{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Супер-апп Gojek и «Яндекс.Такси»: сходства и различия

Российские супер-аппы принято сравнивать с азиатскими. Там тренд на множество мини-аппов внутри одного приложения зародился раньше.

Мы, Heads and Hands, разработчики мобильных экосистем, разобрали сходства и различия азиатских супер-аппов и российских.

Нам стало любопытно, на какие площадки смотрели (и смотрели ли) российские разработчики, как адаптировали похожие сервисы к местному рынку и какие еще интересные идеи есть у коллег с Востока. Из этого получилась серия материалов.

В первом сравним обновленное приложение «Яндекс.Такси», в которое добавили сервисы «Еда» и «Лавка», с индонезийским супер-аппом Gojek.

Исходные данные

Gojek уже в момент создания имел черты супер-аппа, он запустился в 2015 году с четырьмя сервисами: мототакси GoRide, доставки небольших посылок GoSend, доставки продуктов GoShop, блюд из кафе и ресторанов GoFood. Супер-апп строился вокруг услуг мототаксистов и расширялся в сторону грузоперевозок, классического такси, доставки. Были и неожиданные направления: цифровой кошелек, развлечения, уборка и массаж.

Яндекс не объявляли о создании супер-аппа, но в марте 2020 года добавили в приложение такси возможность заказывать еду из ресторанов и кафе. Позже в приложение была интегрирована «Яндекс.Лавка» с доставкой продуктов за 15 минут.

Мы уже сравнивали тогда еще отдельные сервисы Яндекса с малайзийским супер-аппом Grab, теперь посмотрим на сходства и отличия обновленного Яндекс.Такси с индонезийским супер-аппом Gojek.

Перевозки

В «Яндекс.Такси» доступен заказ машин разных статусов: от экономного до элитного. Также есть сервис организации перевозок для бизнеса с личным кабинетом, откуда можно заказывать машины централизованно или открыть доступ сотрудникам через обычное приложение.

Gojek предлагают 3 варианта перевозок: GoRide — мототакси, GoCar — заказ машины с частным перевозчиком, GoBluebird — партнерство с крупнейшей индонезийской службой такси Bluebird. Последний сервис отличает расчет оплаты по счетчику, а не по расстоянию как для GoCar. В отличие от «Яндекс.Такси» выбрать категорию машины нельзя ни в GoCar, ни в GoBluebird.

Каждый вид перевозок в Gojek представлен в виде отдельной иконки, но все они ведут на один и тот же экран с картой и всем доступным транспортом. Решение «Яндекс.Такси» со всеми видами перевозок по одному клику на одном экране логичнее и проще в оформлении заказа для пользователя.

Доставка посылок и грузоперевозки

В «Яндекс.Такси» доступны два варианта доставки: курьер для посылок до 10 кг, доставка грузов до 20 кг на такси и грузоперевозки с доплатой за погрузку. Доставку можно заказать на том же экране, что и такси.

У Gojek доставка выведена отдельными иконками в приложении: GoSend — мотодоставка небольших грузов, GoBox — грузоперевозки. В GoSend можно зайти с главной, GoBox спрятана в дополнительных сервисах. Если интерфейс первого сервиса напоминает такси, то во втором случае нужно выбрать вид грузовой машины и заполнить кучу дополнительных полей.

Здесь решение «Яндекса» опять более user-friendly: ввел адрес, зашел на общий экран, выбрал нужный вид доставки. Разве что не каждый пользователь такси догадается докрутить до конца ленты, поэтому может и не узнать о новых возможностях приложения.

И в «Яндекс.Такси», и в Gojek при грузовых перевозках можно выбрать габариты машины, но у «Яндекса» этот пункт сделан понятнее, с примерами грузов.

Доставка еды и продуктов

«Яндекс» в приложении «Такси» добавили сервисы «Еда» и «Лавка». Быстрый заказ еды доступен с главной приложения (в первых рядах отобразятся места, откуда вы недавно заказывали), и в отдельных вкладках — там повторяется интерфейс оригинальных приложений. Удобно делать заказ, пока добираешься до дома или офиса.

