Отправить и получить в целости: могут ли незрячие воспользоваться курьерскими доставками

Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.

Также мы писали о доступности:

Необходимость что-то кому-то передать есть всегда. Это могут быть документы, которые нужно передать по городу, или вещи, которые требуется отправить в другой город. При этом далеко не всегда удобно (да и не всегда хочется) пользоваться услугами почты России, доступность онлайн-сервисов которой незрячие тестировщики проверяли весной 2020 года.

На такой случай существуют курьерские службы доставки. Доступность четырех крупных из них проанализировали незрячие тестировщики:

  • СДЭК;
  • Достависта;
  • DPD;
  • Boxberry.

Тестировщики пробовали воспользоваться несколькими основными пользовательскими сценариями:

  • Доступность и информативность главной страницы;
  • Доступность информации о пунктах самовывоза, контактной информации для связи с отделами, оформления претензии и т.д.;
  • Возможность изменить сроки доставки, пункт самовывоза и т.д.;
  • Возможность оформить накладную;
  • Возможность отказаться от доставки;
  • Возможность отслеживания груза по номеру накладной.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ — отличная доступность.

4-4.5 — доступность выше среднего.

3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 — доступность хуже среднего.

2.5 и ниже — доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждой компании.

СДЭК

Сайт доступен хуже среднего. Незрячий пользователь сможет найти удобный пункт доставки или самовывоза, а также всю контактную информацию для связи с компанией. Однако на сайте нельзя выбрать регион, город и указать свое местоположение с помощью поиска, если используется скринридер. Можно отследить движение груза по номеру накладной, но с ее оформлением и отказом от доставки возникают сложности. Например, не все редакторы доступны с клавиатуры.

Приложение на Android совсем недоступно для пользователей скринридеров.

Приложение на iOS высоко доступно: можно оформить накладную, выбрать свое месторасположение, найти нужный пункт приема и самовывоза грузов.

Достависта

Сайт доступен хуже среднего, как и приложение на Android. Приложение на iOS доступно на среднем уровне. Пунктов самовывоза у компании нет, так как она работает только на доставку. На сайте пользователь скринридера сможет выяснить всю необходимую информацию о вариантах доставки, стоимости услуг и возможности вызвать курьера. Связаться с компанией можно с помощью электронной почты или чата. Чат плохо доступен: часто скачет курсор, происходят ложные срабатывания курсора, не всегда работают звуковые оповещения о входящем сообщении. Оформить накладную возможно, хотя возникают сложности с выбором оплаты, так как это элементы «по щелчку». Изменить параметры доставки можно только через техподдержку. Не всегда кнопка отказа от услуги видна скринридеру.

В приложении для Android незрячий человек сможет узнать необходимую информацию. Однако воспользоваться основной функцией приложения — вызов курьера — он не сможет: нельзя заполнить поле «Адрес» при использовании скринридера.

В приложении для iOS можно вызвать курьера, несмотря на то, что часть полей не подписана, а также возникают проблемы с их активацией.

По словам пиар-менеджера «Достависты» Натальи Николашиной, они сотрудничают с организацией, в которой работают незрячие люди. Для удобства сотрудников операторы «Достависты» принимают у них заказы по телефону.

Отметим также, что среди курьеров компании работают и люди с нарушением слуха.

DPD

Проверяли только сайт, приложений у компании нет. Он доступен выше среднего. Пользователь скринридера сможет узнать всю необходимую информацию и отследить отправление по номеру накладной, отказаться от услуги. Также он сможет зарегистрироваться на сайте, хотя с этим возникают определенные сложности. Например, часть элементов являются кликабельными, а тип и тема обращения в форме обратной связи — просто текстовая строка.

Заполнить накладную онлайн — невыполнимая задача для незрячего человека. Все кнопки в этой форме недоступны для скринридера, но одновременно с этим на них можно нажать. Нет возможности понять, что происходит после нажатия, что именно было выбрано. Также нельзя выбрать интервал доставки.

Boxberry

Проверяли только сайт, приложений у компании нет. Он практически не доступен для человека, пользующегося скринридером. Главная страница плохо доступна из-за всплывающего окна с просьбой уточнить свой город. Если сайт определил город неправильно, то вопрос про него остается, несмотря на то, что пользователь уже выбрал название из списка самостоятельно.

Контакты для связи с компанией есть, они доступны, но очень сложно найти эту информацию. Заполнить заявку на накладную невозможно из-за проблем с выбором города. Также не получится изменить пункт самовывоза или время доставки. Отследить отправление можно, но проблематично.

Выводы

По результатам проверки выходит, что незрячему человеку проще вызвать курьера по телефону, чем через сайт или мобильное приложение. Если сравнивать с Почтой России, то через онлайн-сервисы почты можно отследить, где находится отправление, зная его трек-номер, а онлайн-сервисы курьерских служб не всегда позволяют это сделать, если человек использует скринридер.

11
Начать дискуссию