Придумали новый инструмент, который повысит гибкость процессов

Рассказываем, как он устроен и просим читателей поделиться мнением в комментариях.

Придумали новый инструмент, который повысит гибкость процессов

Меня зовут Константин Котельник, я работаю в Холдинге Т1. Расскажу, что побудило нас заняться улучшением такой незыблемости, как AGILE, что мы придумали и как получили поддержку в воплощении идеи.

Разработчики крупных компаний, работающих в AGILE-командах, не раз сталкиваются с тем, как тормозится проект из-за простого человеческого фактора. Кто-то уволился, и мы ждём, когда HR’ы приведут новых сотрудников, которых ещё надо онбордить. Собрать команду под возникшую короткую задачу — тот еще квест! Нередко случается оверскилл, когда высококвалифицированный сотрудник делает простую работу.

Возникла такая идея: дополнить стандартный фреймворк AGILE механизмом краткосрочного перемещения сотрудников между командами и привлечения внештатных специалистов.

Способом реализации этого замысла мы решили сделать внутренний электронный ресурс в составе корпоративного портала типа KWORK, Freelance или YouDo. Он должен был не только обеспечить выполнение задач членами других команд, но и облегчить набор IT-специалистов со стороны.

Так возникла концепция AGILE-биржи как инструмента повышения гибкости в работе.

Зачем это нужно компании?

Краткосрочное привлечение сотрудников помогает заменить заболевшего члена команды, ускорить темпы работы за счёт дополнительно занятых в проекте специалистов. Тимлид может делегировать задачи менее загруженным сотрудникам.

Временные команды способны решить проблему подбора сотрудников на краткосрочные или разовые проекты, где на исполнение выделено две недели или месяц: как правило, они не востребованы у опытных ИТ-специалистов.

Системное привлечение внештатных сотрудников позволит компании сформировать внешний кадровый резерв из людей, уже знакомых с процессами. Такой подход одновременно решает и вопрос с организацией стажировок, упрощая процесс оформления стажёров в компании.

Возможность маневрировать персоналом даёт больше гибкости: мы добавляем новый инструмент для тимлидов. Штатный технический писатель как член команды — это редкость. Его задачи, как правило, выполняют аналитики за зарплату в два раза выше. С помощью AGILE-биржи тимлид сможет краткосрочно «продать» аналитика и «купить» техписа. Зачастую тимлиды набирают сотрудников с квалификацией, позволяющей решить задачи проекта, включая самые сложные. Наличие AGILE-биржи позволяет тимлиду взять в команду «недорогого» сотрудника, а для решения сложных задач краткосрочно привлечь «дорогого» специалиста.

Конкретный сценарий исполнения проекта пока находится в разработке, есть разные варианты. Например, один из участников нашей команды считает, что нужно сделать внешний IP, чтобы все фриланс- и коворкинг-сервисы могли забирать наши задачи и размещать их на своих площадках. Ещё есть мнение, что AGILE-биржа будет работать только для стажёров. Но есть и компании, где все задачи для техписов, дизайнеров и переводчиков решаются через внутреннюю биржу.

Придумали новый инструмент, который повысит гибкость процессов

Зачем это нужно сотрудникам?

Во-первых, временные команды — это реальный шанс для начинающих специалистов получить опыт и зарекомендовать себя в крупной IT-компании.

Во-вторых, для опытных специалистов со стороны, которые хотят трудоустроиться в компанию, это возможность получить представление о ней и её внутренней политике. К тому же это позволит познакомиться с коллективом и руководством, прежде чем претендовать на постоянную штатную вакансию и увольняться с прежнего места работы. Т. е. участие во временной команде — это своего рода оплачиваемый испытательный срок, при котором человек не рискует остаться без работы.

И, в-третьих, штатным сотрудникам участие во временной команде позволяет повысить квалификацию, получить новые профессиональные навыки, например, когда специалист хочет сменить профиль, но не уверен в своих силах. Работа в таком формате даёт возможность попробовать решить задачу или более высокого грейда, или нетипичную для его текущего профиля, или вообще из другого направления. В работе над коротким проектом специалист сможет убедиться в том, что он:

  • Может претендовать на повышение грейда.

  • Действительно хочет сменить профиль.
  • Ему подходит новая команда.

Механизм реализации AGILE-биржи

Мы видим AGILE-биржу как доску объявлений с задачами, куда заказчик размещает своё ТЗ. С технической стороны это довольно простой вариант исполнения проекта, поскольку соответствующий раздел с необходимым интерфейсом можно разместить на корпоративном портале.

Мы планируем организовывать эту доску объявлений на основе собственной разработки. Более того, расширение функционала корпоративного портала увеличит его конкурентоспособность.

Придумали новый инструмент, который повысит гибкость процессов

Концепция предполагает, что личные кабинеты есть как у заказчика, так и у исполнителей. Для получения доступа к задачам исполнителю предлагается поучаствовать в отборе по требованиям заказчика — пройти обучение или сдать тест. Если отбор пройден, то исполнитель может подать заявку на выполнение задачи. По результатам формируется рейтинг как у заказчика, так и у исполнителя. Любые изменения статуса задачи доводятся до всех участников, для этого должна быть система подписки на объявления с интересующей тематикой.

Механизм предполагает интеграцию с кадровыми и бухгалтерскими системами.

Как идея получила поддержку

На начальной стадии гибнет абсолютное большинство идей, потому что следующий шаг требует от стартапера «достучаться» до руководства, защитить проект и получить финансирование.

Тут нам повезло. В этом году в Холдинге Т1 заработал проект «Есть идея!» — сервис отработки идей. Коллеги из проекта помогли подготовить презентацию и доклад. С ним мы выступили на конференции «Импульс Т1» перед топ-менеджерами компании. Идею приняли на ура.

Это было круто: интересных проектов на конкурсе было представлено немало, но наш был первым, который получил одобрение всех топ-руководителей Холдинга Т1. Они увидели в идее AGILE-биржи и быструю адаптацию к текущему рабочему процессу, и дополнительный способ мотивации для сотрудников. Один из руководителей в ходе питчинга даже удивился, что такого инструмента до сих пор нет.

При обсуждении проекта стали понятны и недоработки. Например, пока не решён вопрос про сохранение тайны информации о зарплате и нет понимания, что делать, если почасовая ставка исполнителя больше той, которую готова платить команда. Также пока не проработали и не закрыли риски мошеннических действий, не продумали штрафные санкции за срыв сроков выполнения заказа и внутренние стандарты решения споров. Однако всё это — рабочие задачи, которые мы продолжаем выполнять.

Как мы работаем над проектом

На сегодня в проекте AGILE-биржи трудятся три разработчика. Проведён бизнес-анализ, созданы CJM и дизайн экранных форм. Скоро сделаем MVP.

Для продолжения работы над проектом и выбора оптимального решения нам нужна обратная связь. Нам важно узнать честное мнение релевантной аудитории и участвующих в процессе специалистов по разным направлениям, чтобы выбрать наиболее ценные сценарии. Эта работа займёт больше времени, чем сам технический этап — написание кода, — но она очень важна.

Мы уже провели больше 30 интервью. Почти от всех респондентов получен позитивный фидбек.

Что дальше

Теперь нам нужна оценка аудитории за пределами компании о потенциале, рисках, видимых возможностях проекта. Поэтому мы с командой хотим задать читателям вопросы:

  • Какие риски могут препятствовать решению задачи?

  • Какие ещё направления работы AGILE-биржи возможны?
  • Какие направления, на ваш взгляд, принесут компании наибольшую пользу и какой функционал нужно реализовывать в первую очередь?

Напишите в комментариях своё экспертное мнение — наш диалог поможет увидеть эту тему с разных углов зрения.

А мы тем временем запустим продукт и будем вам рассказывать про апдейты.

4
15 комментариев

Риски такие:
Краткосрочное привлечение переводчиком китайского на русский человека, который умеет и всю жизнь занимался только переводом с немецкого на русский имеет большой риск не получить ничего, кроме потраченных усилий других членов команды, что в итоге ещё сильнее затормозит процесс и КПД будет в такой синергии отрицательный. На сколько такое agile перемещение поможет проекту на время отпуска или болезни переводчика с китайского? Ответ лежит в скорости переобучения имеющегося заменителя, другими словами онбординг. Если отбросить красивую теорию и обратиться к опыту полевой практики такие вопросы основные на проекте и опытный менеджер должен подумать три раза, прежде, чем приводить замену, да ещё и краткосрочную. Техпис может быть быстро релоцирован, но это низкоквалифицированный труд. Специалистов высокой экспертизы - системных аналитиков, разработчиков, DBA, автотестеров анбордить за "полдня" не получится. Это в большинстве случаев очень долгий и сложный процесс, особенно на старых легаси, где мало/много документации, сильно закостыленый код, который знает 2 человека на планете и пр.

При этом, если разобрать, почему техписа просто релоцировать, а Ява разработчика нет.. Потому, что техпис это печатная машинка, работающая на сильно унифицированном и хорошо понятном уровне абстракции (он описывает то, что ему дадут. Сам не анализирует глубоко).
Agile биржа и почие карусельные конвейеры будут работать только в случае крайне точной унификации всех процессов - 1. Внедрена единая технологическая платформа, в которой все компоненты всей организации имеют одинаковые версии, релизы и тд, 2. Имеется по одно типу сверстанная документация с тотально подробным, но лаконичным описанием всех компонент (документация обогащается в автоматическом режиме вместе с разработкой нового ф-ла), 3. В организации внедрены подходы т-шейп, демо дни, внутренние стажировки и формируются команды/стримы/системы побратимы, являющиеся друг для друга пулом срочной помощи (специализация на системах друг друга), 4. Тотальное документирование всего кода, культура документирования на высоком уровне и ей уделяется отдельное внимание, вся документация сквозная от строчки в инструкции до строчки кода, которую инструкция описывает, 5. Внедрение реактивных практик кодирования, 6...7...что-то ещё

2
Ответить

Спасибо за развёрнутый комментарий. Мы с вами, в основном, согласны — в настоящее невозможно чётко провести границы использования создаваемого сервиса. И да, это для больших организаций с отстроенным технологическим процессом.
1. Одним из upside сервиса будет дополнительный стимул к соблюдению правил разработки;
2. В одношении senior-ов. В Яндексе есть внутренний сервис .. смешно называется, типа: "МарьВанована". Туда можно написать любой запрос. Т.е. есть группа высококвалифицированных сотруников, которые вылопняют ультракраткосрочные задачи. Поэтому можно предполагать, что и для senior-ов найдутся задачи типа консалтинга.

Ответить

Риски - сплошь и рядом.
Опытные фрилансеры уровня Senior - абсолютно не ваша аудитория по той причине что вы им не нужны, т.к они загружены задачами, проектами вперед не на один месяц и уровень оплаты достаточно высок.
Ну а Middle / Junior или Junior переходящий в Middle - срыв сроков как минимум либо слив с проекта. К тому же даже если вы на своей стороне реализуете полноценный ЭДО, то у большинства фрилансеров либо желания не будет на коротких итерациях заморачиваться, либо нет ЭЦП и т.д и т.п.
Проводить CastDev никакого смысла нет, достаточно опубликовать на всех фриланс биржах пару,тройку задач одним спринтом с пару итераций и вы поймете какая это боль поймать коннект, потратить время на коммуникацию и т.д , а в процессе может пойти все не так как хотелось бы и зачастую так и случается.
Для крупного холдинга оптимальный выбор это взращивать свою аутстафф команду резерва, а не в виде таск биржи, которую можно делегировать между компаниями.

1
Ответить

Спасибо.
В первую очередь, разрабатываемый сервис для внутренних сотрудников, поэтому степень ответственности другая.
Мы пока не можем опубликовать задачи на внешних ресурсах. ИБ!
Для этого и делается MVP — надо проверить гипотезы и выявить риски

Ответить

Добрый день, Константин! Звучит отлично!
*Какие риски могут препятствовать решению задачи?

- отсутствие обучения HR отдела работе с данным инструментом.
- срок выполнения задачи может увеличиться, если принять во внимание человеческие факторы исполнителей или отсутствие четко сформулированного ТЗ
- формулировать ТЗ тоже должен человек, имеющий квалификацию и навыки коммуникации. А это чаще всего дорогой специалист. Соответственно ему придется ставить большое количество маленьких задач и ещё мучиться с недобросовестными исполнителями и сортировать их.
Поэтому возможно принцип "хочешь сделать хорошо - сделай сам" в данном случае может у многих пересилить.

*Какие ещё направления работы AGILE-биржи возможны?

- как вариант : внутри каждой компании может быть подобная доска со "стикерами с грязной работой" . За выполнение определенного количества таких стикеров полагается премия. Тогда тайна ЗП сохраняется. Мы считаем не стоимость работы, а количество выполненных проектов. А сам постановщик задачи тоже заинтересован в том, чтобы его задачи брали. Он получает рейтинг по количеству взятых у него проектов. Получается внутри компании появляется возможность доп заработка, а у руководителей или менеджеров проектов - свободные руки.

* Какие направления, на ваш взгляд, принесут компании наибольшую пользу и какой функционал нужно реализовывать в первую очередь?

- сортировка задач по компетенциям
- система рейтинга исполнителя и работодателя
- возможность встроить данную фичу в корп портал крупных предприятий и холдингов без слёз

Ответить

Тимофей, спасибо за ответы.

1. В отношение рисков:
1.1 HR очень хотят. Некоторы из них считают, что текущая загрузка сотрудников не более 90%. По независящим от сотрудников причинам. Перебрасывая задачи из команды в команду, можно полностью загрузить простаивающих, разнообразив их работу
1.2 Мысль про разрастание задачи очень интересная. Нужна процедура увеличения трудоёмкости
1.3 Про ТЗ. Мы в парадигме большой организации с унифицированным технологическим процессом. Поэтому можно формулировать ТЗ типа: "Добавить в АИС взаимодействие ИС "Аудит" на контуре HOTFIX", которое будет понятно и тимлиду, и исполнителю.
2. Мысль про "грязные задачи" очень ценная. Спасибо.

Ответить

Можно ли порекомендовать T1 улучшить сайт t1.ru?
Он выглядит как-то простецки.
Цвет бирюзово-голубой, шрифты, зазоры.
Все выглядит отталкивающе.
Как-будто заходишь на сайт частной мебельной фабрики в далеком регионе, у которой все очень плохо с оборотом.

Надеюсь не обидел.
На месте руководства серьезно бы вложился в новый, современный UI/UX.

Ответить