«С вашего счета списана сумма». 9 из 10 россиян звонят спамеры и мошенники — как реагируют люди и почему «ведутся»?
Аналитический проект Tinkoff Data выяснил, как часто россиянам звонят спамеры и мошенники, что они предлагают, какие уловки используют и как на них реагируют абоненты.
Исследование проводилось в виде опроса, в котором приняло участие более 16 тысяч человек. Также были проанализированы данные по работе определителя телефонного номера Тинькофф «Кто звонит», антифрод-платформы Tinkoff Call Defender и системы фрод-мониторинга.
Основные выводы:
Звонки от спамеров получают 98% россиян, а от мошенников — 90%;
Более половины входящих звонков с неизвестных номеров — спамеры и мошенники;
Спам-звонки абсолютно бесполезны для 93% абонентов;
76% опрошенных раздражаются из-за звонков спамеров;
Треть опрошенных “троллят” мошенников в ответ;
Чаще всего россиянам предлагают финансовые и медицинские услуги, сотовую связь и просят пройти телефонный опрос, также беспокоят опрошенных «молчаливые» короткие дозвоны;
В 2021 году количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170%. Однако люди все реже попадаются на их уловки.
По данным опроса, 98% пользователей сталкиваются со спам-звонками, из них почти треть получает такие звонки по несколько раз в день, еще 55% — несколько раз в неделю.
Это подтверждают и данные определителя номера Тинькофф: в среднем абонент получает один звонок спама в день. Почти 80% от всех входящих звонков с неизвестных номеров составляют звонки от злоумышленников и спам, причем количество спам-звонков превалирует — их доля достигает 46%.
Звонки роботов и автоинформаторов чаще всего получают 40% опрошенных. 23% ответили, что чаще все-таки им звонят живые люди, еще 37% затрудняются определить, кто обычно беспокоит их на другом конце провода.
При этом только 1% опрошенных отметил, что во время спам-звонков им предлагают что-то нужное, 93% ответили, что предложения спамеров никогда им не были полезными и только раздражают. Причем 65% опрошенных раздражают спам-звонки вне зависимости от того, звонит робот или человек, примерно в равной доле — по 5% опрошенных — раздражаются скорее от роботов или от людей, 25% равнодушно относятся к назойливым предложениям по телефону.
70% участников опроса ответили, что чаще всего получают от спамеров предложение оформить кредит или карту.
На втором месте по популярности предложения от медицинских центров, с ними сталкивается 59% абонентов. Реклама операторов сотовой связи, интернета и телефонные опросы беспокоят более 30% пользователей, акции в салонах красоты и магазинах — 17%.
Также пользователи отмечали, что сталкиваются с «молчаливыми прозвонами», которые длятся несколько секунд, предложениями юридических услуг, рекламой недвижимости, а также со звонками разных мошенников из «прокуратуры, полиции, служб безопасности банков» и других организаций.
В среднем за 4 месяца 2021 года количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170% по сравнению с 2020 г. Пик активности телефонных мошенников произошел в январе 2021 года — тогда количество звонков от злоумышленников выросло почти в 2 раза. Аналитики отмечают, что мошенники обычно активизируются на зимних каникулах и в праздники: это связано с тем, что люди расслабляются и становятся менее бдительными.
По данным опроса, с телефонным мошенничеством сталкиваются 90% людей. Еженедельно звонки от мошенников получают 20% абонентов, 33% — ежемесячно, 37% — несколько раз в год и реже.
Мошенники используют персональные данные из утечек, уловки и психологическое давление. С каждым годом доля социальной инженерии — когда клиента обманом заставляют самостоятельно совершить перевод или раскрыть данные карт — растёт: на конец 2020 года совокупно по телефону, в интернете и соцсетях она составляла 80% от всего объема мошеннических атак. При этом, несмотря на рост звонков от злоумышленников, доля «успешных» звонков, в результате которых клиенты потеряли деньги, сократилась с 22,5 до 13%.
По данным опроса, только 2% респондентов пострадали от телефонного мошенничества. Половина респондентов обычно вешает трубку, не вступая в разговор, почти треть опрошенных “троллит” звонящих мошенников, только 14% сообщают о звонке мошенников в банк.
Самым популярным сценарием, который используют телефонные мошенники, стал звонок от «службы безопасности банка» — его доля составляет почти 90%. В таких случаях злоумышленники заявляют о взломе счета, неизвестном переводе или списании средств, оформленном кредите и просят перевести деньги в «безопасную ячейку» или сообщить номер карты и код из СМС, чтобы «сохранить» средства.
Другой популярный сценарий — инвестиционные пирамиды, звонки от ложных брокеров или криптовалютчиков, которые предлагают быстрый доход под высокий процент.
Почему люди попадаются на уловки мошенников, даже финансово-грамотные и высокообразованные?
Мнение когнитивно-поведенческого психотерапевта:
В черный список спамеров заносят 34% опрошенных. Определитель номера подключили 24%, что позволяет им вообще не вступать в разговор со спамерами, и только 3% поддерживают беседу со спамерами.
Какой смысл у этой статьи? Очередное упоминание компании или просто оправдание существования аналитического департамента? Завалили цифрами, психолога отвлекли от дневного сна, при этом, притом, причем, также... Что хотел сказать автор? :)
а какой смысл у большинства статей в интернетах?) хотите смысл - идите учебник по физике читайте. прикольная статистика имхо, ничего более
Комментарий недоступен
Пчелы против меда? @Тинькофф , а вы не спрашивали какой процент спама связан с вашим брендом?
Мы не спамим. Можем позвонить с предложением, если потенциальный клиент как-либо с нами взаимодействовал или оставлял заявку, к примеру.
Тинькофф может и не святой, но никогда не спамил и не донимал звонками. У них абсолютно фелигранно выстроена коммуникация с клиентом — ничего лишнего. Какие-то вещи присылают на почту, не спам, а необходимую информацию, в приложении индикаторами ведут тебя и т. д.
Вы просто не понимаете, это другое) Закрывал недавно кредитку в тиньке. Заявил о своем намерении в чате поддержки. Сотрудник сообщил, что для закрытия кредитки нужно обязательно принять некий звонок от сотрудника банка, чтобы "в целях безопасности такой регламент это обычная практика", стандартная тиньковщина. Даже интересно стало, что мне будут впаривать, сижу жду звонка. А его нет. Только через неделю заметил в вызовах кучу заблокированных как спам звонков из банка. Все номера, с которых они звонили, находятся в спам листе android'а. Написал в чат, мол жду вашего звонка с нетерпением, позвоните мне с белого номера. А они мне говорят "У нас все номера - белые. Вы просто блокировку спама отключите, и все будет ок".
Ну и яркий финал. Сотрудник банка в чате написал мне "спам - это понятие относительное". Так то. Если от тинька - это не спам, видимо.
МТС, Банк русский стандарт, Тиньков звонили с предложениями всякими.
Просто написал в ВК, номер удалили из базы. Заняло 10 сек.
А звонили, потому что я пытался взять рассрочку у м видео, а там обязательно есть пункт про рекламу и прочее.
П.С, рассрочку не взял в итоге, банки втюхивают страховку в тело кредита сейчас. Отказаться не вариант.
-"Спам-звонки абсолютно бесполезны для 93% абонентов"
Маркетинговый отдел Альфабанк:
-Давайте ещё раз прозвоним и предложим по третьей кредитке!
В 7% это работает, значит будут продолжать.
Комментарий недоступен
Значит эффективны звонки, раз предыдущие две кредитки удалось впарить.
Пора у нас в стране принять закон про холодные звонки, аналогичный американскому.
Если свой номер занести в федеральную базу "не звонить", то за звонки от коммерческих компаний на такой номер со всякиким предложенями (а-ля телемаркетинг), им придет штраф.
Кто за поставьте +
:)
Он и так есть. Закон о рекламе и закон о персональных данных. Если вы не давали разрешение на обработку персональных данных или согласия на получение рекламных предложений то это грозит штрафом, другой вопрос что когда вам звонят со спамом например санлайт, это делают как бы не они. А за действия третьих лиц они не могут нести ответственность. Да и штрафы довольно маленькие.
Будут обходить, типа не реклама, а информационное оповещение, или опрос.
спамеры задрали уже, ей богу. вот бы их телефоны собрать все и продать коллекторам.
И они самоуничтожатся)
«70% участников опроса ответили, что чаще всего получают от спамеров предложение оформить кредит или карту.»
Забавно. Сегодня как раз из Тинькова звонили на эту тему.
Если такие предложения для вас неуместны, то можем исключить ваш номер, который можно отправить нам в личные сообщения. При этом заодно можем проверить, откуда он у нас.
Я писал запрос в Тинькофф с уникальным предложением ещё больше обезопасить людей от мошеннических звонков, но фитбэка не было получено. Ну значит с кем первым договорюсь по условиям того и тапки.
Сейчас в Тинькофф начали нервничать...
Неужели Николай договорится с кем то другим...?
Ну давай гений напиши свою идею
Не по каждому предложению готовы сотрудничать, но фидбэку всегда рады и ищем варианты для совершенствования своих сервисов. В личных сообщениях ответили вам.
просто говорите - подождите, сейчас достану карту и кладете телефон на полку не сбрасывая звонок) кто то сразу бросает трубку, кто по 2-3 минуты там бухтит что-то
Комментарий недоступен
Спамеры - прдажники услуг банка Тиньков звонили несколько раз. При этом у меня нет и не было никаких отношений с банком Тиньков.
Просто тупо названивают.
Готовы проверить ваш случай и прокомментировать, если отправите номер нам в личные сообщения. Тот, на который поступали звонки.
Не к словам психотерапевта будет сказано, но иногда мне кажется, что за мной следят эти телефонные мошенники) За последние месяца 3 звонили раза 3-4 и всегда четко в тот момент, когда я обедал, так что да, доля правды есть
Я как-то давно работал в холодных звонках и есть время когда звонить лучше, а есть когда хуже. Например утром, когда все приходят на работу и еще толком не проснулись, звонить бессмысленно потому что с тобой никто не будет говорить. В р-не обеда как раз самое активное время.
А ещё интересно у Тинькоф работает антиспам в мобайле, если звонят с другого банка пишет «Возможный спам»
Тоже самое когда звонят с МТС или с других конкурентных сервисов 😂
ну так скорее работают по базам с отзывами и звонят же со спамом
Лайфхак, живя несколько лет в Приморском крае, пользуюсь своей СПБ симкой, все спамеры, боты и прочий скам звонят мне из своего дня в мою ночь когда телефон на бесшумном ночном режиме. Разница в 7 часов рулит. На местные симки кстати почти не звонят, сказывается малочисленность и большая небогатость населения, да и не шибко продвинутая сервисная инфраструктура по сравнению с западом.
Вот так оставишь заявку в Тинькофф на карту, а потом 90% спама тебе и звонит..😉
Включите уже наконец Анти спам звонков и смс в Тинькофф Мобайл 🙌
Я начинаю разговаривать с ними и тяну время. Зачем так делаю сам не знаю. Обычно после десяти-двадцати минут воды они вешают трубку, но ни разу ещё не было такого, что они это делали резко, всегда прощались.
Можем исключить из обзвона ваш номер. Для этого напишите нам, пожалуйста, ваш номер телефона в ЛС.
Устал от постоянных звонков и спама, в редких случаях предоставляю номер, а все равно.
Не сильно верю данным Tinkoff Data.
Вообще, конечно, важную тему подымаете, ещё бы хорошо было как-то начать решать ее всем и сразу)
Полезная статья, спасибо!
А что вы советуете делать с такими звонками и с такими номерами?
Поставь определитель номера
Я в своем боте проблему решаю следующим образом...
Пришел звонок со спамом, нажимаю в боте кнопку - это спам.
В следующий раз если придет звонок с этого номера то звонящий услышит - номер не существует. За пару недель номер таким образом плавно вычищается из всех баз.
Можете рассказать что за бот?
Проблема в том, что могут звонить с разных номеров: мне звонят только роботы и каждый раз с другого номера, ни разу не повторялись
Тиньков не беспокоил. Постоянно названивают открытие и уралсиб.
Комментарий недоступен
Во время чтения статьи, позвонили из Тинька с уникальным предложением чего-то там 😂
По моему опыту самые мудаки это мегафон, их робот названивает каждую минуту пока не возьмешь трубку
Теле2 не лучше, могут и ночью звонить. Звонки снизились только после посыла на отключение от их.
Очень жаль, что у вас сложилось подобное мнение. 😔 Подобные звонки мы совершаем для того, чтобы предложить вам персональные условия. Это может быть тариф со скидкой или эксклюзивная услуга. Если не желаете получать подобные звонки от нас - напишите, пожалуйста, в личные сообщения ваш номер и ФИО владельца. Мы установим запрет. 👌🏻
Ну ладно, я в 10%, которые вообще не получают спам-звонков. Спасибо моему телефону и оператору.
Комментарий недоступен
Интересно а свои звонки товарищи из тенькофф банка в статистику как либо включили?
Сколько говорят про эти мошеннические схемы, а люди все равно ведутся..
Лучше уж на сайте https://ktozvonill.ru проверить номер, там много отзывов от реальных пользователей ...
Очень грустно, что компании и места в которых мы оставляем номера телефонов допускают утечку персональных данных, а под час сами их и сливают.
Спасибо большое, очень информативная статья.