Развитие персонала: топ-7 ошибок, 6 шагов к построению системы и автоматизация обучения

Многие работодатели занимаются развитием персонала. Они оплачивают для сотрудников тренинги по росту продаж в космос, курсы по 44-ФЗ и 223-ФЗ, проектному управлению и продвижению в соцсетях. Специалисты учатся, но на компанию почему-то не обрушивается денежный поток.

Раз уж бизнес оплачивает развитие персонала, то необходимо получать от этого максимум пользы. В этом материале раскроем 7 ошибок в развитии персонала, опишем 6 шагов к внедрению системы обучения и расскажем, чем для этого хорош Битрикс24.

Да, существуют другие системы, с помощью которых можно подключить обучающие курсы и настроить тестирование. Но если компания использует Битрикс24, то может создать полноценный корпоративный портал и использовать остальные инструменты системы: автоматизацию отдела продаж, сквозную аналитику, учёт рабочего времени и эффективности.

Топ-7 ошибок в развитии персонала

  1. Нет закрепления на практике. Менеджеры послушали лекции, сфотографировали слайды спикера и даже записали что-то полезное в заметки. Но если сотрудники не отработали новые знания на практике, не закрепили как навык, то через 72 часа большая часть информации забудется и обучение окажется напрасным.

  2. Нет системности. Развитие персонала происходит хаотично. Сотрудников то отправляют на 5 курсов подряд, то не обучают годами. Из-за этого возникают пробелы в знаниях или переизбыток информации. Финансовые затраты есть, а реального улучшения уровня профессиональной подготовки сотрудников — нет.

  3. Увлечение модными, но бесполезными курсами. Например, менеджеров прокачивают в отработке возражений, хотя отдел ведёт сделки в Excel и не справляется с потоком заявок. Компании полезнее установить CRM и учить сотрудников работать в ней, чем тратить деньги на «развитие», которое не совпадает с корпоративными целями.
  4. Нет мотивации. Сотрудники не видят пользы от своего развития. Оно не влияет на карьерный рост, размер премии или самореализацию. А значит, не стимулирует и рост компании. Такое обучение коллектив воспринимает, как возможность отлынивать от работы.

  5. Нет охвата всех должностей. Развитие в компании только для избранных — для руководства или маркетологов. А в коллективе есть ещё эйчары, бухгалтеры, дизайнеры, IT-шники, водители и другие ребята.
  6. Нет обновления обучающих программ. Обновляются законы, меняются или импортозамещаются рабочие инструменты, а программа развития сотрудников висит в системе с 2018 года.

  7. Нет контроля. Работники посетили конференцию или посмотрели вебинар. Но непонятно усвоили ли они материал, применяют ли знания на практике и что изменилось в рабочих процессах после их обучения. Может вообще оказаться, что инструменты, которые давали, на курсе оказались неприменимы в конкретной компании.

Развитие персонала даёт бизнесу:

  • компетентных сотрудников, которые быстро приспособятся к новым условиям,
  • повышение рентабельности и эффективности,
  • снижение производственных и экономических потерь, связанных с человеческим фактором,
  • конкурентное преимущество за счёт классных специалистов.

Развитие даёт персоналу:

  • повышение профессиональных и деловых качеств,
  • самореализацию,
  • возможность сделать карьеру,
  • повысить свою ценность в компании.

Чтобы развитие персонала давало такой результат — оно должно быть системой, а не разовой акцией. Рассказываем, какие шаги помогут наладить процесс.

6 шагов для внедрения системы развития персонала

  1. Выявить потребности коллектива в обучении. Нужно определить уровень подготовки каждого работника и понять, какие навыки ему прокачивать, и какой результат это принесёт. В коллективе кому-то не хватает управленческих компетенций, а кому-то — умений работать в CRM.

  2. Мотивировать. Все усилия будут напрасны, если сотрудник не хочет развиваться. А когда человек знает, что прокачивание профессиональных навыков поможет ему стать успешнее, то обучается без принуждения. Потом он ещё сам будет учиться в нерабочее время и применять новые навыки в компании.

  3. Определить подход к обучению. Он бывает внутренним (силами наиболее компетентных сотрудников компании) и внешним (с помощью сторонней организации или коуча). Выбор подхода зависит от целей. Специфике продукта чаще обучают внутри компании, а многопрофильную подготовку организуют вне её.
  4. Выбрать методы и форматы. Это могут быть тренинги, лекции, практические занятия, тимбилдинг, разбор кейсов, семинары, тесты, система наставничества. В аудио- или видеоформате, в виде конспектов, презентаций и так далее.

  5. Организовать учебный процесс. Составить списки сотрудников, график обучения, оплатить курсы или завести свой корпоративный портал для развития компании. За этим — сюда. В случае с обучением новичков важно понять какие вопросы чаще всего возникают на этапе адаптации и перенести корпоративные знания «на бумагу», то есть в систему.

  6. Контролировать. Проводить аттестацию или тестирование сотрудников в ходе обучения и по его итогам. Разбирать ошибки, собирать обратную связь.

На развитие персонала с привлечением внешних ресурсов у компании может не быть денег. Тем более, многие предприятия сейчас сокращают расходы по всем направлениям. А на обучение за счёт внутренних ресурсов — может не оказаться времени у сотрудников, которые должны преподавать.

Если компания уже использует Битрикс24, то штатные инструменты позволяют создать свою систему обучения:

  • Для адаптации новичков,
  • Для освоения новых инструментов и программ,
  • Для повышения квалификации сотрудников.

Также есть возможность привязать к Битрикс24 сторонние образовательные платформы, такие как Moodle, GetCourse и другие.

Создание курсов

В коробочной версии Битрикс24 есть специальный модуль «Обучение». С его помощью легко создавать свои курсы, разбивать их на отдельные уроки, дополнительно можно настраивать проверку знаний.

Битрикс24 сами используют эти инструменты для обучения партнёров и сертификации разработчиков.

Скриншот страницы курса в Битрикс24
Скриншот страницы курса в Битрикс24

По умолчанию в системе есть два готовых курса: для новых сотрудников и обучение работе с порталом. По их примеру создавайте собственные обучающие программы. Внешний вид базы и корпоративного портала можно стилизовать под фирменный стиль компании.

Наш клиент чайно-кофейная компания «Легенда чая» (Montis) использует Битрикс24 для создания курсов по продукции, работе в Битрикс24 и 1С, и комплексной автоматизации.

Для сотрудников составили последовательные уроки и они осваивают знания поэтапно. Все страницы с уроками отображаются в левом меню.

Курсы в коробочной версии Битрикс24 (клиент — «Легенда чая» (Montis))
Курсы в коробочной версии Битрикс24 (клиент — «Легенда чая» (Montis))

Чтобы персонал действительно развивался необходим контроль знаний, например, в виде тестов. Так сотрудники лучше закрепят материал, а руководители определят, кто из работников более подготовлен. Для создания тестов и проверки полученных знаний необходимо использовать внешнее приложение.

Тесты можно назначить конкретным сотрудникам. Например, обучение по чаю и кофе — менеджеру, а по 1С — бухгалтеру.

Пример теста в коробочной версии Битрикс24 (клиент — «Легенда чая» (Montis))
Пример теста в коробочной версии Битрикс24 (клиент — «Легенда чая» (Montis))

Система позволяет установить число верных ответов и количество попыток, доступных сотруднику. Можно запретить приступать к следующему блоку, если работник не сдал тесты по предыдущему.

Эйчар или руководитель видят в системе, какие курсы изучает сотрудник, сколько он уже прошёл и какие по ним получил результаты.

База знаний

В облачной версии системы используйте Базу знаний. Это просто. Нужно только нажать на кнопку. Используйте готовый шаблон или создайте свой.

Скриншот интерфейса Базы знаний в Битрикс24
Скриншот интерфейса Базы знаний в Битрикс24

Заполняйте страницы информацией, загружайте тексты, презентации или запишите видеокурс, как это делают клиенты Вебфлай из примера ниже.

На «Воронежском заводе капельного орошения» для сотрудников записали видео с техническими инструкциями: как использовать оборудование, как посчитать смету и так далее. Также на примерах заказчиков сняли видеокейсы. В них описали, как подобрать оборудование для полива конкретных площадей и видов растений, и увеличить урожайность в 2-3 раза.

Компания «Легенда чая» создала в Битрикс24 должностные инструкции для адаптации сотрудников. Вскоре их база знаний переросла в полноценную «Академию». Примеры их курсов и тестов вы видели выше.

Вопросы по созданию базы знаний и собственных курсов на Битрикс24 задавайте в комментариях. Мы подскажем! Или сразу обращайтесь за помощью и мы настроим вам систему развития персонала.

Начать дискуссию