{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Заказов было ровно 0, а клиенты требовали деньги обратно» — почему Bash Today рад случившемуся кризису

О том, как сервис для бронирования площадок под мероприятия пережил пандемию — эмоциональных ямах и взлетах, а также новых проектах, реализованных в сложной экономической ситуации

Сфера мероприятий пострадала одной из самых первых. Все еще ходили на работу и не знали слова “самоизоляция”, когда грянул гром — запрет массовых мероприятий. Сначала можно было собираться до 50 человек, затем до 20, а в какой-то момент стало опасным просто выходить из дома.

Количество заказов стремительно уменьшалось, а в какой-то момент их стало 0. Как и следовало ожидать, клиенты начали запрашивать возврат средств, отменяя мероприятия. Нам нужны были деньги и силы не бросить все. Рассказываю о том, что мы приобрели и чего важного лишились.

До кризиса

На март месяц 2020 года пришлось самое бурное развитие сервиса. У нас было все — инвестиции (осенью прошлого года мы закрыли большой раунд и как раз зимой 2020 года начали вкладывать эти деньги в развитие), новый офис, новый сайт, который мы сделали для того, чтобы иметь возможность быстро донакатывать новые функции. К тому же, именно в тот момент у нас сформировалась хорошая команда — мы не только поддерживали работоспособность сервиса, но и активно вели его вперед.

Офис, в который мы переехали зимой

Одним из важных событий для компании стало начало B2B сотрудничества с крупными компаниями — к этому мы стремились очень давно и, наконец, смогли осуществить. Подписали контракты с несколькими брендами на проведение большого количества мероприятий в год.

Тогда же мы мобилизовали все наши силы, чтобы вывести бизнес в операционную прибыль. Это стоило нам многого — времени, нервов — каждый чувствовал свою ответственность и работал буквально без выходных ради общего блага.

С этого сообщения начался февраль. Готовиться было к чему - мы никогда не работали так усердно, как в том месяце

По итогам первых двух недель марта все шло идеально — мы были близки к успеху!

И все потеряли.

Начало пандемии

Переживать я начал гораздо раньше, чем все случилось, потому что я по натуре своей человек-паникер. Я изучал аналитику зарубежных стран, новости, рост заболеваемости и понимал, что нас что-то ждет. Я не мог представить таких масштабов, которые случились, но знал — нужно что-то делать. Мы даже общались на эту тему с инвесторами, но все посмеивались и мы продолжали работу.

День Х

16 марта 2020 года я помню, как день Х. Именно тогда был издан указ мэра, который ограничивал проведение массовых мероприятий.

У нас было столько финансовых обязательств, что разумной мыслью казалось просто закрыть бизнес, но мы решили, что это успеем сделать всегда. Первое, что сделали — сократили расходы. Все платные подписки, сервисы и то, что не было жизненно необходимым для сайта — отключили.

Часть письма, которую я от своего лица отправил нашим партнерам 16 марта

Потери в команде и эмоциональная яма

Я проинформировал о ситуации учредителей и выступил перед сотрудниками, откровенно поделившись опасениями, страхами и той правдой, которая далась мне крайне тяжело — мы не могли оставить часть команды.

Мы не герои. Мы не смогли сохранить всю команду и высокие зарплаты. Но мы были честны друг с другом и помогли большинству устроиться на новые места.

Это был один из самых сложных дней пандемии. Я — тот человек, кто всегда с большим трудом прощался с людьми. Так как мы стартап и возможности нанимать крупных профессионалов с большим опытом не было, мы брали тех, кто разделял наши ценности — а уже дальше сами давали им знания, опыт и буквально “взращивали” каждого сотрудника. Конечно, расставаться было тяжело.

Это сообщение стало самым сложным, что мы когда-либо писали с фаундерами нашим сотрудникам

Тех, с кем нам пришлось попрощаться на этом проекте, мы не бросили. Мы собрали резюме, отправили своим знакомым, у кого есть бизнес, выложили ребят в соцсетях и всячески постарались помочь. Большинству удалось найти проекты с нашей помощью, кто-то нашел сам. А для нас оказалось приятным открытием, что компании с большой охотой принимают к себе людей после работы в Bash, многих даже взяли с повышением в должности.

Это, например, фото с одного из наших тимбилдингов - мы ходили на прятки в темноте. Часть этих людей уже не работает с нами, но мы рады, что смогли сохранить со всеми дружеские отношения

С нами осталась примерно половина команды. Те, кто был ее “реактивным” костяком — мы знали, что именно без них будет очень сложно воссоздать в будущем работу сервиса, потому что любой бизнес — это, прежде всего, люди, которые его строили.

Но вопросов все еще было больше, чем ответов — куда вести бизнес, что можно придумать в таких сложных условиях, чем платить оставшимся сотрудникам?

Мы приняли так много тяжелых решений в сжатые сроки, что буквально провалились в эмоциональную яму безысходности на 2 недели. Мы не могли продолжать старое и начинать новое. Это было ужасно.

Середина кризиса

Спустя пару недель началось тяжелое психологическое и финансовое давление — каждый день мы получали по 70-100 писем с просьбами о возврате средств за мероприятия. Мы понимали клиентов, но отдавать долги нам было нечем — не ожидая таких событий, мы вкладывали средства из оборота в рост компании.

Мы предлагали клиентам варианты переноса мероприятия и заморозки средств, но соглашались на них единицы. Нам вынужденно пришлось увеличить сроки возврата, а когда клиенты узнавали, что с него будет удержано 5% на транзакционные издержки (что было указано в Пользовательском соглашении) — мы получали нелестные письма, претензии и даже угрозы.

Вот так в один момент мировая пандемия стала “исключительно нашей проблемой”

Мы поняли, что у нас больше нет права жалеть себя, пора сжать кулаки и идти в бой — мы были ответственны не только за клиентов, но и сотрудников. Буквально днями и ночами (несколько дней мы просто не спали) мы думали о том, как решить ситуацию и наладить операционную деятельность. Накидали идей. Они были двух типов: первый — это новые стартапы, которые в рамках команды можно реализовать с нуля, а второй — более реалистичные вещи. Мы с фаундерами разделились на несколько этих направлений.

Проекты, которыми мы занимались (удачные и неудачные)

  • Аутсорс разработки и дизайна. Одно из самых удачных наших решений, о котором, впрочем, мы задумывались и до пандемии. Мы долго оттачивали свои знания и опыт в этой сфере, поэтому от работы с другими проектами нас отделяли только формальности — портфолио, предложение и т.д. В середине мая мы уже получили первый заказ. Сейчас это направление у нас развивается и в будущем мы планируем сделать из него полноценное агентство разработки, дизайна и исследования рынка.
  • Z-back. Виртуальные фоны для созвонов в Zoom, где указана информация о спикере и организации. Эдакие “визитки” в онлайн-формате. Мы сделали MVP и до сих пор считаем идею классной — сейчас вы можете сделать фон для себя по ссылке. Но тогда нам не хватило технических ресурсов, чтобы продвинуть проект дальше.
Прототип Z-back
  • Duo Screen. Комплексное решение для виртуальных мероприятий. Студия с двумя огромными экранами и бесконечными возможностями кастомизации и адаптации решения под заказчика. Многоракурсная съемка спикера и мероприятия в FullHD, трансляция на популярные платформы и команда профессионалов: режиссер, операторы, технические специалисты.

    Этот проект активно развивается. Им вплотную занимался один из фаундеров, Родион, в сотрудничестве с другими предпринимателями, потому что наших компетенций там не хватало — нужна была аппаратура и технические знания.

Например, 24.09 здесь прошла трансляция конференции Сбера для региональных руководителей банка

  • Snapsss. Дистанционная съемка от фотографа прямо в телефоне заказчика. Все, что нужно было клиенту — смартфон с хорошей камерой и желание. Мы были готовы разработать концепцию съемки и предоставить личного менеджера. Здесь, к сожалению, дальше лендинга не зашло — не хватило времени и сил на этот проект.

Набросок лендинга для проекта “Snapsss”

Кризис — это огромное окно возможностей, тот самый момент, когда перетряхивает полностью почти все рынки. Можно заполучить чужие ценные кадры, можно приобрести актив по минимальной стоимости. К сожалению, финансовых возможностей у нас не было, но мы могли применять свои навыки. Даже к новым проектам и идеям подходили с позиции гипотез и lean-разработки продуктов.

Отношения с площадками, которые размещаются на Bash

Было...непросто. Ситуация у нас была одинаковая — ни у них, ни у нас не было заявок. Мы приняли решение изменить формат сотрудничества — если ранее мы брали 20% с суммы сделки (комиссию всегда оплачивает площадка, а не клиент, для него стоимость такая же, как при бронировании напрямую), то теперь предложили вариант “5+5”.

Так выглядела одна из страниц лендинга, посвященного новому формату

5000 руб. в месяц за размещение площадки + 5% с суммы сделки (больше 3,5% из которых — расходы на эквайринг и сопутствующие сервисы). Мы считали, что это взаимовыгодное решение — у площадок оставалась бы почти вся сумма сделки, а мы могли поддерживать сервис, который давал некоторым площадкам 60-70% заявок, а большинству — около 40%, в рабочем состоянии (оплачивая инфраструктуру и минимальную часть команды).

Мнения партнеров разделились на два лагеря — был небольшой круг владельцев площадок, кто поддержал нас, понимая, что для них это значительно выгоднее комиссии. К тому же, так они смогут помочь нам пережить кризис и продолжать получать заявки с нашего сайта в будущем.

У большинства же это вызвало крайне негативную реакцию, ведь мероприятия на тот момент были фактически запрещены и в event-индустрии произошел полный коллапс.

90% фидбэка по нашему предложению выглядело так
Справедливости ради, такие сообщения тоже были

Что это дало, кроме негатива?

