История успеха Discord: из провальной игры в самый популярный сервис для геймеров

Как два гика построили компанию на 15 миллиардов долларов, победили Skype, отказались продать свой бизнес Microsoft и выжили.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня расскажем историю Discord — популярного сервиса для общения геймеров, который, как и Slack, появился из неудавшейся онлайн-игры. Поговорим об этапах становления платформы и о том, как идут дела у Discord сейчас.

Кто основал Discord

Платформу создал Джейсон Цитрон — программист, предприниматель и настоящий компьютерный гик. Он с детства увлекался играми: сначала проходил все подряд, затем, в 13 лет, написал первый игровой проект.

Джейсон Цитрон, сооснователь Discord. Источник: TechCrunch
Джейсон Цитрон, сооснователь Discord. Источник: TechCrunch

Позже Джейсон поступил в Университет Фулл Сэйл в США, где учился на бакалавра дизайна и разработки игр. Несмотря на специализацию, любовь к играм чуть не сыграла с парнем злую шутку: из-за них он чуть не вылетел из заведения.

Я очень много играл в World of Warcraft и другие MMO-игры, такие как Everquest.
Джейсон Цитрон, CEO Discord

В 2004 году Цитрон окончил учебу, но продолжил изучать программирование, параллельно применяя навыки, чтобы зарабатывать деньги. Например, он разрабатывал веб-сайты — благодаря этому смог поселиться в Калифорнии. Правда, не один, а в компании студентов из Университета Беркли.

Джейсон не скрывал амбиций стать разработчиком игр. И это привело его к Питеру Релану — программисту, который только что открыл собственный бизнес-инкубатор под названием YouWeb. Дело в том, что один из студентов, с которым жил Цитрон, был племянником Релана — он рассказал дяде, что знает одного талантливого программиста, который мечтает создать свою игру.

Питер предложил Цитрону стать резидентом своего инкубатора. Джейсон принял предложение и вскоре познакомился с Даниэль Кессли — предпринимательницей, которая заинтересовалась проектами молодого разработчика. В 2007 году они вместе основали студию Aurora Feint — и начали разрабатывать мобильную игру.

С технической частью все было в порядке — Джейсон создал добротный проект. Однако бизнес-модель подкачала: студия планировала выпустить бесплатную игру с ограниченным функционалом, привлечь в нее аудиторию, а затем выкатить расширенную платную версию.

В фэнтезийной RPG Aurora Feint пользователи могли создавать свои пати и играть с друзьями по сети. Сейчас это звучит обыденно, но в 2008 году такая механика встречалась среди мобильных игр крайне редко. Источник: VGTimes
В фэнтезийной RPG Aurora Feint пользователи могли создавать свои пати и играть с друзьями по сети. Сейчас это звучит обыденно, но в 2008 году такая механика встречалась среди мобильных игр крайне редко. Источник: VGTimes

Кессли и Цитрон думали, что игроки окажутся достаточно лояльными и заплатят. Но этого не случилось — пользователи не спешили отдавать свои деньги. И хотя к 2008 году аудитория игры составляла миллион человек — для мобильной игры того времени результат потрясающий — Aurora Feint была убыточным проектом.

Когда студия стала генерить убытки, к делу подключился Релан. Он предложил Джейсону урезать функционал игры до одной функции. Переосмысление проекта заняло чуть меньше года — и мобильная игра Aurora Feint превратилась в социальную сеть для геймеров OpenFeint. Она представляла собой SDK, с помощью которого разработчики могли добавлять в свои игры социальные функции, например чат.

По сути, мы придумали то же, чем позже станет Xbox Live для iPhone.
Джейсон Цитрон, CEO Discord

Проект стал довольно популярным и перспективным: с 2009 по 2011 год в OpenFeint вложились IT-гигант Intel, китайская геймдев-студия The9 и несколько других компаний. Общий объем инвестиций составил 12 миллионов долларов.