В Gojek за доставку готовых блюд, продуктов и непродовольственных товаров отвечает три мини-аппа: GoFood, GoMart и GoShop.

Сервис GoFood доступен с главной, предлагает заказать не только блюда из ближайших ресторанов, но и снеки, полуфабрикаты из магазинов и лавочек. К слову, снимки блюд в GoFood выглядят совсем не так аппетитно, как в «Яндекс.Еде». Да и изображения занимают меньше места в интерфейсе, чем их описания.

Сервис GoMart позволяет заказывать продукты, средства гигиены, косметику, товары для детей, дома и канцтовары из ближайших магазинов. Заказать можно в основном полуфабрикаты, а вот фруктов и овощей как в «Яндекс.Лавке» нет.

Увидеть и выбрать основные категории товаров можно после выбора локации. Их в отличие от «Яндекс.Лавки» в разы меньше, всего 6, искать продукты в категориях можно с помощью поисковой строки и фильтров по видам продуктов и брендам.

Решение «Яндекса» снова более удобное: до нужной категории продуктов и товаров можно добраться с одного экрана, с меньшим количеством действий, чем в Gojek. А искать продукты уже внутри категории помогают подсказки в виде тегов.

Для покупок чего угодно откуда угодно и блюд из кафе, не представленных в GoFood, есть сервис GoShop. В нем водители занимаются закупками и доставкой. Для российского пользователя сервис покажется примитивным: нужно указать необходимый магазин, вручную набрать список покупок, задать максимальную цену для каждого продукта. Это один из первых сервисов в приложении но, видимо, он до сих пор востребован и работает.

Цифровой кошелек

Для платежей в «Яндекс.Такси» нужно привязать карту или выбрать оплату с помощью Apple/Google Pay, наличных.

Внутри приложения Gojek для платежей есть свой цифровой кошелек. Его можно пополнить с банковской карты, мобильного/интернет/SMS-банкинга, в банкомате, в магазинах у дома и у водителей Gojek. Последние 3 варианта происходят через QR-код.

В Gojek подчеркивают, что Индонезия — страна наличных, а кошелек GoPay позволяет людям перейти на цифровые платежи. Компания предоставляет все удобства для этого: пополнение кошелька через магазины добавили потому, что водителям Gojek было проще попросить кого-то пополнить их кошелек, нежели делать это самостоятельно.

Кошелек GoPay не только про оплату, через него доступны дополнительные функции и сервисы:

  • GoBills — оплата коммунальных платежей и других счетов.
  • GoPoints — программа лояльности.
  • PayLater — использование сервисов Gojek с отсрочкой платежа до конца месяца.
  • GoPulsa — оплата услуг мобильного оператора.

У «Яндекса» тоже есть цифровой кошелек — «Яндекс.Деньги», там также есть оплата услуг, квитанций, налогов, штрафов. Можно взять кредит или микрозайм. Есть кэшбек. Но чтобы оплатить поездку в «Яндекс.Такси», нужно привязать пластиковую или виртуальную карту «Яндекс.Денег». Выпустить ее можно только из отдельного приложения кошелька или веб-версии «Яндекс.Денег».

Система лояльности

У сервисов внутри «Яндекс.Такси» система лояльности ограничивается использованием промокодов. Ее главная задача — дать скидку на новый заказ и таким образом познакомить с сервисом или отработать негатив из-за неудачной поездки или заказа. Если оплачивать такси и другие сервисы картой «Яндекс.Денег», то за заказы можно получать кэшбек, но его отслеживание и трата будет происходить в отдельном приложении.

Система лояльности GoPoints внутри приложения Gojek мотивирует пользоваться электронным кошельком GoPay, а не расплачиваться наличными. Она выстроена необычно: за каждую транзакцию в кошельке клиент получает токен.