На сервисе осталось меньше площадок, но мы знали, что они готовы размещаться (а значит, они нашли способ остаться на рынке). В конечном итоге эти площадки получили больше заявок из-за снижения конкуренции, а мы вернули изначальный формат работы.

Сейчас мы считаем, что это предложение можно было не формировать и оставить все, как есть. Но мы получили ценный урок, ради которого стоило все затевать — в стрессовых ситуациях можно увидеть реальную картину отношения к вам и вашей работе. Мы увидели.

Окончание самоизоляции и самые значимые выводы

Потерь было много — мы потеряли часть команды, съехали с классного офиса, в котором пробыли буквально несколько месяцев, потеряли B2B-направление, которое так долго пытались развить.

Но, думаю, приобретений было значительно больше — мы открыли для себя новые направления бизнеса, новые возможности, новых людей, с которыми, возможно, в другой ситуации наши пути бы не пересеклись. Да, роста выручки на бронировании площадок мы в этом году не сделаем, но за счет всех остальных проектов есть большая вероятность, что 2020 мы закроем успешно.

Мы поняли, что самое важное в любом деле — люди, которые тебя окружают.

У компании могут быть красивые цифры, метрики и презентации, но если в твоей команде нет искренних, сильных людей, которые готовы бороться и преодолевать трудности вместе с тобой — этот бизнес обречен.

Я действительно горд теми, кто прошел со мной весь этот путь — у нас оказалась настолько “самоходная” и инициативная команда, готовая к самопожертвованиям и борьбе, что я о таком и не мечтал. Да, везде есть свои трудности, нужно приспосабливаться, но сейчас я понял, что главный актив компании — это порядочные и честные сотрудники, горящие своим делом и готовые к командной работе.

А если вторая волна?

Как-то так мы представляем себя в пока несуществующую “вторую волну”

Сейчас она нам не страшна. Если в «первую» волну у нас не было никаких других источников монетизации, то сейчас показатели, конечно, могут упасть, но это не будет критичным. Если будет и третья, то и ее пройдем.

Весной медиа транслировали, что мир никогда не будет прежним. Это факт. Мы нашей небольшой командой действительно изменились. Начали мыслить иначе, как говорят, think outside the box. Кризис — это тяжело, но мы благодарны ему за ускорение нашего роста и апгрейд нашего подхода к бизнесу.

Но мы все же надеемся, что этого не произойдет — нам нужно возвращать основной бизнес в нормальное русло. Мы не так давно закончили процесс “выживания” и начинаем понемногу увеличивать расходы. В первую очередь — поднимем зарплаты бойцам, которые прошли с нами весь путь “от и до”.

Мойте руки чаще и теплее одевайтесь — тогда никакая “вторая волна” нам грозить не будет :)

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

Вот это подстава, конечно — пишете, какая у вас зашибись команда и вообще всё круто и в то же время выкладываете такие куски внутренней переписки, по которым видно, что атмосфера в компании... ну такое. Особенно часть про наказание за опоздание «порадовала». 

мы брали тех, кто разделял наши ценности - а уже дальше сами давали им знания, опыт и буквально “взращивали” каждого сотрудника

«Строго наказывая» за опоздания? Точнее даже угрожая строгими наказаниями? 

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Да, во времена мобилизации приходится проявлять жесткость. так бывает, увы. Сам перечитал, передернуло. 

Могли приукрасить текст для статьи, но решили быть честными. 

Ответить
Развернуть ветку
yesYouStp

Да дичь какая-то, то у них "мобилизация" за инвесторские деньги, то через 3 недели разогнали часть народа. Так инвесторские деньги или жаба инвесторская? Потом еще решили 5к брать с людей, у которых нет денег. Зачем статья, опозориться?

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Кира, спасибо за ваше мнение. Мы искали разные способы существования в тяжелое для всех, а для нас в особенности время. Отрасль ивентов пострадала почти больше всех, наряду с авиапрелетами. Для кого-то позор, для кого-то будет интересно узнать, как мы справились с кризисом, вернули клиентам деньги и не закрылись, а развиваемся. Да, и кстати, говоря, ни копейки инвесторской здесь потрачено не было, мы в прибыли уже на протяжении пяти месяцев. Делимся опытом с другими, вдруг что-то будет полезное. Жаль, что вам это кажется бездарным и позорным, но тут уж могу только развести руками - у каждого свое мнение. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Batishchev

Спасибо, что поделились иторией. Очень интересно было прочитать ваш опыт. У нас еще ничего так прошло получается..

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Федина

То ли слог, то ли примеры, но статья действительно оставляет неприятное послевкусие непонимания и расстройства в отношении фаундеров 

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Будем стараться порадовать вас в следующий раз!

Ответить
Развернуть ветку
Ira Senkevich

Ребята, вы большие молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Королевский

Bash Today как-то связан с bash.org?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

А может с Bourn-Again-Shell? )

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда