5 причин, почему ваши данные не приносят пользу бизнесу, и что с этим делать

Аналитика — это круто. Она помогает помогает держать руку на пульсе, принимать разумные решения и сокращать расходы. Правда, для многих это работает только в теории, а на практике аналитика превращается в ком непонятных таблиц. Я расскажу, почему для руководителя аналитика превращается в ком и как это исправить.

5 причин, почему ваши данные не приносят пользу бизнесу, и что с этим делать

Я больше 5 лет руковожу дата-консалтингом, который строит аналитику компаниям из диджитал-сфер — эдтехам, финтехам, телекомам. Я видел десятки разных бизнесов, у которых есть проблемы с данными: они не понимают, как навести в них порядок, не могут вытащить нужные им инсайты и при этом тратят на это кучу денег и времени.

Кажется, что бизнесы все разные и проблемы должны быть разные, но на самом деле есть 5 основных причин, почему аналитика не работает. С вероятностью в 99%, если у вас есть какие-то трудности с данными, — они есть списке ниже.

Дисклеймер: обещаю, что не буду топить за то, что всем обязательно надо идти ко мне в мой консалтинг и заказывать аналитику с нуля. Это на самом деле нужно не всем и не всегда — иногда можно обойтись более простым и дешевым решением.

Работа с данными отнимает много времени

Аналитика должна экономить ваши время и силы за счет автоматизации процессов по работе с данными. Если они не настроены, то необходимость собирать информацию вручную, сводить и обновлять таблички, будет отнимать кучу сил у вас и у ваших сотрудников.

Вместо того, чтобы принимать решения и развивать бизнес, вы тратите время на то, чтобы разнести цифры по ячейкам и прописать формулы.

Как это обычно выглядит?

Когда нужно получить общую картину, собирать данные приходится из разных источников.

Возьмем для примера отдел продаж. Чтобы проанализировать, как у него дела, надо собрать вместе отчеты из amoCRM, маркетинговые отчеты из рекламных кабинетов, чтобы отследить откуда пришли лиды, и таблицы с финансовыми показателями компании, чтобы отследить выполнение планов.

Все это богатство сотрудники сами собирают, скачивают, а часть еще и вручную обновляют, пересылают по почте и в мессенджерах. Каждое перечисленное действие — это время. Даже если кажется, что на то, чтобы пробежаться по небольшой табличке и вбить новые данные в ячейки, уходит несколько минут, то сложите, сколько времени тратится на все ваши таблички.

И обязательно добавьте немного на неизбежный тупняк при пересылках — когда файл отправили, но не тот, или не туда, или не так.

Сотрудники отважно осваивают сводные таблицы или ВПР, но, само собой, в этих многократно переписываемых файлах появляются косяки — не так посчитали, не туда занесли цифру, опечатались в формуле. Разбираться, почему это произошло — еще хуже, чем заполнять все с нуля.

Вместо того, чтобы сидеть на троне и принимать стратегические решения Дейенерис сама летала своими руками (и драконами) решать чужие проблемы. И сколько драконов у нее осталось под конец истории? Не будьте, как Дейенерис. 
Вместо того, чтобы сидеть на троне и принимать стратегические решения Дейенерис сама летала своими руками (и драконами) решать чужие проблемы. И сколько драконов у нее осталось под конец истории? Не будьте, как Дейенерис. 

Получается, что аналитика-то есть и вы даже смогли посчитать, кто из ваших продажников больше всего напродавал, но времени на это ушло немеряно. И так каждый день.

И что с этим делать?

Данные должны работать на вас, а наоборот. Работать с ними вручную можно, когда их немного: мало клиентов, мало отделов, небольшие бюджеты. Но чем дальше, тем больше будет расти этот снежный ком.

Обновить одну табличку раз в неделю еще нормально, но сводить каждый день пять штук разных таблиц — это уже тяжело.

Если вы чувствуете, что ком становится великоват:

  • Вводите политики и стандарты по работе с данными: где их хранить (даже если это не база, а папка на гуглодиске) и в каком формате, как их собирать, кто должен обновлять их и как часто это надо делать. Не давайте работе с таблицами превратиться в хаотичный бесконечный поток задач, в котором тонут ваши сотрудники.
  • Рассмотрите сервисы, которые облегчат экспорт данных в Excel и Google — что-то вроде coefficient.io. Если интересно, могу в следующих материалах написать про такие инструменты.
  • Посмотрите в сторону коробочных решений по аналитике — дальше в статье я их ругаю, но на первое время их вполне хватает.