Его можно использовать как жетон в виртуальном игровом автомате: пользователь вращает колесо и получает от 1 до 400 баллов. Выигранные баллы можно обменять на ваучеры в сервисах Gojek, скидки партнеров или купить билет для розыгрыша призов в лотерее GoLucky.

Lifestyle-свервисы

Помимо перевозок и всевозможных доставок, в Gojek есть развлекательные сервисы: поиск и покупка билетов в кино, новостная лента, мобильные игры. Также есть повседневные сервисы, среди которых уборка, запись на фитнес и неожиданный — вызов массажиста на дом. Уборку и массаж компания решила выделить в отдельное приложение GoLife и перекидывает в него из основного приложения по клику на эти категории.

Две тенденции: Gojek уменьшается, «Яндекс.Такси» — расширяется

Основой для всей экосистемы Gojek стал цифровой кошелек и система лояльности, которые интегрированы во все сервисы. Gojek представляет собой омниканальную экосистему, которая стремится к тому, чтобы закрыть как можно больше потребностей пользователей в разных сферах.

Многие сервисы доступны в едином супер-аппе. Но Gojek становится больше, возможно поэтому компания решила перенести часть сервисов в новое приложение, которое бы ассоциировалось не с поездками, доставкой и покупками, а с лайфстайлом.

В приложении такси «Яндекс» собирают сервисы по похожему с Gojek принципу: перевозки, доставка, еда на единой платформе. «Яндекс» находится в иной ситуации, чем Gojek. Если первый изначально развивался как супер-апп, то у «Яндекса» сервисы были созданы по отдельности и каждый имеет свою аудиторию. Компания аккуратно собирает их на одной платформе, не добавляя сразу множество новых продуктов.

Основной вызов для них – стоит ли объединять сервисы, на базе каких площадок это делать, как не потерять уже лояльных пользователей. Воспользуется ли аудитория «Такси» новыми сервисами и удалят ли уже активные пользователи «Лавки» и «Еды» привычные приложения? Время покажет, но пока приложение выглядит намного дружелюбнее и удобнее, чем Gojek.

Какое приложение выглядит удобнее?
Gojek
«Яндекс.Такси»
Ни то ни другое
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
4 комментария
Dmitry Baychapanov

Основное отличие GoJek от Яндекса - в стоимости услуг. 

Например, доставка в яндексе или смежных сервисах стоит по сути как такси.  И не всегда это удобно. 

В GoJek - доставка в среднем обходится от 25 до 90 руб на скутере. Что еды, что обычных поручений. 

В итоге, когда в GoJek заказывают еду, думают "Хочу ли я поднимать жопу от своего бассейна и идти в кафе, чтобы там сидеть на жаре и ждать, либо я закажу и мне привезут из ближайшей кафе (радиус 1-2 км ) за 25 руб мое блюдо."  

Я видел ребят, которые вообще никуда не дергались из отелей, и тусили на территории, заказывая себе разные приколюхи оттуда. 
 

p.s. Живу в Индонезии, и использую Grab / GoJek довольно часто. 

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Надеюсь у нас вся эта хуита с супер-аппами не зайдет

Ответить
Развернуть ветку
NONCHALANT

Сравнение не корректно я считаю, так как в том же Китае по сути все умещается в двух аппах - WeChat и Alipay, а у нас все как через одно место, начнем с того что еду у нас можно заказать в приложении такси, но есть и отдельное приложение и каждый считает нужным выпустить как можно больше СУПЕРприложений. Удобство как для клиента не особо видно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хубутия

Да, да, это беда наших экосистемщиков. Думают можно создать по приложению на потребность, а потом объединить под зонтичным брендом (Яндекс, Mail, Сбер и т.д.). Но жизнь так не склеивается. Это и в superapp-то проблема.

Особенно недавно порадовало как задача навигации у Яндекса решается отдельно приложением-навигатором и приложением-картами. Это два appa-а для решения одной задачи! Более того, их на андроиде можно запустить одновременно: два разных голоса будут предупреждать о камерах и т.д. Дурдом.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда