{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Там, где рождаются мемы: что делает Twitter особенным для пользователей и брендов

19 декабря Илон Маск провел опрос в своем Twitter-аккаунте на тему того, стоит ли ему покинуть пост главы соцсети. В нем поучаствовали более 17,5 млн человек, и 57,5% из них ответили «да». Такой результат совсем не удивляет в свете поступавших в последние недели новостей о противоречивых поступках новоиспеченного владельца Twitter.

Маск под предлогом борьбы за свободу слова слил переписку бывшего руководства соцсети и восстановил страницу Дональда Трампа, а затем заблокировал аккаунты десятков журналистов главных СМИ США. Сократил штат соцсети разом примерно наполовину, а потом попытался вернуть часть уволенных специалистов. Ну а эпопея с галочками верификации, похоже, и вовсе не скоро подойдет к концу.

Хаос внутри компании вместе с новыми подходами к модерации контента уже вынудил отказаться от сотрудничества с Twitter многие крупные бренды – например, L'Oréal, Stellantis, General Motors, Pfizer, Gilead, Mondelez International и General Mills, а голоса о скором закате социальной сети в последнее время звучат все громче.

Тем не менее, Twitter по-прежнему популярен, а его влияние распространяется далеко за пределы самой платформы. В чем заключается уникальная атмосфера соцсети, почему «твиттерские» так активны и раскрепощены, и как бренды обретают здесь человеческое лицо – давайте разбираться вместе с нами.

Защитпостить проще, чем сделать идеальное селфи

Делитесь ссылками на ваш любимый твит в комменты

Несмотря на блокировку Twitter в нашей стране, российские пользователи сервиса по-прежнему показывают завидную активность – по данным Brand Analytics за октябрь 2022 года, в среднем каждый автор публикует 48 твитов в месяц. Этот показатель намного выше, чем у большинства других соцсетей – в том же ВКонтакте, куда с марта мигрировали очень многие, пользователи выкладывают в среднем по 17 постов ежемесячно.

И не факт, что появится)))

Почему так происходит? В первую очередь благодаря формату и низкому порогу входа контента в Twitter. Написать короткое текстовое сообщение гораздо проще и быстрее, чем, к примеру, подготовить фото или Stories для Instagram*, к тому же аудитория Instagram* довольна требовательна к качеству публикуемого визуального контента. Примерно то же относится и к другим социальным сервисам: видео для YouTube или TikTok нужно не только снять, но и смонтировать, в Facebook* важно тщательно думать над содержанием своих постов, чтобы выглядеть серьезным и взвешенным и т.п.

В Twitter же для создания контента достаточно минимальных усилий, к тому же, в отличие от других соцсетей, здесь нет нужды заморачиваться над тем, чтобы соответствовать какому-то образу или одобряемой модели поведения – можно позволить себе искренность и импульсивность и делать буквально все, что в голову взбредет.

Здесь можно писать любые вещи, делиться личными переживаниями, спорить о политике, участвовать во флешмобах (например, публиковать по четвергам свои нюдсы – непостановочные фото с частично или полностью обнаженными телами – с хештегом #нюдсчетверг ), загружать свои рисунки, стихи и другие творческие работы, шутить про «десятников», «сотников» и «тысячников» (то есть тех, у кого больше 10, 100 или 1000 подписчиков – войти в число последних мечтает каждый активный пользователь Twitter) или, в конце концов, просто щитпостить (то есть публиковать контент, не имеющий особого смысла и посыла).

Поэтому эта соцсеть и стала настоящей отдушиной для многих, а заодно и неиссякаемым источником мемов, которые регулярно рождаются здесь и тут же расходятся по интернету.

Нас ждёт крутой год

Однако это не значит, что Twitter не подходит для серьезных и больших обсуждений: формат треда позволяет подробно раскрыть тему или поделиться значительным объемом информации с помощью нескольких объединенных друг с другом постов. А еще в Twitter можно даже не писать, а просто непринужденно общаться в аудиокомнатах – этот формат пришел сюда из Clubhouse, но до сих пор не теряет популярности.

Твиттерские – это не только подростки, но и айтишники с фем-активистками

Многие активные пользователи Twitter, особенно из числа тинейджеров, называют себя «твиттерскими». Они часто делятся по фандомам – группам, связанным с музыкальной группой, сериалом, ТВ-шоу и другим объектом восхищения (у некоторых фандомов в Twitter есть и придуманные их участниками называния – например, «киллджоями» зовут себя поклонники группы My Chemical Romance, а «Арми» – фанаты корейского музыкального коллектива BTS).

Впрочем, хотя в Twitter действительно хватает представителей поколения Z, твиттерские – далеко не только те, кто выводит в рекомендации посты про K-pop или своих любимых участников шоу «Импровизация».

За 300к в секунду

В Twitter много айтишников, которые зарабатывают более «300к в секунду» (одно время этот мем был очень популярен в соцсети) – здесь они не только делятся профессиональным опытом с джунами (то есть начинающими специалистами), но и историями из личной жизни, которые порой вызывают у других кринж и делают своих рассказчиков героями шуток (например, в Twitter почти не осталось никого, кто бы не был знаком с мемом «парковка Ашана»).

Помимо этого, в Twitter немало активистов – в том числе тех, кто борется за права женщин и гендерное равенство, делясь интересной информацией и статистикой в тредах и обучая аудиторию. Есть и прослойка представителей малого бизнеса: здесь они рассказывают о своих товарах – ароматических свечах ручной работы, картинах или других handmade продуктах.

Присутствуют и те, кто использует Twitter для заработка альтернативным способом: например, некоторые блогерки, публикуя в соцсети ню-фото, привлекают новых подписчиков на OnlyFans или Boosty. В любом случае, каждый пользователь Twitter может быть уверен, что найдет здесь единомышленников.

Шутили ли они шутки по шаблону?

Несмотря на часто разгорающиеся в соцсети скандалы по самым неожиданным поводам, что обусловлено атмосферой свободы и открытости, в целом между твиттерскими распространены дружелюбие и взаимовыручка. А еще иногда обитатели Twitter сближаются настолько, что сами начинают устраивать офлайн-активности.

Например, в этом году прошли целых два мероприятия, в которых участвовали «господа твиттерские со стендапом на оффлайн сцене»: в августе – питерское Twitter Mic SPB, в сентябре – московское Twitter Stand Up.

Бренды с человеческим лицом

ну ОНИ

Компании также, как правило, ведут себя в Twitter более непринужденно, и это подкупает. Одним из первых российских брендов, нашумевших в этой соцсети, стал алкогольный ритейлер «Красное и белое». В первую очередь он обязан этим поведению своего бывшего SMM-менеджера Александра Кукалева, который не боялся публиковать смешной и яркий контент и часто проявлял проактивность, приходя в реплаи к другим пользователям и участвуя в диалогах.

Уход Александра из «Красное и белое» стал настоящим событием в русскоязычном сегменте Twitter, а в комментариях к его последнему посту огромное количество брендов, включая «Альфа-Банк», Delivery Club, AliExpress Russia, VIZIT, Билайн, Мосгортранс, МТС Банк, Яндекс Go, QIWI и многие другие компании, выразили уважение специалисту, признав, что вместе с ним уходит эпоха. Это в очередной раз подчеркивает особую атмосферу Twitter: общение здесь по-настоящему живое, и даже бренды приобретают человеческое лицо и стараются быть на одной волне с аудиторией.

А потом началось

Одним из последних ярких событий, связанных с активностью брендов в Twitter, стала история «Бумагогорска» – вымышленного города из картона и бумаги, который этим летом создал 11-летний Матвей. 11 июля мальчик запустил Telegram-канал «Бумагогория – новости», куда начал выкладывать информацию о жизни в городе – прогноз погоды, киноафишу, сообщения о выборах мэра, строительстве жилья и открытии торговых точек, а еще неделю спустя – первые кадры самого бумажного города.

На макете торгового центра красовались логотипы «Детский мир», H&M, «Светофор», kari, «М.Видео», «Телефон.ру», Subway и «Синема Парк», баннер с рекламой Ozon, а отдельное строение досталось «Пятерочке». Скорее всего, на зданиях Бумагогорска оказались вывески наиболее знакомых Матвею брендов.

Город постепенно рос, но на первых порах за его развитием следили немногие – всего около 20 подписчиков. Однако вскоре сестра Матвея написала о проекте брата в своем Twitter-аккаунте, и за пару дней ее сообщение репостнули 821 раз, а еще оставили под ним 9 636 лайков и 166 комментариев – все благодаря принятой в среде твиттерских взаимовыручке. В результате число подписчиков перевалило за 20 тысяч, а город вырос в целую страну – Бумагогорию.

Необычный проект привлек не только подписчиков, но и многие бренды: вскоре в бумажной стране открылись магазины «Лэтуаль» и «Золотое Яблоко», шоурум «Ситилинк» и пункт выдачи «СберМегаМаркет», заработали телеканал ТВ-3 и интернет-провайдер SkyNet.

В разнообразной активности, связанной с бумажным городом, засветились Департамент транспорта Москвы, «Альфа-банк», «Тануки», Hoff, S7 Airlines, «Делимобиль», «Авито Работа», «Работа.ру», «Пятерочка», телеканал «Пятница!», «Яндекс.Музыка» и многие другие компании. Примечательно, что хотя сам канал о Бумагогории размещен в Telegram, очень многие бренды, захотевшие сотрудничать с бумажной страной, заявили о своем желании именно на странице сестры Матвея в Twitter.