Неизвестно, по какой причине, но в 2011 году Джейсон и Даниэль принимают решение продать платформу, на которой к тому моменту зарегистрировались 120+ миллионов пользователей. Покупателем стала японская медиакомпания Gree — сделка обошлась ей в 104 миллиона долларов.

После сделки Цитрон еще несколько месяцев пробыл гендиректором OpenFeint. Внутри компании Gree он познакомился с программистом Станиславом Вишневским — и быстро нашел с ним общий язык. Дело в том, что Станислав тоже был помешан на играх, но по-особенному. Он стремился развивать игровые сообщества — или создавать инструменты, которые могли объединять игроков.

Станислав Вишневский, сооснователь Discord. Источник: Forbes
Станислав Вишневский, сооснователь Discord. Источник: Forbes

Цитрон ушел из Gree в 2011 году, а в 2012-ом создал игровую студию Hammer & Chisel. Годом спустя к нему присоединился Вишневский — так началась история Discord.

Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.

Как появился и с кем конкурировал Discord

21 ноября 2013 года Цитрон и Вишневский анонсировали новую MOBA — как League of Legends, только для планшетов. На разработку игры они привлекли 8,2 миллиона долларов инвестиций. Раунд А возглавил Митч Ласки из компании Benchmark, который ранее инвестировал в студию Riot Games, создателей LoL.

Джейсон и Стэн набрали команду и за год подготовили вполне себе неплохую игру — Fates Forever. Она вышла 3 июля 2014 года и собрала отличную прессу: например, получила 82 балла на Metacritic и вошла в топ игр для iPad по версии Business Insider. В том же списке были карточная игра Hearthstone, стратегия Hitman GO, шутер Bioshock, нарративная адвенчура Valiant Hearts и другие популярные тайтлы.

Но одно дело оценки, другое — коммерческий успех. Проект зарабатывал мало: недостаточно, чтобы обеспечить студию деньгами и удовлетворить инвесторов. Тогда Вишневский предложил Цитрону изменить проект — пойти тем же путем, который Джейсон прошел с игрой Aurora Feint. На принятие решения ушло несколько месяцев. Когда Цитрон согласился, студия сократила ряд сотрудников, привлекла дополнительные инвестиции и начала работать над новым проектом.

Они избавились от всего, что требовало огромных вложений в поддержку и развитие и оставили только социальные функции: сервера, текстовый и голосовой чаты. Связали их по принципу «сообщества – комнаты», добавили несколько важных внутренних функций — модерацию, администрирование, ачивки, конференции — и выкатили на суд пользователей. Так появился Discord — сервис с прямым и даже слегка наивным слоганом: «Пора отказаться от Skype и TeamSpeak».

Вишневский и Цитрон разрабатывали сервис не вслепую. Поскольку они сами были геймерами, то знали, что игрокам крайне неудобно общаться друг с другом в кооперативных играх. Ни сами тайтлы, ни Skype, TeamSpeak и другие платформы для онлайн-звонков не позволяли игрокам объединяться в сообщества. Ими пользовались из-за того, что не было вариантов удобнее.

Discord решил проблему. Игроки могли создать сервер и превратить его в тематическое сообщество, разбить на каналы и общаться с теми, кто разделяет их интересы — без ограничений.

Список преимущества Discord над сервисами-конкурентами. Он не полный, но дает понять, чем именно сервис для геймеров отличается от обычных платформ для онлайн-коммуникации. Источник: Discord
Список преимущества Discord над сервисами-конкурентами. Он не полный, но дает понять, чем именно сервис для геймеров отличается от обычных платформ для онлайн-коммуникации. Источник: Discord

Проект стартовал в марте 2015 года, но в виде публичной беты. Официальный запуск Discord состоялся в мае того же года — после публикации поста о сервисе на Reddit. В тот день на платформе зарегистрировались 100+ человек. А в течение следующих семи месяцев их стало уже 2,9 миллиона. И все это без покупки рекламы!

Основа маркетинговой кампании Discord — органическое продвижение. Цитрон и Вишневский полагались на «сарафанное радио», и не просчитались. Люди делились информацией о сервисе, приглашали в сообщества своих друзей и проводили на платформе все больше времени. Популярности добавили и стримеры — авторы контента на Twitch и YouTube сыграли огромную роль в продвижении Discord, потому что видели в площадке выгоду — на ней они могли общаться со своей аудиторией.

Наконец, там, где образуется тусовка геймеров, обязательно должны присутствовать разработчики игр. И они тоже присоединились к Discord: стали строить сообщества и общаться с пользователями, делиться новостями о проектах и запрашивали фидбек.

Сколько инвестиций привлек Discord и как дела у сервиса сейчас

Без учета нераскрытых сумм вложений Discord привлек 979,3 миллиона долларов. В зачет шли и те деньги, которые были потрачены на выпуск игры Fates Forever. Вот как выглядит разбивка инвестиций по годам (данные StartupTalky):

История успеха Discord: из провальной игры в самый популярный сервис для геймеров

На последнем раунде Discord оценили в 15 миллиардов долларов. До этого ее пыталась выкупить Microsoft, сделав два предложения: сначала 10, а затем и 12 миллиардов долларов. Тем не менее, Цитрон отказался продавать свой бизнес — то ли из-за несогласия с тем, как «микромягкие» хотели использовать платформу, то ли из-за предложенной суммы.

Что происходит с капитализацией компании сейчас, сказать трудно. Discord очень вырос в период пандемии, но к 2023 году перестал генерировать прибыль. А в 2024-ом руководство и вовсе сократило штат: из компании уволили 170 сотрудников. Правда, компания соблюла все формальности и выплатила им большую неустойку — 5 месяцев оклада плюс бонус лояльности, сохранение медицинской страховки и доступа к льготам до конца года.

Мы хотим сосредоточиться на решении ключевых задач и улучшить методы совместной работы, чтобы сделать организацию гибче. Именно поэтому мы сокращаем штат. Сегодня мы прощаемся со 170 талантливыми сотрудниками. Я признателен и благодарен за работу, которую они проделали в Discord.
Джейсон Цитрон, CEO Discord

Сейчас компания входит в период реструктуризации и оптимизации процессов. Тем не менее, сервисом пользуется 150 миллионов человек в месяц, в нем создано 19+ миллионов серверов, а совокупное количество времени, которое проводят пользователи на них, составляет 4 миллиарда минут ежедневно.

Даже если компания не покажет прибыли, тревожиться не о чем — у нее очень большой запас прочности и кредит доверия аудитории.

Хотите основать такую же надежную и популярную платформу, которая изменит мир? Начните с малого: создайте комфортные условия для своей команды. Сделайте ее общение эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Организуйте выделенное рабочее пространство в быстром приложении, где сотрудники фокусируются только на важном.

Для команд до 10 человек мессенджер бесплатный. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — Compass можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.

4949
39 комментариев

Гиковые пары, кстати, много чего основали, что теперь стало крупнейшими технологическими компаниями.
В общем, нужно пилить стартап по инвестициям в пары гиков, а уже они на длинной дистанции сделают инвесторов миллиардерами (-:

4
Ответить

Один гик хорошо, два гика отлично!

2
Ответить

Вадим, привет! 🤗

Да, кстати, да и просто хороших сервисов напилили немало. Тот же Notion взять 😉

1
Ответить

Записываем в заметочки хаха

1
Ответить

В 13 лет первый игровой проект, в шоке конечно

3
Ответить

А, кстати, нередкая история. Молодым дарованиям и интересно, и навыки помогает прокачать.

1
Ответить

Логично, если это ему нравилось и была возможность самое главное это делать, вспоминая себя, если что-то понравилось, нужно 100% этого добиться

Ответить