{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Maxim Spiridonov

«Ван Гог же A/B-тестирование не проводил»: интервью с директором новых продуктов «Яндекса» Дмитрием Степановым

Беседует Максим Спиридонов, автор одноимённого YouTube-канала и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп».

Как попал в digital

Я как раз работал в издательстве «Питер». Компания Mail.ru Group только появилась, получила первые инвестиции. И это была такая американская мечта, воплотившаяся внезапно в России, в Петербурге. Все, кто тогда хоть что-то делал в интернете, хотели попасть в Mail.ru Group, потому что это было что-то совершенно удивительное.

Я забрасывал компанию письмами и просил взять меня на работу немедленно. В какой-то момент приятель, который там работал, написал, что нужны маркетологи. «А что это такое — маркетинг?» — спросил я. Мне было лет 20. Он говорит: «Тебе надо, ты и выясняй — придёшь на собеседование завтра».

Я как сейчас помню, что вышел на станции метро «Гостиный двор» — там, где «Дом книги» и где позже располагался офис «ВКонтакте», зашёл, купил книжку «Практический маркетинг» и успел прочитать четыре страницы, пока шёл до офиса. Все эти основы про 4Р и так далее. Пришёл туда.

Даня Дугаев, с которым мы впоследствии подружились, вместе с Машей Черницкой собеседовали меня. Их первый вопрос: «Что, как вы думаете, представляет из себя работа маркетолога?». Ну я им, поскольку только что прочитал и ещё не выветрилось, выдал эти четыре страницы практически наизусть. Они, как потом мне сами признались, были под большим впечатлением от моих глубоких фундаментальных знаний.

Об отношении к стратегии в «Яндексе»

Когда я только пришёл в «Яндекс», очень увлекался разными стратегиями и мучил коллег попытками понять, какая стратегия у нас. «Давайте вот сформулируем. Давайте себе представим мир через 5–10 лет и наше место в этом мире», — спрашивал я. Большая часть коллег от меня отмахивалась и говорила: «Слушай, у нас релиз в пятницу — ну какая стратегия? Отстань!», или «Квартал заканчивается — надо до конца квартала сделать то и это».

Про то, как будет выглядеть мир через пять лет, подумаем в другой раз. Мне казалось это какой-то недальновидностью и ленью. Но сейчас, проработав в «Яндексе» шесть лет, я понимаю, что это одна из причин успеха компании. Нежелание планировать всё на годы вперёд. Потому что будущее себе на самом деле никто представить не может, иначе бы за несколько лет до появления iPhone все закупились акциями Apple.

Чем занимается «Яндекс»

Если бы меня попросили максимально коротко описать то, чем занимается компания, то я бы сказал, что проверяет гипотезы. «Яндекс» во многом исследовательская компания, и понятно, что есть набившая оскомину фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю», — это как раз про нас.

Сама по себе идея, что мы ничего не знаем или как минимум не используем в полной мере свой предыдущий опыт, доступна, к сожалению, далеко не всем, потому что для среднестатистического представителя человеческого вида это стресс. Людям удобно по абсолютно биологическим причинам жить, постоянно реализуя свой предыдущий опыт.

О внутреннем коммуникационном агентстве «Яндекса»

Главное наше отличие от подавляющего числа коммуникационных агентств, которые есть на рынке, — мы оптимизировали не счастье клиента, потому что его можно самыми разными способами оптимизировать, а бизнес-метрики. Установки приложений, ретеншн, средний чек и так далее.

Подавляющая часть агентств на рынке не могла этого делать — с ними никто этими данными не делится. Никто не будет финансовую отчётность раскрывать, показывать когорты, показывать CAC (customer acquisition cost), давать возможность сегментировать.

Об изменениях за последние шесть лет

Компания не была предпринимательской, деньги отсутствовали. Про экономическую сторону дела думало очень небольшое количество людей. Все остальные думали про нагрузку, про какие-то технические решения, про тексты, дизайн, продукт, но про экономику никто не думал.

Термины P&L, EBITDA и прочие использовались только на уровне топ-менеджмента и финансистов. И одна из причин, по которой «Яндекс» сейчас стал значительно во всех смыслах больше и успешнее, чем он был в 2013 году, — то, что он взял вектор на коммерцию.

Что такое технократический подход

Ван Гог же A/B-тестирование не проводил. У него было какое-то видение, и он его реализовывал. И были разные другие Ван Гоги, у которых тоже было своё видение, они тоже его реализовывали, что в совокупности можно было назвать A/B-тестированием.

В классических медиа вот этот авторский подход и есть способ делать дела. Есть человек со своим мнением, и он своё мнение транслирует. Во многих компаниях этот авторский подход по-прежнему превалирует. В «Яндексе» же автором в конечном счёте являются аудитория и клиенты. Наша задача сделать так, чтобы людям было удобно, выгодно, просто, весело, интересно, а не навязать аудитории наши взгляд и подход.

Подробнее о будущем «Яндекса», новых продуктах и главных качествах управленца — в полной версии интервью.

0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Andrei Kiladze

>>Они, как потом мне сами признались, были под большим впечатлением от моих глубоких фундаментальных знаний.
Прикольно читать про средних начальников из яндекса, как они на работу проникали - один обманом, другой по блату, третий еще фиг его знает как :)

Ответить
16
Развернуть ветку
Алексей Струков

Наша задача сделать так, чтобы людям было удобно, выгодно, просто, весело, интересно, а не навязать аудитории наши взгляд и подход.

Тогда почему в приложениях Яндекса можно лишь "сообщить о проблеме", но нет возможности "предложить улучшение"?

Ответить
13
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Мне казалось это какой-то недальновидностью и ленью. Но сейчас, проработав в «Яндексе» шесть лет, я понимаю, что это одна из причин успеха компании.

Это не лень и не причина успеха.
Это стратегия выживания компании, закрытой на IT-рынке России, который неуправляем и непредсказуем, потому что самый крупный игрок на нем - государство.
Яндекс просто иначе не может.

Про отсутствие у россиян горизонта планирования далее 1-2 лет написано уже много, можно погуглить.

Ответить
5
Развернуть ветку
Igor Gorbenko

Ван Гог же A/B-тестирование не проводил. У него было какое-то видение, и он его реализовывал.

и умер нищим

Ответить
5
Развернуть ветку
Anton Kuzmich

Я так рада, что не люблю спаржу. Потому что, если б я ее любила, мне бы пришлось ее есть , а я ее не люблю.

Ответить
4
Развернуть ветку
Игорь Мыслинский

Четам кактам кинопоиск 2.0?

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Елистратов

Не проводил, потому и умер в бедности и без друзей. Автор цитаты хочет это повторить?)

Ответить
0
Развернуть ветку
Oleg Chernykh

интервью с директором новых продуктов «Яндекса»

У Яндекса есть новые продукты? Я думал, у них только адаптации зарубежных под своим брендом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Николай Михайлов

"Ван Гог же A/B-тестирование не проводил. У него было какое-то видение, и он его реализовывал."
Поэтому Яндекс выпускает такой калл как Аура)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

«Эталон» требует доплаты в 300 тысяч после оформления ДДУ и выдачи ипотеки из-за ошибки в их калькуляторе

Добрый день!

Возникла неприятная ситуация с застройщиком «Эталон». В ноябре 2021 года было принято решение приобрести квартиру в жилом комплекте от застройщика «Эталон», обратилась напрямую в отдел продаж, без агентов и риэлторов. Процесс выбора несколько затянулся т.к. предложенные изначально варианты не устраивали по планировке или цене, к концу…
Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

Как и почему люди сбегают с работы в первый день — опыт сообщества vc.ru Статьи редакции

Но иногда работодатели и сами ведут себя некорректно.

Я запарился перебирать онлайн-кинотеатры и создал агрегатор «Кино.Вино»

Есть такая проблема в век официальных/модных/современных (нужное подчеркнуть) онлайн-кинотеатров — их стало много, а выбрать где смотреть, да ещё и по более выгодной цене когда контент платный, занятие утомляющее.

Кейс: запустить шрифт для дислексиков и увеличить количество скачиваний приложения на 70%

Зачем — рассказывают дизайнер, логопед и агентство.

Инвестиции в IPO: научно доказанный способ зарабатывать 18% в день, или как акулы Уолл-стрит наживаются на Цукербергах

Профильные Телеграм-каналы и брокеры уверяют, что на вложениях в IPO легко получать по 100% годовых, и даже больше. В этой статье я разбираю, почему ученые-финансисты в чем-то склонны с ними согласиться — и кто на самом деле зарабатывает огромные деньги на IPO (спойлер: скорее всего, это будете не вы).

ЦБ выступил против предложений Минфина о регулировании криптовалют Статьи редакции

Подход Минфина угрожает появлением «параллельной финансовой системы», считает регулятор.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
null