Он мог соперничать с Twitter, но был «убит»: как появился и почему провалился Google Reader Статьи редакции
Агрегатор собирал контент в одном месте и должен был избавить любителей новостей от страха что-то упустить. Разработчики думали, что за ним — будущее соцсетей. Но руководители Google так не считали и закрыли один из своих, возможно, «самых дальновидных» проектов.
Конспект материала The Verge.
С чего начинался Google Reader
«Фиды», ленты публикаций и новостей, — удобный способ следить за контентом со всего интернета в одном окне. Именно это предлагал Google Reader.
В 2004 году менеджер по продукту Джейсон Шеллен, который на тот момент занимался решениями на основе технологий Atom, позвонил разработчику Крису Уезереллу — вместе они развивали сервис для ведения блогов Blogger. Он попросил того придумать решение, которое помогло бы «спарсить» Atom, — просто чтобы «объяснить потенциальным партнёрам, как работает технология», пишет The Verge.
Так, Уезерелл придумал программу Fusion: она преобразовала RSS-ленты разных сайтов в формат Atom и показывала результаты в веб-приложении на JavaScript. Интерфейс выглядел скудно, но работал. Разработчик понял, что пользоваться таким инструментом удобно, и отправил прототип Шеллену. Тот был в восторге.
В начале 2000-х не было десятка соцсетей и лент с алгоритмами рекомендаций, а Facebook* и Twitter только начинали развиваться. В основном пользователи узнавали о новом, вводя конкретные адреса сайтов в браузере и периодически их обновляя.
Несколько вспомогательных сервисов работали — например, RSS-агрегаторы новостей NetNewsWire и Bloglines. Но разобраться в них было сложно, пишет The Verge. Fusion же казался относительно понятным и быстро грузился, чего нельзя было сказать о том же Bloglines.
В то время Google разрешала сотрудникам тратить 20% рабочего времени на личные проекты, и Уезерелл этим воспользовался. Он доработал продукт и вместе с Шелленом показал его команде iGoogle — настраиваемой стартовой страницы, которая прекратила работу в 2013 году. Они рассказали, что в теории Fusion может агрегировать что угодно: не только тексты, но также видео и фотографии.
Команде разрешили продолжить работу неофициально, так что она составила технические спецификации и определила цель: «стать лучшей в мире службой доставки контента».
По сути Fusion задумывался как соцсеть, пишет издание, и должен был походить скорее на Twitter или Instagram*, чем на классический RSS-агрегатор. Его создатели даже пытались избегать слова «читатель», потому что хотели увеличить сценарии взаимодействий пользователя с контентом, но всё пошло не по плану.
В 2005 году Шеллен собирался представить Fusion на конференции в Сан-Франциско, однако команде пришлось в последний момент изменить название. Тогдашний исполнительный директор Google Марисса Майер заявила, что Fusion нужно оставить для другого проекта, который так и не запустили.
По непонятной для самих создателей причине проект остановился на варианте Reader — «Читатель». По словам Шеллена, возможно, именно из-за названия сервис и прославился исключительно как «RSS-агрегатор», хотя мог стать «сверхуниверсальной информационной машиной». Таким названием они по сути сказали пользователям, что Reader подходит только для чтения.
Как сервис завоёвывал аудиторию
Сразу после презентации команда потерпела неудачу: сайт не выдержал наплыва трафика и перестал работать. Когда разработчики улучшили инфраструктуру, многие стали жаловаться на слишком сложный интерфейс. «Сейчас об этом никто и не вспомнит, но тогда нас обвиняли даже в падающих в цене акциях Google», — говорит Уезерелл.
Уже в 2006 году проект провёл редизайн: добавил бесконечную прокрутку новостей, индикатор непрочитанных заголовков и инструменты, которые упрощали управление сервисом. «В итоге пользователи тратили пять минут в день на iGoogle и около часа — на Reader», — вспоминает один из первых инженеров Reader Михай Парпарита.
Одни пользователи любили читать все новости, другие — прокручивать их, пока не найдётся увлекательный заголовок. Чтобы привлечь тех, кто не знал, с чего начать, разработчики добавили возможность копировать чужие подписки и делиться ими с другими. Позже появились комментарии и функция цитирования. В 2023 году всё это — обязательный минимум соцсети, но тогда это казалось чем-то новым, отмечает издание.
На пике развития Reader смог привлечь более 30 млн пользователей, и многие из них заходили на сайт ежедневно. Он нравился и сотрудникам Google, но у руководства возник вопрос: может ли сервис масштабироваться до нужных компании показателей в миллиарды пользователей.
Как теперь думают основатели сервиса, проблема была в том, что продукт не понравился Мариссе Майер. Она говорила, что Шеллен заставляет инженеров тратить время впустую, да и с финансированием разработок возникли проблемы, так как в проект не верили.
Возможно, дело в том, что руководство Google считало Reader функцией, а не самостоятельным продуктом. Оно на каждом собрании недоумевало, почему он не может работать как вкладка в условном Gmail, и нередко вызывало членов команды лично, чтобы те «обосновали существование проекта».
Почему команда Reader не смогла отстоять проект
Чем быстрее развивались соцсети, в частности Facebook*, тем отчаяннее Google пыталась занять долю на рынке. Она запустила «Мастер сообществ Google», который позволял добавить на сайт комментарии и их оценку, но сервис закрыли в 2011 году. Заставить пользователей общаться в Gmail тоже не вышло. Были надежды на Google Buzz для обмена сообщениями и ссылками, но его свернули после года работы.
Чтобы не закрыли и Reader, команде приходилось позиционировать проект как «подопытного кролика» для идей Google на рынке соцсетей и помогать другим командам. Однако этого стало мало, когда два руководителя компании Вик Гундотра и Брэдли Горовиц запустили новый проект, позже названный Google+: в нём пользователи могли создавать круги общения и делиться с ними контентом.
Команда Google+ работала в отдельном здании и не раскрывала подробностей разработки, а Гундотра и Горовиц тем временем могли призывать к работе любых нужных им инженеров — в частности из Reader, потому что там сидели одни из самых уважаемых разработчиков, пишет издание.
К началу 2011 года команда Reader поредела, и проект перевели в «режим техобслуживания»: разработчики исправляли внезапные неполадки, но в остальном никак не развивали сервис.
Его также сделали частью Google+, но потом и тот стал увядать. Несмотря на то что Google агрессивно зазывала туда пользователей, те жаловались на спам и необходимость писать под настоящими именами. И так и не смогли понять, зачем им Google+, если есть Facebook* и Twitter. Всё это негативно сказалось и на Reader, так что в 2013 году его закрыли.
Спустя десять лет после закрытия причастные к работе Reader сотрудники всё ещё задаются вопросами: стоило ли сосредоточиться на масштабировании, добавить поддержку большего числа медиаформатов, отстаивать потенциал продукта перед руководством — и сохранить своё первоначальное название.
Какое-то время их волновал и другой вопрос: а смогли бы они преуспеть, если бы создали Reader независимо от Google. Но Reader — это по большей части инфраструктурный продукт материнской компании. Без неё команда не получила бы доступ к международной сети центров обработки данных и поисковым сканерам, к мозговитым инженерам и экспертизе, которую сотрудники накопили, работая над сервисами вроде Blogger и FeedBurner.
К тому же, оставив Google, Шеллен и Уезерелл основали соцплатформу Brizzly, которая взяла в себя многое от Reader. Кевин Систром, который занимался продуктовым маркетингом в Reader, запустил Instagram* и платформу для чтения новостей Artifact, поучившись на ошибках закрытого сервиса.
Интернет на время отошёл от модели, которая подразумевала агрегацию всего, и полнился замкнутыми экосистемами. Однако и эта эпоха не вечна — во всяком случае на то указывает интерес к децентрализованным сервисам вроде Mastodon и Bluesky.
Да и современные пользователи хотят большего контроля над тем, что они видят и почему. Это то, чего хотел добиться и Reader, если бы ему дали шанс.
*Meta, которая владеет Facebook, Instagram и WhatsApp, признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Убийство гуглоридера гуглу никогда не прощу. У меня в нём было сотни полторы лент, вкладка была открыта постоянно. Пользовался им чаще, чем гугломылом.
Перенёс всё в Feedly, но родное приложение почему-то не прижилось. Не могу объяснить, чем оно хуже, но оно хуже. Для мака есть приложение Reeder, умеющее забирать подписки из Feedly, оно чуть удобнее. Но всё равно, на постоянной основе пользоваться не стал.
А потом основной объём контента стал поставляться через Телеграм. Как тогда я с самого утра просматривал бесконечные ленты в гуглоридере, так теперь начинаю день с чтения кучи телеграм-каналов.
Но я всё равно, считаю, что гуглоридер для своего времени был отличным приложением.
Абсолютно согласен, убийство Ридера - большая ошибка Гугла. Тоже сразу перешел на Feedly, так на нем и сижу.
Тоже на Фидли с тех пор сижу. Они ещё тогда давали возможность лайфтайм подписку взять за одноразовую плату)
Попробуйте The Old Reader как альтернативу
У меня приложение FeedR больше 12 лет. Уже даже производитель забросил это приложение, а оно исправно собирает rss ленты.😍😘 А на компе - QuiteRSS. Работает как на винде так и на linux
Rss - всё ещё лучший способ читать новости и вот приложение для этого
https://apps.apple.com/ru/app/inoreader-news-rss-reader/id892355414
Ещё есть одноименный веб-сайт для десктопа.
Я с тех пор сижу на inoreader. Он практически безупречен. Существует уже давно. Но конечно черт его знает как долго еще просуществует, rss сейчас совсем не так популярно, на премиум подписках не проживешь вечно.
это же просто онлайн-читалка для rss, по прежнему клиентов в достатке под любую ос, к чему так убиваться не понимаю 🤷 у меня в outlook фиды все, хотя тоже телеграм превалирует давно как источник новостей и обновлений
Единственная нормальная альтернатива это Innoreader. Мне кажется, даже интерфейс близок к оригиналу
Прочитал эту новость из feedly, куда переехал как раз с google reader.
Реадером тоже пользовался, но постепенно забросил. Открываешь, очень много непрочитанного. Начинаешь листать, найти что-то действительно стоящее сложно. Я помню, как и другие люди смеялись над этим, типа вы тоже открываете Реадер и закрываете, ничего не прочитав?
Чтобы в нем были комментарии или цитаты я не помню.
Как мне кажется, главная проблема всех подобных платформ, это 99% шит контента, типа как вот на vc.ru. Ну сколько тут дейсвительно интересных и полезных статей? Поэтому все и пытаются каким-то образом сделать алгоритмическую ленту, чтобы помочь пользователю фильтровать вот это все.
Имхо, есть 2 более-менее адекдватные платформы для чтения агреггированного контента и общения вокруг него: Reddit и Hacker News, все остальное, включая Телегу, дает супер плохое соотношение сигнал/шум.
Никогда не было такой проблемы. В Ридере у меня были подписки только на то, что меня действительно интересовало, т.е. если у меня там появлялось что-то новое, то это было точно то, что мне будет интересно. Просто не надо подписываться на всякий хлам.
Авторы тексты писали и пишут очень неравномерно. На одну хорошую статью приходилось много шит контента, помните эти "а я тоже"? Т.е. в любом случае нужен ML фильтр, который классифицирует и убирает неинтересные статьи.
Хороший автор часто скатывается в попсятину, мысли в слух, желудок в слух, всякую иронию или просто его интересы перестают соответствововать твоим.
С общением да, но там точно так же много шит-контента. Соотношение сигнал-шум слишком низкое.
Ну на них на мой взгляд SNR гораздо выше, чем просто в рандомном блоге или твиттере. Но конечно все равно низкое, чтобы было желание их использовать прям вот регулярно.
А зачем в рэндомные? Можно подписаться на нужные полезные. В твиттере можно ещё отключить ретвиты, если кто-то ими слишком злоупотребляет. Но вот сообщества а ля реддит слишком шумные.
Под рандомным я подразумеваю любой полезный блог, на который подписываешься. Вот так вот у меня совпадало, что видешь интересные посты, подписываешься на блог, а потом замечаешь, что много контента, который ну не интересен мне.
Комментарий удален модератором
То ли дело Feedly, его замена. Жрет батарейку как прожорливая игра и тормозит про этом.
Нет уж. Гугл ридер был отличным
Кто-то ещё рсски читает 🤦♂️
Ну не всем сторисы в инстаграм смотреть же.
Думаю сравнение с Twitter слишком притянуто.
Первый — feed агрегатор RSS.
Второй — по сути (и изначально) оболочка для смс сообщений в удобной форме.
Уместнее сравнивать с Feedly, которым я сейчас постоянно пользуюсь.
Приятно, что об этом проекте еще кто-то помнит.
Действительно классное было приложение
сейчас бы соц. сеть сравнивать с rss-читалкой, the verge как всегда
Кладбище у Гугла более чем достойное. Но они открывают, покупают, сливают и переиначивают проекты, есть возможности для таких экспериментов. А конверсия во что-то действительно годное всегда очень низкая.
Вот и здорово, иначе еще один сервис был бы в руках гугла.
на одного мертвеца больше в полку гугла 😁
Пользовался Google Reader -> AOL Reader (тоже закрыли) -> Inoreader.
Надеюсь последний не закроют.
Скорее нужен автоматический аггрегатор статей, который индексирует большое количество вручную отобранных источников, классифицирует по темам с помощью ML и затем ты можешь подписываться на интересную тебе тему. И чтобы сотрудники компании вручную регулярно перетряхивали источники, добавляли новые и удаляли испортившиеся. Вот это будет интересно читать. Но на рекламе маловероятно, что поедит, нужна платная подписка, типа 100 баксов в год, тогда будет хватать финансов.
СМИ, которые мы заслужили 😅
Думаю, нельзя ставит задачу, типо должен набрать 1 млрд пользователей, практика показывает, что неочевидные продукты выстреливают и наоборот.