмигиваешь офику, накидываешь шубу и дальше кутить. Вот так, от души, гуляй рванина.

А теперь ситуация с безналом "д-д-девушк, д-дайте ваш аккаунт в типбокс-с-с-с-е, я в-вам 30 рублей перв... пирв... первуде". Никакой игры, никакой романтики.

Короче, налик - это Чад, безналичные чаевые - это virgin.

31

Комментарий недоступен

8

Классика, традиции и консерватизм. Не думал, что на vc.ru такое можно встретить))
Все описаннон в этом комменте может спокойно быть и в онлайне. Ты получил заказ, спустя время решаешь - перевести чаевые или нет. И тут курьер также может думать, будут они или нет. В общем налицо элементы вашей игры, только ментально и в онлайне. Возможно даже еще завораживающе)
А просить у официанта ничего не надо. Обычно это ограничивается незаметным считыанием qr кода.
И вообще мены уже тошнит от этих бумажек, сколько можно с ними таскаться уже?)))

6

Смотря как всё сделать.
- В [пре]чеке пусть будет QR-код с идентификатором заведения и официанта, который вас обслуживал.
- Вы невзначай считываете его своим телефоном.
- Вводите сумму чаевых, приложение выдаёт вам какой-нибудь 5-6 значный код. Он будет действовать только для этого официанта, возможно, какое-то ограниченное время.
- Предусмотрительно заготовленными официантом пером и чернилами фиксируете этот код в чеке.
- Накидываете шубу, подмигиваете официанту, переглядываетесь с ним, дальше кутить - нужное подчеркнуть.
- Официант с мыслями "сколько там? а вдруг вообще нет? всё ли я хорошо сделал?" вводит этот код в своём приложении и ему приходят ваши чаевые.
- Гуляй! Нирвана!

Как вы заебали лезть в карман

32

Перейти по заголовку и написать комментарий - браво. 
Я не представляю ни один из этих сервисов и никого платить никому не заставляю.

6

По моему мнению, люди должны научиться благодарить людей за то, что они приносят им положительные эмоции или делают свою работу лучше, чем обязаны.Каждый выполняет работу, за которую ему платят. Может, стоит потрясти работодателя, чтобы он нормально платил? 

18