Нужно ли на этом этапе задумываться о создании системы сквозной аналитики? Не всегда: для многих небольших компаний на этом этапе это будет лишней тратой времени и денег.

Строить аналитику пора, когда в ней точно есть необходимость, а готовых решений и сервисов уже не хватает.

Данные не помогают принимать решения, потому что к ним нет доверия

Обычно эта проблема связана с предыдущей. Данных много, они собираются силами разных людей из нескольких источников. И в какой-то момент руководитель смотрит на отчет и понимает, что там какая-то ерунда.

  • Цифры не проходят проверку на здравый смысл — у них странная динамика, слишком резкий необъяснимый рост или падение.
  • Данные из нескольких отчетов не сходятся. Подрядчик, который отвечает за рекламу и лидген, говорит, что привел n лидов, а во внутренних отчетах их n-10 (-100, -1000 и так далее…).
  • Менеджеры отчитываются о невероятных успехах и растущих конверсиях, но прибыль не растет и их достижения остаются на бумаге.
  • Люди, которые составляли отчеты, не могут внятно объяснить причины возникновения ерунды и рассказать, как они обрабатывали данные.

И так происходит несколько раз. Иногда причина в том, что кто-то намеренно подкрутил цифры, чтобы показать себя молодцом. А иногда дело в банальных ошибках из-за невнимательности или непонимания, как правильно посчитать метрики.

Весь сериал люди зачем-то доверяли данным, которые им предоставлял Мизинец, и что с ними стало? Не будьте, как они.
Весь сериал люди зачем-то доверяли данным, которые им предоставлял Мизинец, и что с ними стало? Не будьте, как они.

В любом случае это приводит к тому, что уже составленные отчеты приходится переделывать и перепроверять, копаться в данных. Ну а кто-то может решить, что это вообще все лишнее и лучше управлять бизнесом, руководствуясь интуицией и велениями сердца.

И что с этим делать?

Здесь тоже подойдет решение из предыдущего пункта:

  • Вводить единые стандарты работы с данными, чтобы все метрики в компании считались одинаково. Так будет меньше ситуаций, когда маркетинг и продажи одни и те же показатели трактуют по-разному.
  • Автоматизировать процессы сбора и обработки данных, чтобы снизить вероятность, что кто-то попытается в них что-нибудь исказить.

Если постоянно возникают проблемы с доверием к своим отчетам, тут точно пора задуматься о разработке системы аналитики.

Уже есть готовое «коробочное» решение, но вы постоянно упираетесь в его ограничения

Готовые коробочные решения — это что-то вроде аналитики от Ройстата. Они здорово помогают решить проблему с автоматизацией и с тем, что бизнес может не знать, что ему делать со своими данными. «Коробка» обычно стоит недорого, быстро внедряется и довольно долго закрывает почти все запросы на аналитику.

Главная проблема таких систем — их очень сложно докрутить под себя. Если вы хотите добавить новый источник или посчитать новую метрику, приходится плясать с бубном, чтобы прикрутить их к своей коробке.

Станнис выбрал коробочное решение от Мелисандры, но оказалось, что оно ему не подходит и вообще пророчества у нее не очень. И где он сейчас? Не будьте, как Станнис.
Станнис выбрал коробочное решение от Мелисандры, но оказалось, что оно ему не подходит и вообще пророчества у нее не очень. И где он сейчас? Не будьте, как Станнис.

А еще с «коробочными решениями» часто возникают проблемы с доверием к данным. Только в этом случае перепроверить, почему она у себя внутри что-то странное насчитала, почти невозможно. Ее же не разберешь, чтобы понять, почему она выдает такие странные цифры?

И что с этим делать?

Тут только переходить на кастомную систему аналитики. Если вы выросли из одной «коробки», то новая если и решит проблему, то только временно. Когда запросы на работу с данными становятся достаточно сложными, что готовых решений уже не хватает, это значит, что компания готова к созданию системы аналитики с полноценным хранилищем данных, автоматическим сбором и преобразованием данных, интерактивными дашбордами и отчетами.

