Jio — главная телеком-экосистема Индии. Закрыла все потребности абонентов, создала суперапп, обошла Apple по силе бренда

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

В статье исследуем, как устроена телекоммуникационная экосистема Jio. Которая впервые попала в рейтинг сильнейших брендов мира по версии Brand Finance и сразу на пятое место, уступив только WeChat, Porsche, Сберу и Coca Cola:

Сейчас Jio в телеком-индустрии — это:

  • Крупнейшая компания Индии
  • Третья компания мира по числу абонентов — 411 млн
  • Самый быстрорастущий бренд мира с точки зрения стоимости — экосистема выросла на 50% в 2020 году и преодолела отрицательную тенденцию в отрасли

Очень короткая предыстория

Компания Jio развернула LTE сеть по всей Индии в 2016 году. Она работает только по этому стандарту — без 2G и 3G. За первые два года работы компания привлекла 250 млн пользователей и стала первой в мире, пробившей отметку так быстро. Даже китайский WeChat собирал ту же аудиторию больше двух лет.

Интернет-рынок в стране вырос в три раза в первый год работы Jio. Спустя два года экосистема стала самым крупным оператором в мире по объему трафика и покрыла 99% населения Индии. Телеком-гигант делал упор на экосистемное развитие и создавал много различных сервисов для пользователей. В отличие от других операторов в Jio развивали именно дополнительные сервисы и строили мобильную сеть уже вокруг них.

Поэтому больше половины аудитории Jio пользуется ее сервисами, в то время как у других мировых операторов процент проникновения дополнительных сервисов всего около 10%. Компания воспользовалась отсутствием на рынке сильных брендов и предложила людям первый в их жизни высокоскоростной интернет, бесплатный в первые полгода и доступный даже на кнопочных телефонах.

За 5 лет экосистема стала лидером в Индии почти во всех секторах экономики:

  • мощные широкополосные сети для домашнего интернета, кабельного телевидения и телефонии
  • набор лайфстайл-приложений
  • суперапп для управления сервисами
  • интеллектуальные устройства
  • медиа
  • стриминговые сервисы
  • бизнес-инструменты

Рассмотрим детальнее самые интересные сервисы экосистемы

Доступ к сервисам через единый ID

Воспользоваться мобильными сервисами экосистемы могут только пользователи с сим-картой Jio. Это традиционный подход в телеком-секторе: номер телефона заменяет логин, а пароль обычно приходит в сообщении при авторизации. Поэтому попасть в сервисы Jio в России — очень сложно. Пользователи, которые хотят стать абонентом оператора, могут заказать доставку сим-карты на сайте. Это удобно и современно.

Суперапп для управления сервисами

Одновременно с запуском LTE сети в 2016 году, Jio запустила сразу несколько мобильных приложений, сосредоточенных на потребление контента: музыкальный сервис, видео платформа, смарт ТВ, облачный сервис, браузер и агрегатор новостей:

В 2020 году Jio объединила приложения в суперапп — MyJio, который позволил управлять всеми приложениям через единый интерфейс, пользоваться общим поиском и голосовым помощником:

Домашний интернет, телевидение и телефония в одном кабеле

Чтобы подключить дом или офис к телефонии, Интернету и кабельному телевидению, в Jio используют единый кабель широкополосного доступа — TriplePlay.

Смарт-приставка Jio объединяет крупнейшие стриминговые сервисы мира, кабельные каналы и различные приложения. На главном экране пользователь получает доступ к Netflix, Amazon Prime, Disney Hotstar, Sony LIV и другим:

Главная особенность приставки — пользователи получают доступ ко всем видеостриминговым площадкам через единый логин. Например, когда российский пользователь смотрит фильмы или сериалы через смарт ТВ, он должен авторизоваться в разных приложений под разными логинами.

Пользователям Jio TV+ достаточно ввести свой экосистемный ID, чтобы получать контент со всех площадок. А голосовой ассистент или стандартный поиск найдут фильм в любом приложении. Кроме этого разработчики могут создать свое мини приложение для Jio TV+ и разместить его в магазине приложений.

Технология умного дома

С устройствами Jio можно принимать видеозвонки на экране телевизора, настроить круглосуточное видеонаблюдение в доме, удаленно управлять техникой и электричеством, подключать смартфон к игровой приставке и использовать вместо геймпада.

В прошлом году компания разработала смарт очки смешанной реальности — Jio Glass. Они подключаются к смартфону и позволяют просматривать голографический контент, проводить встречи в трехмерном виртуальном пространстве и общаться в режиме реального времени.

Веб-браузер Jio

В 2020 году правительство Индии заблокировало пол сотни китайских приложений. В их числе был второй по-популярности браузер в Индии — от Alibaba. Веб-браузер Jio, который работает с 2018 года, занял освободившееся место.

Позиционирование JioPages построено на противопоставлении китайскому сервису — экосистема сфокусировалась на безопасности и приватности пользовательских данных. В нем можно выбирать поисковую машину — Google, Bing, MSN, Yahoo или DuckDuckGo, пользоваться темной и светлой темой, персонализированной новостной лентой, менеджером загрузок, режимом инкогнито, встроенным блокировщиком рекламы и работать на одном из восьми языков Индии.

Автономный мессенджер

В цифровой экосистеме, особенно азиатской, наличие мессенджера —обязательно. JioChat появился в 2015 году и за два месяца собрал 2 млн пользователей. По своему функционалу он сравним со Skype, WhatsApp, WeChat и Viber. Уникальным мессенджер делает наличие автономного режима, в котором пользователи могут обмениваться сообщениями без подключения к мобильной сети или интернету. В мессенджере можно проводить групповые видеоконференции, выкладывать сториз как в Instagram, создавать персонализированные стикеры и эмодзи.

Бизнес-инструменты

В Jio создали набор различных инструментов для бизнеса. Пользователи могут бесплатно хранить до 100 ГБ файлов в облачном сервисе экосистемы. Для сравнения: Яндекс.Диск, Облако Mail.ru и Google Drive суммарно предлагают в три раза меньше. Большинство абонентов используют JioCloud для автоматической синхронизации со смартфоном: хранения фотографий, видео, документов и резервной копии:

В мае 2020 года в экосистеме Jio появился аналог Zoom — JioMeet. Который превзошел его по функционалу: неограниченное время бесплатного звонка, 100 участников в одной комнате, трансляция на нескольких устройствах и быстрое переключение между ними, демонстрация экрана, календарь, защита комнаты паролем и демонстрация шести участников на мобильном экране. JioMeet бросил вызов Zoom:

Также экосистема развивает открытый маркетплейс: веб-версию, отдельное приложение и как сервис в супераппе. Продавцы могут заключить партнерство и продавать свои товары через маркетплейс или открыть розничный магазин под брендом Jio по франшизе. Вместе с этим Jio предлагает сервис для контроля и регистрации посетителей и персонала — JioGate.

Развлекательные сервисы

Jio закрыла развлекательные потребности своих абонентов в 2016 году. Экосистема развивает собственный онлайн-кинотеатр с оригинальным и сторонним контентом, музыкальную платформу, игровой центр и медиа платформу:

Jio заключила партнерство с Disney и бесплатно показывает мультфильмы студии для своих абонентов. Чтобы получить доступ к разделу Disney, пользователь должен отправить ссылку-приглашение пяти контактам через мессенджер или соцсеть.

Производство кнопочных телефонов с приложениями и интернетом

В июне 2015 года Jio заключила соглашение с отечественным производителем мобильных телефонов Intex на поставку телефонов, способных передавать голос через LTE. Однако в октябре 2015 года Jio объявила, что будет запускать собственный бренд мобильных телефонов под названием LYF и выпустила уже четыре модели.

Другая модель телефонов JioPhone позиционировалась как доступный LTE телефон или фичерфон: 2,4-дюймовый дисплей, двухъядерный процессор, 4 ГБ внутренней памяти, поддержка связи ближнего действия, набор приложений под брендом Jio, голосовой помощник экосистемы и магазин приложений с Facebook, WhatsApp и YouTube:

В низком ценовом диапазоне JioPhone контролирует 80% рынка за счет наличия LTE и интеграции с сервисами Jio. А получить телефон можно в бесплатную аренду на неограниченный срок за возвращаемый депозит.

Кошелек с комиссией в пользу абонента

В Jio есть экосистемный платежный инструмент и мобильный кошелек JioMoney. Он позволяет принимать платежи по QR-коду, оплачивать счета в интернете и магазинах. Но для поощрения абонентов Jio работает отдельная система лояльности JioPOS Lite. Это приложение, которое возвращает абоненту фиксированный процент от всех его транзакций.

Когда он пополняет счет JioPOS Lite, к его сумме автоматически добавляется фиксированный процент от суммы пополнения. А когда абонент оплачивает мобильную связь друга или родственника или любого другого абонента Jio, сервис возвращает ему процент от суммы перевода. Получается комиссия за перевод, но только в пользу абонента.

Планы экосистемы

Владельцы Jio планируют развернуть 5G сеть во второй половине 2021 года. Компания стала первым представителем телеком-сектора Индии, которая открыто объявила о своих планах. Также в разработке находится новая модель смартфона. Jio объединилась с Google, чтобы создать первый 5G смартфон в стране, стоимость которого будет в пределах обычной рыночной цены. Когда компания развернет 5G сеть, все существующие в экосистеме сервисы начнут работать по новому стандарту. Случится новая революция на телеком-рынке Индии.

Какую телеком-экосистему разобрать в следующий раз?
МТС
AT/T Inc.
Verizon
Airtel
T-Mobile
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Даниил Романов

Спасибо за клевую инфу. Думаю стоило бы добавить про фаундеров, как к этом пришли и про финансирование. Думаю раз такое клевое развитие, в плюс пока не вышли.

Ответить
Развернуть ветку
Санан Фатуллазаде

На vc уже есть несколько статей про jio, в том числе про основателя материнской компании)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

Не очень понятно про стриминговые сервисы. Они просто собрали все приложения на смарт приставке, или пользователи получают доступ к контенту всех стримингов за фиксированную плату? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Санан Фатуллазаде

.

Ответить
Развернуть ветку
Di Dizo

Про сбер что-то сомнительно . Ростелеком со своим wink чем-то обогнал в стриминге

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Bogomolow

только почему Porsche когда это Ferrari ? 

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Krass

Тут или косяк с лого, или косяк в тексте

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда