{"id":6525,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0431\u044f \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 vc.ru","url":"\/redirect?component=advertising&id=6525&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292716-yandeks-vyhodit-iz-spyachki-alibaba-portit-nastroenie&placeBit=1&hash=7519bee6efc23ae5d635bf3098f678add4979d572b9f05b21135900c9688d27b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Out of Cloud

Новый взгляд на розничную торговлю: 2020 — старт новой эры ритейла?

Пандемия COVID-19 в 2020 году нанесла серьезный ущерб мировой экономике, бросив вызов системам здравоохранения, правительствам стран и бизнесу. В частности, розничной торговле пришлось в экстренном режиме адаптироваться к новой реальности.

«За 90 дней мы продвинулись на 10 лет вперед во внедрении цифровых технологий», — отмечают аналитики McKinsey в своем отчете, посвященном цифровой трансформации ритейла. Эксперты McKinsey имеют в виду американский рынок, но похожие процессы происходят в большинстве стран, включая Россию.

«Коронакризис» как драйвер цифровой трансформации ритейла

По данным исследования, проведенного сервисом «Яндекс.Взгляд», в период самоизоляции от 34% до 64% россиян (в зависимости от товарной категории) совершали онлайн-покупки чаще, чем до введения ограничений. Некоторые — от 3% до 6% респондентов — впервые попробовали заказывать товары через интернет.

Все указывает на то, что этот тренд сохранится: от 56% до 75% респондентов не планируют сокращать долю онлайн-покупок даже после снятия всех ограничений.

Data Insight прогнозирует средний рост рынка e-commerce в России на уровне 33,2% в год в течение ближайших 5 лет. При этом аналитики считают, что основным драйвером роста электронной торговли станет именно «коронакризис» 2020 года:

По нашим оценкам, 3 месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 млн человек. Большинство новых покупателей после завершения изоляции продолжит совершать покупки через интернет.

По оценке Data Insight, естественный рост интернет-торговли без учета влияния «коронакризиса» составил бы 26,6% (CAGR) за этот же период. Таким образом, факторы кризиса дополнительно принесут в онлайн-продажи 1,6 трлн руб за 5 лет.

Особенно впечатляет текущая динамика FMCG-сектора: доля онлайн-продаж в России в апреле 2020 года составила 5% от всего рынка FMCG в натуральном выражении, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%, сообщает Nielsen.

Пост-COVID реальность: как меняется покупательское поведение?

Увеличение доли онлайн-покупок — самое очевидное, но далеко не единственное изменение в покупательском поведении. В отчете McKinsey можно найти еще несколько интересных инсайтов, основанных на опросе 2500 покупателей из США, Великобритании, Германии и Франции:

1. 40% респондентов во время карантина попробовали новый бренд или начали покупать в новой розничной сети.

Неожиданно, правда? В такое «смутное время», вместо того, чтобы хранить верность своим привычкам, многие предпочли их изменить. В этот момент выиграли ритейлеры, которые сумели быстро адаптироваться к ситуации: предложили удобную и выгодную доставку, сделали ставку на безопасность во время карантина.

2. Меняются ожидания потребителей относительно онлайн-покупок. Как и в докризисные времена, сохраняют свою важность бесплатная доставка и бесплатные возвраты, а также скорость доставки. В то же время, значительно возросла важность таких факторов, как подробные описания и качественные фотографии товаров, а также наличие отзывов. Критичной стала и скорость загрузки сайта или приложения.

По данным опроса «Яндекс.Взгляда», важность разных факторов при выборе продавца варьируется в зависимости от товарной категории.

  • При заказе продуктов питания и бытовой химии на первый план выходят широта ассортимента (58% и 57%, соответственно), скорость доставки (56% и 50%) и программа лояльности (37% для обеих товарных категорий).
  • Покупатели все чаще обращают внимание на состав приобретаемых продуктов: при выборе товаров в интернет-магазине изучать состав гораздо удобнее, чем у полки супермаркета.
  • При заказе косметической продукции и товаров для животных первостепенными факторами остаются широта ассортимента и скорость доставки, а также важны репутация магазина и отзывы (41% и 33%).

Основным преимуществом онлайн-покупок в целом пользователи называют возможность совершения заказов в любое время, из любого удобного места. Это напоминает о важности развития и продвижения мобильных каналов продаж.