Я понимаю, что это все может пока звучать очень абстрактно — отказаться от привычного решения ради каких-то «преобразований» и «интерактивных дашбордов». А чем это на самом деле лучше и удобнее уже готовой системы, не понятно. Об этом можно узнать подробнее на экскурсии по системе аналитики.

По сути это созвон на 1-1,5 часа, где я или мои коллеги детально показываем, как именно устроена аналитика: как мы собираем данные, как верстаем дашборды и как ими пользоваться. Это формат специально для людей, которые задумываются о создании сквозной аналитики, но пока сомневаются, что им это подойдет.

Это бесплатно. Записаться можно по этой ссылке.

Данные есть, но что с ними делать, непонятно

Любой бизнес генерирует данные: сколько денег заработали, а сколько потратили, откуда пришли лиды и сколько стоило их привести, как перформит отдел продаж и так далее. Из всех этих данных можно извлекать инсайты.

Из отчета, где видно количество лидов и число покупок с разбивкой по сейлзам и указанием, сколько каждый из них принес денег, можно получить массу информации.

  • Конверсия из лида в покупателя.
  • Прибыль и средний чек.
  • Выполнение плана для отдела в целом и для каждого сейлза в частности.

Уже неплохо и можно делать какие-то выводы — хотя бы кого из продажников повысить, а кого уволить. Но что делать, если хочется более детальной аналитики, более сложных графиков и отчетов?

Мы в своей практике часто видим, что иногда заказчик действительно не понимает, как можно работать с данными и показать их в совершенно новом свете. Это хорошо видно, если сравнить два дашборда — что сделали по ТЗ, и то, что получилось после наших предложений. В ТЗ не было кучи фишек, о которых заказчик не подозревал, поэтому и не прописал их.

Вот такое было — стало
Вот такое было — стало

Сначала дашборд сделали полностью по ТЗ заказчика. Потом наш BI-специалист провел дополнительные интервью, чтобы разобраться, как в компании пользуются этим дашбордом и и какие проблемы у них возникают. А главное — каких результатов от него хотят добиться.

Потом дашборд перевестали и сделали его не только удобнее, но и понятнее. Обратите внимание на поле с источниками лидов справа. Сначала там были простые кнопки, чтобы отфильтровать данные. Мы добавили на них барчарты — так можно даже, не фильтруя данные, посмотреть, сколько лидов привел каждый канал.

Так специалисты по аналитике и работают: мы не учим заказчиков, как правильно считать метрики и управлять бизнесом, а помогаем найти эффективные способы работы с данными.

Весь 8 сезон Игры престолов Серсея просила у своего пирата боевых слонов, потому что не знала, что еще написать в ТЗ. И что, помогли ей эти слоны? Не будьте, как Серсея.
Весь 8 сезон Игры престолов Серсея просила у своего пирата боевых слонов, потому что не знала, что еще написать в ТЗ. И что, помогли ей эти слоны? Не будьте, как Серсея.

И что с этим делать?

В идеале — искать себе дата-команду. Эти люди наведут у вас в данных порядок и подскажут, что можно с ними сделать.

Еще вариант — провести ресерч. Искать кейсы, смотреть вебинары, читать каналы про аналитику и расширять горизонты, чтобы узнать, что можно делать со своими данными.

Понятно, что делать, но непонятно, кто этим займется

Отдать аналитику в компании специально обученным людям — это правильно, но не всегда и не всем надо нанимать аналитиков в штат.

100% в комментах скажут, что конечно, СЕО дата-консалтинга топит за аутсорс. Но я никому услуги агентства не навязываю. Я сам долго работал в найме и видел, кому своя дата-команда в штате нужна, а кому — не очень.

Обычно небольшим бизнесам, которые только-только задумываются о том, чтобы настроить аналитику, своя дата-команда на фуллтайм не нужна. И даже чуть-чуть вредна, потому что для того, чтобы ее собрать, нужны время, деньги и экспертиза.

  • Время — чтобы заняться подбором, обучением и адаптацией новых сотрудников. На быстрый результат тут рассчитывать не придется, потому что на онбординг еще надо выделить минимум три месяца.
  • Деньги — потому что новым сотрудникам надо платить зарплату, даже пока они только входят в курс дела и еще не начали приносить компании профит.
  • Экспертиза — чтобы оценить компетенции соискателя и понять, что вообще нужно для создания отдела.

C последним пунктом обычно возникают самые большие сложности. Кажется, что чтобы сделать аналитику, нужен аналитик, да? А вот и нет, нужен дата-инжеренер, который развернет хранилище и настроит сбор данных. Если вы наймете аналитика оценивать показатели в чистом поле, где ничего еще нет, тяжко будет вам обоим.

Роберт взял Неда в штат на должность Десницы, потому что считал, что тот отлично справится. И чем это закончилось? Не будьте, как Роберт (и как Нед).
Роберт взял Неда в штат на должность Десницы, потому что считал, что тот отлично справится. И чем это закончилось? Не будьте, как Роберт (и как Нед).

А еще важно, что ваших свеженанятых специалистов надо чем-то занимать, чтобы они не скучали без дела. У молодой компании, которая только-только выстраивает работу с данными, может просто не быть достаточно задач для инженера и аналитика на фуллтайм. А платить зарплату им все равно придется. Это не говоря о том, что большинство толковых специалистов на такой работе просто заскучают и зачахнут.

Когда вы работаете с командой на аутсорсе, планировать нагрузку проще. Много задач — вам выделяют дополнительных специалистов, мало задач — оставляют одного-двух, чтобы мониторить ошибки и вносить мелкие доработки.

И что с этим делать?

Надо объективно оценить, насколько вы сейчас готовы вкладываться в создание своего отдела аналитики. Если у вас нет денег и ресурсов на обучение, а аналитика нужна уже сейчас, то нанимать людей будет нерационально.

Агентство на аутсорсе предлагает предсказуемый результат с прозрачными сроками и бюджетом. А еще снимает с вас кучу проблем с наймом, обучением, адаптацией и прочими эйчарскими процессами.

Так что же сделать, чтобы данные работали?

Самое главное, это поддерживать в них порядок. Совсем необязательно бросаться на поиски идеального решения из коробки, нанимать команду аналитиков или разрабатывать дорогую систему аналитики с нуля.

Хотя, конечно, последний вариант лично мне нравится больше всего.

Ориентируйтесь на свои возможности и запросы бизнеса. Ищите возможности оптимизировать процессы по работе с данными, чтобы они не превращались в снежный ком, и внедряйте способы автоматизации, когда почувствуете, что разбирать их руками становится слишком тяжело.

И напомню про экскурсии. Если после статьи вы поняли, что готовы решить свои проблемы радикально и разработать систему аналитики, записывайтесь — расскажем (я или моя коллега), покажем, ответим на все вопросы совершенно бесплатно.

1515
37 комментариев

Так себе советы, если честно. Если человеку надо объяснять такие элементарные, что данные "надо держать в порядке" и вводить регламенты, как с ними работать, то может ему рановато идти в бизнес?)

1
1

В бизнес может и рановато. Но заплатить им деньги, если они у него вдруг есть, в самый раз

1
1

Да, действительно, все и так знают, что все рабочие документы и таблицы надо держать в порядке. Но по мере роста компании, числа людей, процессов, хаос неизбежно возникает. Не из-за того, что кто-то не умеет управлять бизнесом, это естественный процесс. На 100% его не предотвратить, но можно с ним бороться.
Вот про как раз мой совет — просто напоминание, что в какой-то момент компаниии придется начинать прописывать жесткие регламенты и стандарты, чтобы люди не делали с данными что-то странное.

2

Не совсем понимаю, чем принципиально отличается ваша система аналитики от коробочной или от того, что люди сами делают вручную? Именно в плане доверия к данным. Как в “коробку” человек не заглянет, так и в вашу систему. И если с цифрами что-то не так, то как он сможет об этом узнать или как-то повлиять на это?

1

Внутрь кастомной системы аналитики как раз можно заглянуть и разобраться, как она собирает и преобразовывает данные. Да, понадобится помощь аналитика или дата-инженера, но если какие-то ошибки где-то закрались, их можно найти и исправить.
К тому же, при разработке инфраструктуры мы настраиваем системы алертов. Если вдруг возникнет какой-то сбой на любом этапе работы с данными (обычно что-то меняется в источнике и ломается скрипт, который тянет даныне оттуда), мы о нем узнаем.

Приходите на экскурсию — там и заглянем!

Не понимаю, какие еще “коробочные решения”? Вы про них столько пишете, но даже ни одно не назвали.

1

Самый известный пример — это Ройстат. Не хочется упоминать конкретные названия в статье, чтобы это не выглядело как антиреклама или попытка очернить конкурентов)