Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

Российские супер-аппы принято сравнивать с азиатскими. Там тренд на множество мини-аппов внутри одного приложения зародился раньше.

Мы, Heads and Hands, разработчики мобильных экосистем, разобрали сходства и различия азиатских супер-аппов и российских.

Нам стало любопытно, на какие площадки смотрели (и смотрели ли) российские разработчики, как адаптировали похожие сервисы к местному рынку и какие еще интересные идеи есть у коллег с Востока. Из этого получилась серия материалов.

В первом сравним обновленное приложение «Яндекс.Такси», в которое добавили сервисы «Еда» и «Лавка», с индонезийским супер-аппом Gojek.

Исходные данные

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

Gojek уже в момент создания имел черты супер-аппа, он запустился в 2015 году с четырьмя сервисами: мототакси GoRide, доставки небольших посылок GoSend, доставки продуктов GoShop, блюд из кафе и ресторанов GoFood. Супер-апп строился вокруг услуг мототаксистов и расширялся в сторону грузоперевозок, классического такси, доставки. Были и неожиданные направления: цифровой кошелек, развлечения, уборка и массаж.

Яндекс не объявляли о создании супер-аппа, но в марте 2020 года добавили в приложение такси возможность заказывать еду из ресторанов и кафе. Позже в приложение была интегрирована «Яндекс.Лавка» с доставкой продуктов за 15 минут.

Мы уже сравнивали тогда еще отдельные сервисы Яндекса с малайзийским супер-аппом Grab, теперь посмотрим на сходства и отличия обновленного Яндекс.Такси с индонезийским супер-аппом Gojek.

Перевозки

В «Яндекс.Такси» доступен заказ машин разных статусов: от экономного до элитного. Также есть сервис организации перевозок для бизнеса с личным кабинетом, откуда можно заказывать машины централизованно или открыть доступ сотрудникам через обычное приложение.

Gojek предлагают 3 варианта перевозок: GoRide — мототакси, GoCar — заказ машины с частным перевозчиком, GoBluebird — партнерство с крупнейшей индонезийской службой такси Bluebird. Последний сервис отличает расчет оплаты по счетчику, а не по расстоянию как для GoCar. В отличие от «Яндекс.Такси» выбрать категорию машины нельзя ни в GoCar, ни в GoBluebird.

Каждый вид перевозок в Gojek представлен в виде отдельной иконки, но все они ведут на один и тот же экран с картой и всем доступным транспортом. Решение «Яндекс.Такси» со всеми видами перевозок по одному клику на одном экране логичнее и проще в оформлении заказа для пользователя.

Доставка посылок и грузоперевозки

В «Яндекс.Такси» доступны два варианта доставки: курьер для посылок до 10 кг, доставка грузов до 20 кг на такси и грузоперевозки с доплатой за погрузку. Доставку можно заказать на том же экране, что и такси.

У Gojek доставка выведена отдельными иконками в приложении: GoSend — мотодоставка небольших грузов, GoBox — грузоперевозки. В GoSend можно зайти с главной, GoBox спрятана в дополнительных сервисах. Если интерфейс первого сервиса напоминает такси, то во втором случае нужно выбрать вид грузовой машины и заполнить кучу дополнительных полей.

Здесь решение «Яндекса» опять более user-friendly: ввел адрес, зашел на общий экран, выбрал нужный вид доставки. Разве что не каждый пользователь такси догадается докрутить до конца ленты, поэтому может и не узнать о новых возможностях приложения.

И в «Яндекс.Такси», и в Gojek при грузовых перевозках можно выбрать габариты машины, но у «Яндекса» этот пункт сделан понятнее, с примерами грузов.

Доставка еды и продуктов

«Яндекс» в приложении «Такси» добавили сервисы «Еда» и «Лавка». Быстрый заказ еды доступен с главной приложения (в первых рядах отобразятся места, откуда вы недавно заказывали), и в отдельных вкладках — там повторяется интерфейс оригинальных приложений. Удобно делать заказ, пока добираешься до дома или офиса.

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

В Gojek за доставку готовых блюд, продуктов и непродовольственных товаров отвечает три мини-аппа: GoFood, GoMart и GoShop.

Сервис GoFood доступен с главной, предлагает заказать не только блюда из ближайших ресторанов, но и снеки, полуфабрикаты из магазинов и лавочек. К слову, снимки блюд в GoFood выглядят совсем не так аппетитно, как в «Яндекс.Еде». Да и изображения занимают меньше места в интерфейсе, чем их описания.

Сервис GoMart позволяет заказывать продукты, средства гигиены, косметику, товары для детей, дома и канцтовары из ближайших магазинов. Заказать можно в основном полуфабрикаты, а вот фруктов и овощей как в «Яндекс.Лавке» нет.

Увидеть и выбрать основные категории товаров можно после выбора локации. Их в отличие от «Яндекс.Лавки» в разы меньше, всего 6, искать продукты в категориях можно с помощью поисковой строки и фильтров по видам продуктов и брендам.

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

Решение «Яндекса» снова более удобное: до нужной категории продуктов и товаров можно добраться с одного экрана, с меньшим количеством действий, чем в Gojek. А искать продукты уже внутри категории помогают подсказки в виде тегов.

Для покупок чего угодно откуда угодно и блюд из кафе, не представленных в GoFood, есть сервис GoShop. В нем водители занимаются закупками и доставкой. Для российского пользователя сервис покажется примитивным: нужно указать необходимый магазин, вручную набрать список покупок, задать максимальную цену для каждого продукта. Это один из первых сервисов в приложении но, видимо, он до сих пор востребован и работает.

Цифровой кошелек

Для платежей в «Яндекс.Такси» нужно привязать карту или выбрать оплату с помощью Apple/Google Pay, наличных.

Внутри приложения Gojek для платежей есть свой цифровой кошелек. Его можно пополнить с банковской карты, мобильного/интернет/SMS-банкинга, в банкомате, в магазинах у дома и у водителей Gojek. Последние 3 варианта происходят через QR-код.

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

В Gojek подчеркивают, что Индонезия — страна наличных, а кошелек GoPay позволяет людям перейти на цифровые платежи. Компания предоставляет все удобства для этого: пополнение кошелька через магазины добавили потому, что водителям Gojek было проще попросить кого-то пополнить их кошелек, нежели делать это самостоятельно.

Кошелек GoPay не только про оплату, через него доступны дополнительные функции и сервисы:

  • GoBills — оплата коммунальных платежей и других счетов.
  • GoPoints — программа лояльности.
  • PayLater — использование сервисов Gojek с отсрочкой платежа до конца месяца.
  • GoPulsa — оплата услуг мобильного оператора.

У «Яндекса» тоже есть цифровой кошелек — «Яндекс.Деньги», там также есть оплата услуг, квитанций, налогов, штрафов. Можно взять кредит или микрозайм. Есть кэшбек. Но чтобы оплатить поездку в «Яндекс.Такси», нужно привязать пластиковую или виртуальную карту «Яндекс.Денег». Выпустить ее можно только из отдельного приложения кошелька или веб-версии «Яндекс.Денег».

Система лояльности

У сервисов внутри «Яндекс.Такси» система лояльности ограничивается использованием промокодов. Ее главная задача — дать скидку на новый заказ и таким образом познакомить с сервисом или отработать негатив из-за неудачной поездки или заказа. Если оплачивать такси и другие сервисы картой «Яндекс.Денег», то за заказы можно получать кэшбек, но его отслеживание и трата будет происходить в отдельном приложении.

Система лояльности GoPoints внутри приложения Gojek мотивирует пользоваться электронным кошельком GoPay, а не расплачиваться наличными. Она выстроена необычно: за каждую транзакцию в кошельке клиент получает токен.

Его можно использовать как жетон в виртуальном игровом автомате: пользователь вращает колесо и получает от 1 до 400 баллов. Выигранные баллы можно обменять на ваучеры в сервисах Gojek, скидки партнеров или купить билет для розыгрыша призов в лотерее GoLucky.

Lifestyle-свервисы

Помимо перевозок и всевозможных доставок, в Gojek есть развлекательные сервисы: поиск и покупка билетов в кино, новостная лента, мобильные игры. Также есть повседневные сервисы, среди которых уборка, запись на фитнес и неожиданный — вызов массажиста на дом. Уборку и массаж компания решила выделить в отдельное приложение GoLife и перекидывает в него из основного приложения по клику на эти категории.

Две тенденции: Gojek уменьшается, «Яндекс.Такси» — расширяется

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

Основой для всей экосистемы Gojek стал цифровой кошелек и система лояльности, которые интегрированы во все сервисы. Gojek представляет собой омниканальную экосистему, которая стремится к тому, чтобы закрыть как можно больше потребностей пользователей в разных сферах.

Многие сервисы доступны в едином супер-аппе. Но Gojek становится больше, возможно поэтому компания решила перенести часть сервисов в новое приложение, которое бы ассоциировалось не с поездками, доставкой и покупками, а с лайфстайлом.

В приложении такси «Яндекс» собирают сервисы по похожему с Gojek принципу: перевозки, доставка, еда на единой платформе. «Яндекс» находится в иной ситуации, чем Gojek. Если первый изначально развивался как супер-апп, то у «Яндекса» сервисы были созданы по отдельности и каждый имеет свою аудиторию. Компания аккуратно собирает их на одной платформе, не добавляя сразу множество новых продуктов.

Основной вызов для них – стоит ли объединять сервисы, на базе каких площадок это делать, как не потерять уже лояльных пользователей. Воспользуется ли аудитория «Такси» новыми сервисами и удалят ли уже активные пользователи «Лавки» и «Еды» привычные приложения? Время покажет, но пока приложение выглядит намного дружелюбнее и удобнее, чем Gojek.

Какое приложение выглядит удобнее?
Gojek
«Яндекс.Такси»
Ни то ни другое
1010
4 комментария

Основное отличие GoJek от Яндекса - в стоимости услуг. 

Например, доставка в яндексе или смежных сервисах стоит по сути как такси.  И не всегда это удобно. 

В GoJek - доставка в среднем обходится от 25 до 90 руб на скутере. Что еды, что обычных поручений. 

В итоге, когда в GoJek заказывают еду, думают "Хочу ли я поднимать жопу от своего бассейна и идти в кафе, чтобы там сидеть на жаре и ждать, либо я закажу и мне привезут из ближайшей кафе (радиус 1-2 км ) за 25 руб мое блюдо."  

Я видел ребят, которые вообще никуда не дергались из отелей, и тусили на территории, заказывая себе разные приколюхи оттуда. 
 

p.s. Живу в Индонезии, и использую Grab / GoJek довольно часто. 

4
Ответить

Надеюсь у нас вся эта хуита с супер-аппами не зайдет

3
Ответить

Сравнение не корректно я считаю, так как в том же Китае по сути все умещается в двух аппах - WeChat и Alipay, а у нас все как через одно место, начнем с того что еду у нас можно заказать в приложении такси, но есть и отдельное приложение и каждый считает нужным выпустить как можно больше СУПЕРприложений. Удобство как для клиента не особо видно.

Ответить

Да, да, это беда наших экосистемщиков. Думают можно создать по приложению на потребность, а потом объединить под зонтичным брендом (Яндекс, Mail, Сбер и т.д.). Но жизнь так не склеивается. Это и в superapp-то проблема.

Особенно недавно порадовало как задача навигации у Яндекса решается отдельно приложением-навигатором и приложением-картами. Это два appa-а для решения одной задачи! Более того, их на андроиде можно запустить одновременно: два разных голоса будут предупреждать о камерах и т.д. Дурдом.

Ответить