Предложения продолжали поступать в ее аккаунт до тех пор, пока 17 августа она не сообщила, что «подустала от всех приколов с Бумагогорией» и решила сложить «свои полномочия пресс-секретаря» вымышленной страны.

Могут в инфоповоды

Грамотные SMM-специалисты не упускают возможности поиграть на упоминании брендов в жарких дискуссиях в Twitter. Так, в конце ноября в соцсети широко обсуждался рассказ девушки по имени Полина, которая помогла своей знакомой Лиле убраться в квартире и принесла с собой торт, а та вскоре заблокировала ее в соцсети. На это Лиля ответила целым тредом, в котором подробно объяснила свои поступки, а заодно упомянула, что дорогой торт из «ВкусВилл», который принесла с собой Полина, вызвал у нее неловкость. Хотя сам десерт и не был центральной темой конфликта, он породил в Twitter множество мемов, а «ВкусВилл» воспользовался моментом: он напомнил пользователям о скидке на тот самый торт, отметив, что он будет стоить всего 360 рублей, если поставить его на «Любимый продукт», а еще отправил Полине сообщение, в котором предложил начислить бонусы на покупку десерта или отправить самый дорогой торт по любому адресу.

Ведьмакууу заплатитеее чекааанной монееетооой

Бывает и так, что бренды используют популярные инфоповоды, никак не связанные с ними напрямую. Например, в декабре 2019 года, когда онлайн-кинотеатры начали показывать первый сезон «Ведьмака» в Twitter завирусилась песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой», моментально ставшая мемом.

В связи с этим бренд «Красное и белое» запустил специальный промокод chekannoymonetoy, сопроводив его твитом: «Всем Ведьмакам в этом интернете заплатить чеканной монетой мы не сможем, а вот промокод на максимальную скидку – пожалуйста». Пользователями Twitter пост был принят на ура, собрав 1065 лайков, в то время как во «ВКонтакте» он получил всего 99 положительных реакций.

Из Twitter – в офлайн

Натягивают инфоповоды

Дискуссии, мемы, форматы, родившиеся в Twitter , нередко проникают не только в другие медиа и социальные платформы, но и в реальный мир. Показателен в этом смысле кейс производителя презервативов Vizit. В октябре прошлого года в связи с тем, что «Спартак» потерпел поражение от «Зенита» со счетом 1:7 в матче двенадцатого тура Тинькофф РПЛ, компания написала в своем официальном канале в Twitter: «Ребята из @fcsm_official [«Спартака»], напишите, куда отправить ящик презервативов. Вам как никому сейчас нужна нормальная защита».

Этим дело не ограничилось: вскоре Vizit выпустил специальную линейку презервативов FOOTBALL, упакованных в дизайнерский тубус, а обертка каждого отдельного контрацептива изображала футбольный мяч.

Как тебе такое, Илон Маск?

Также в марте 2021 года «Ситимобил» предложил свои машины в качестве новой площадки для самовыражения на случай блокировки Twitter: сервис заказа такси обещал разместить «добрые, хорошие и смешные реплаи» к своему твиту на оклейке автомобилей.

КНОПКУ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Суперпопулярный мем «Как тебе такое, Илон Маск?» тоже родился в Twitter, а затем вышел далеко за его пределы – в том числе и в офлайн (и речь не только о футболках, носках и термостаканах с этой надписью, которые можно встретить в повседневной жизни). Есть две точки зрения о том, как он появился. Согласно первой из них, поводом к этому стал прошедший в начале 2018 года космический запуск самой тяжелой ракеты-носителя в мире Falcon Heavy от Space X, на борту которой в качестве полезной нагрузки оказался электрокар Tesla.

В ответ на это пользователи рунета начали постить шутки на тему российского ответа главе Space X и Tesla, сопровождая их фразой «Как тебе такое, Илон Маск?». По другой версии, мем возник благодаря твиту блогера Сталингулаг, который выложил скрин с новостью о новосибирских ученых, научившихся коптить селедку в коллайдере, сопроводив его вопросом: «Как ты на это ответишь, Илон Маск?».

Как бы то ни было, мем чаще всего представляет собой некий «лайфхак», бросающий вызов знаменитому предпринимателю и инженеру, хотя со временем он получил и более широкое применение – например, с его помощью стали комментировать новости о российских реалиях.

Позже мем распространился во «ВКонтакте» и на других платформах, а затем и в СМИ. В феврале 2019 года НТВ выложил в своем Twitter-аккаунте ролик «По улицам Ставрополя ездит „самоходный инфаркт“», подписав его «And how do you like this, @elonmusk?» (перевод на английский фразы «Как тебе такое, Илон Маск?»). На это глава Space X и Tesla ответил на русском, написав в комментариях: «хаха офигенно». Естественно, после этого популярность мема выросла еще больше и даже вышла за пределы сетевого пространства.

хаха офигенно

Так, осенью того же года краснодарское рекламное агентство и местные чиновники пригласили Маска на собственный форум о малом бизнесе весьма оригинальным способом: рядом с офисом SpaceX в Лос-Анджелесе они установили билборд с надписью «Kak tebe takoe, Elon Musk?» и QR-кодом, ведущим на страницу с видео-приглашением. Посетить форум лично Маск не смог, зато согласился поговорить с участниками мероприятия по видеоконференции. Этот кейс произвел настоящий фурор в отечественной пиар-индустрии.

Куда полетит «свободная птица»

Счастливый)))

В последнее время российские бренды ведут себя в Twitter не столь активно – скорее всего, не только из-за блокировки соцсети в России, которое повлекло за собой сокращение аудитории (по данным вышеупомянутого исследования Brand Analytics, в России число авторов снизилось на 33%), но и из-за комплекса системных проблем, которые возникли у бизнеса с наступлением новой реальности после 24 февраля. В то же время есть и компании, которые по-прежнему ведут бурную деятельность в этой соцсети: например, Aviasales (публикует самый разный контент, в том числе и на политические темы), Joom (не только постит мемы и приколы, но и работает с блогерами) или «Тинькофф» (не снизил своей активности даже после многочисленных шуток в свой адрес, которые посыпались после смены руководства и риторики в связи со специальной военной операцией).

Впрочем, большей проблемой для российского сегмента Twitter могут стать не новые реалии, которые сложились внутри страны и к которым аудитория соцсети как-никак адаптировалась, а затеянные новоявленным владельцем глобальные перемены внутри самой компании. «Птица на свободе» – именно этими словами Илон Маск прокомментировал закрытие сделки по покупке Twitter, подразумевая, конечно же, логотип соцсети с изображением пернатого и свое намерение превратить ее в мировую «платформу свободы слова». Однако многие опасаются, что эта свобода обернется анархией, а некоторые и вовсе полагают, что это уже происходит. Исследовательская компания Insider Intelligence в середине декабря выпустила исследование, согласно которому уже в следующем году 4% пользователей могут покинуть соцсеть, а еще через год этот показатель составит 5% – при этом главной причиной сокращения аудитории, по мнению аналитиков, станет распространение оскорбительного контента.

ну МЫ

В то же время пока нет платформы, которая могла бы на 100% удовлетворить потребности твиттерских: ни западные Mastodon, Reddit и Tumblr, ни российские Telegram и «ВКонтакте» не могут полностью воссоздать ту уютную, искреннюю и непринужденную атмосферу, которой они наслаждаются в Twitter. Поэтому, несмотря на то что часть твиттерских уже в недовольстве покидает сеть, есть немало тех, кто готов подождать, когда все устаканится – в конце концов, Маск же предупреждал, что его соцсеть будет творить много глупостей в ближайшие месяцы. А если Илон все-таки прислушается к мнению пользователей и уйдет с поста главы компании, то пертурбации внутри Twitter могут закончится и раньше, и, возможно, за ними даже последует новый расцвет соцсети.

*Instagram и Facebook принадлежат Meta, которая признана в РФ экстремистской, запрещены в РФ

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Тесть Роршаха

ахах Маск не понимающий мем,который используют почти все русские это бесподобно)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Khudyakov

пришлось купить тви чтобы разобраться)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Khudyakov

Скидывайте в реплаи свои любимые мемы

Ответить
Развернуть ветку
Valera Lavera

этот кот покорил мое токсичное сердце

Ответить
Развернуть ветку
Jonas Kotovsky

пора худеть

Ответить
Развернуть ветку
Jonas Kotovsky

статья описывающая мемы, это то, что я хотел сегодня увидеть, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Win2Win Communications
Автор

рады, что понравилась наша статья)))

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

тлдр, в 280 уместите?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

а вообще 140 было лучше

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

ДУРОВ ВЕРНИ СТЕНУ!!1

Ответить
Развернуть ветку
Win2Win Communications
Автор

Зачем такие сложности, если есть треды?)

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

зачем ей все шелка, цветные облака? зачем всё это, зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Win2Win Communications
Автор

Бриллианты в золоте дарил
И комплиментами сорил.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Hello fellow kids

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Йоу йоу! Сноубординг! Дискета!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Измайлов

Душевное чтиво) спасибо, что подняли настроение!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда