«С вашего счета списана сумма». 9 из 10 россиян звонят спамеры и мошенники — как реагируют люди и почему «ведутся»?

Аналитический проект Tinkoff Data выяснил, как часто россиянам звонят спамеры и мошенники, что они предлагают, какие уловки используют и как на них реагируют абоненты.

«С вашего счета списана сумма». 9 из 10 россиян звонят спамеры и мошенники — как реагируют люди и почему «ведутся»?

Исследование проводилось в виде опроса, в котором приняло участие более 16 тысяч человек. Также были проанализированы данные по работе определителя телефонного номера Тинькофф «Кто звонит», антифрод-платформы Tinkoff Call Defender и системы фрод-мониторинга.

Основные выводы:

  • Звонки от спамеров получают 98% россиян, а от мошенников — 90%;

  • Более половины входящих звонков с неизвестных номеров — спамеры и мошенники;

  • Спам-звонки абсолютно бесполезны для 93% абонентов;

  • 76% опрошенных раздражаются из-за звонков спамеров;

  • Треть опрошенных “троллят” мошенников в ответ;

  • Чаще всего россиянам предлагают финансовые и медицинские услуги, сотовую связь и просят пройти телефонный опрос, также беспокоят опрошенных «молчаливые» короткие дозвоны;

  • В 2021 году количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170%. Однако люди все реже попадаются на их уловки.

По данным опроса, 98% пользователей сталкиваются со спам-звонками, из них почти треть получает такие звонки по несколько раз в день, еще 55% — несколько раз в неделю.

Это подтверждают и данные определителя номера Тинькофф: в среднем абонент получает один звонок спама в день. Почти 80% от всех входящих звонков с неизвестных номеров составляют звонки от злоумышленников и спам, причем количество спам-звонков превалирует — их доля достигает 46%.

Звонки роботов и автоинформаторов чаще всего получают 40% опрошенных. 23% ответили, что чаще все-таки им звонят живые люди, еще 37% затрудняются определить, кто обычно беспокоит их на другом конце провода.

При этом только 1% опрошенных отметил, что во время спам-звонков им предлагают что-то нужное, 93% ответили, что предложения спамеров никогда им не были полезными и только раздражают. Причем 65% опрошенных раздражают спам-звонки вне зависимости от того, звонит робот или человек, примерно в равной доле — по 5% опрошенных — раздражаются скорее от роботов или от людей, 25% равнодушно относятся к назойливым предложениям по телефону.

70% участников опроса ответили, что чаще всего получают от спамеров предложение оформить кредит или карту.

На втором месте по популярности предложения от медицинских центров, с ними сталкивается 59% абонентов. Реклама операторов сотовой связи, интернета и телефонные опросы беспокоят более 30% пользователей, акции в салонах красоты и магазинах — 17%.

Также пользователи отмечали, что сталкиваются с «молчаливыми прозвонами», которые длятся несколько секунд, предложениями юридических услуг, рекламой недвижимости, а также со звонками разных мошенников из «прокуратуры, полиции, служб безопасности банков» и других организаций.

В среднем за 4 месяца 2021 года количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170% по сравнению с 2020 г. Пик активности телефонных мошенников произошел в январе 2021 года — тогда количество звонков от злоумышленников выросло почти в 2 раза. Аналитики отмечают, что мошенники обычно активизируются на зимних каникулах и в праздники: это связано с тем, что люди расслабляются и становятся менее бдительными.

По данным опроса, с телефонным мошенничеством сталкиваются 90% людей. Еженедельно звонки от мошенников получают 20% абонентов, 33% — ежемесячно, 37% — несколько раз в год и реже.

Мошенники используют персональные данные из утечек, уловки и психологическое давление. С каждым годом доля социальной инженерии — когда клиента обманом заставляют самостоятельно совершить перевод или раскрыть данные карт — растёт: на конец 2020 года совокупно по телефону, в интернете и соцсетях она составляла 80% от всего объема мошеннических атак. При этом, несмотря на рост звонков от злоумышленников, доля «успешных» звонков, в результате которых клиенты потеряли деньги, сократилась с 22,5 до 13%.

По данным опроса, только 2% респондентов пострадали от телефонного мошенничества. Половина респондентов обычно вешает трубку, не вступая в разговор, почти треть опрошенных “троллит” звонящих мошенников, только 14% сообщают о звонке мошенников в банк.

«С вашего счета списана сумма». 9 из 10 россиян звонят спамеры и мошенники — как реагируют люди и почему «ведутся»?

Самым популярным сценарием, который используют телефонные мошенники, стал звонок от «службы безопасности банка» — его доля составляет почти 90%. В таких случаях злоумышленники заявляют о взломе счета, неизвестном переводе или списании средств, оформленном кредите и просят перевести деньги в «безопасную ячейку» или сообщить номер карты и код из СМС, чтобы «сохранить» средства.

Другой популярный сценарий — инвестиционные пирамиды, звонки от ложных брокеров или криптовалютчиков, которые предлагают быстрый доход под высокий процент.

Почему люди попадаются на уловки мошенников, даже финансово-грамотные и высокообразованные?

Мнение когнитивно-поведенческого психотерапевта:

Как правило, мошенники звонят рано утром или поздно вечером, когда человек не готов критически обрабатывать информацию. В такие периоды, мы подвержены паническим состояниям и тревогам и “падаем” до уровня своих навыков. А навыки, освоенные нами с детства — это слушаться старших, слушаться тех, кто лучше понимает. В периоды опасности и тревоги мы склонны ощущать выученную беспомощность и ориентироваться на кого-то знающего, взрослого, экспертного.

Как правило, мошенники используют фразы и слова, которые заставляют человека понять, что происходит что-то неприятное, он нагнетает напряжение. С одной стороны, человек осознает, что происходит, что-то неприятное, плохое и вместе с этим “спаситель” все понятно объясняет, как простыми несложными действиями отменить беду и защитить средства. И, конечно, мы с удовольствием идем за ним. Финансовая грамотность, помогающая в спокойной обстановке, в таких ситуациях совершенно не причем.

Елена Тен (Лосева),

психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт

«С вашего счета списана сумма». 9 из 10 россиян звонят спамеры и мошенники — как реагируют люди и почему «ведутся»?

В черный список спамеров заносят 34% опрошенных. Определитель номера подключили 24%, что позволяет им вообще не вступать в разговор со спамерами, и только 3% поддерживают беседу со спамерами.

17
99 комментариев

Какой смысл у этой статьи? Очередное упоминание компании или просто оправдание существования аналитического департамента? Завалили цифрами, психолога отвлекли от дневного сна, при этом, притом, причем, также... Что хотел сказать автор? :)

22
Ответить

а какой смысл у большинства статей в интернетах?) хотите смысл - идите учебник по физике читайте. прикольная статистика имхо, ничего более

13
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Пчелы против меда? @Тинькофф , а вы не спрашивали какой процент спама связан с вашим брендом?

7
Ответить

Мы не спамим. Можем позвонить с предложением, если потенциальный клиент как-либо с нами взаимодействовал или оставлял заявку, к примеру. 

9
Ответить

 Пчелы против меда? @Тинькофф , а вы не спрашивали какой процент спама связан с вашим брендом?

Тинькофф может и не святой, но никогда не спамил и не донимал звонками. У них абсолютно фелигранно выстроена коммуникация с клиентом — ничего лишнего. Какие-то вещи присылают на почту, не спам, а необходимую информацию, в приложении индикаторами ведут тебя и т. д.

4
Ответить

Вы просто не понимаете, это другое) Закрывал недавно кредитку в тиньке. Заявил о своем намерении в чате поддержки. Сотрудник сообщил, что для закрытия кредитки нужно обязательно принять некий звонок от сотрудника банка, чтобы "в целях безопасности такой регламент это обычная практика", стандартная тиньковщина. Даже интересно стало, что мне будут впаривать, сижу жду звонка. А его нет. Только через неделю заметил в вызовах кучу заблокированных как спам звонков из банка. Все номера, с которых они звонили, находятся в спам листе android'а. Написал в чат, мол жду вашего звонка с нетерпением, позвоните мне с белого номера. А они мне говорят "У нас все номера - белые. Вы просто блокировку спама отключите, и все будет ок".

Ну и яркий финал. Сотрудник банка в чате написал мне "спам - это понятие относительное". Так то. Если от тинька - это не спам, видимо.

1
Ответить