3. Если говорить об оффлайн-покупках, то на первый план выходит безопасность (от ритейлеров ждут соблюдения всех рекомендаций для снижения риска заражения покупателей и сотрудников), а также удобство навигации (чем быстрее удается найти нужные товары — тем меньше времени приходится проводить в магазине) и возможность бесконтактной оплаты покупок.

4. Среди новых технологий набирают популярность мобильные платежи (бесконтактная оплата при помощи смартфона) и мобильные предзаказы (возможность сделать заказ онлайн и забрать свои покупки в точке продаж или даже не заходя в магазин).

Меняется и структура потребления. По статистике Nielsen, в период самоизоляции упали продажи «офисных» (кофе 3-в-1, зефир, бисквитные пирожные) и «здоровых» (злаковые батончики, смузи, хлебцы) продуктов, зато выросли продажи товаров категории «домашнего потребления» (семечки, соусы, дрожжи, специи).

По данным Nielsen, в апреле 2020 года на онлайн-торговлю в денежном выражении пришлось более 25% всех продаж сухого детского питания, 21% кормов для собак, 9% зернового кофе, 5% средств для уборки дома. Почти каждый второй подгузник (46%) был продан онлайн — это рекорд и для категории, и для рынка FMCG в целом.

И если в период самоизоляции потребители активно закупались товарами длительного хранения, то говоря о планах на будущее, они выражают намерение заказывать через интернет даже те товары, которые раньше покупали только в оффлайн-магазинах: хлеб, фрукты и овощи, молочные продукты.

«Меняйся или умри»: кто выиграет в новой реальности?

По данным опроса руководителей компаний в индустрии FMCG и ритейла, проведенного Nielsen, 85% ритейлеров в секторе FMCG планируют в ближайшие 12 месяцев увеличивать свои вложения в развитие онлайн-каналов. Кроме того, 46% компаний намерены увеличить бюджет на рекламу в социальных сетях, 37% — на продвижение в интернете в целом.

В течение последних нескольких месяцев все крупные ритейлеры предпринимали те или иные шаги для усиления каналов онлайн-продаж, расширения сети и улучшения сервиса доставки товаров:

  • «Перекресток» запустил сеть продуктоматов, в которых можно забрать заказ, оформленный онлайн
  • «Лента» открыла официальный интернет-магазин на AliExpress
  • «Утконос» запустил услугу «Утконос Мини» для небольших заказов с доставкой в удобное время
  • «ВкусВилл» анонсировал хакатон для поиска новых идей для улучшения доставки
  • «Азбука Вкуса» открыла первый магазин без касс и продавцов
  • 5Post (сервис доставки из интернет-магазинов от Х5 Retail Group) открыл 2 новых распределительных центра, охватил еще 100 населенных пунктов и увеличил количество пунктов выдачи заказов в магазинах «Пятерочка» до 9500
  • «СберМаркет», запущенный в сентябре 2019 года, охватил все регионы РФ, потеснил бессменного лидера рынка онлайн-доставки продуктов — «Утконос» — и уже дышит в спину новому лидеру — X5 Retail Group.
Мария Артемьева
CRM-директор Out of Cloud

Мы наблюдаем любопытный каскад тенденций.

С одной стороны, покупательская способность потребителей падает. Одновременно с этим, новые сегменты покупателей переходят в онлайн каналы из соображений безопасности. А в онлайне покупатели склонны сравнивать цены, что приводит к снижению среднего чека.

С другой стороны, онлайн продавцы, на фоне роста спроса, развивают уровень сервиса. Это формирует привычку. Попробовав раз, потребители ожидают такой уровень сервиса, независимо от отрасли или места продаж. Стандарты обслуживания растут, и затраты на них тоже. Входной билет на онлайн рынок становится дороже.

Труднее всего в этой ситуации приходится традиционному оффлайн ритейлу. Направления, в которых доля онлайна была незначительной, вынуждены развивать онлайн канал с нуля. Для этого мало сформировать витрину и наладить доставку товаров. Сложнее привести и удержать клиентов.

И тут есть два пути. Во-первых, перевод лояльных клиентов в онлайн. Этот вариант доступен тем, кто собирал контакты покупателей, например, в рамках программ лояльности.

Во-вторых, привлечение новых клиентов. Рекламные бюджеты перераспределяются в пользу онлайн каналов, что приводит к росту стоимости привлечения пользователя.

Поэтому и новым, и опытным онлайн игрокам придется пересмотреть свои стратегии продвижения в пользу наиболее эффективных инструментов: использовать точное сегментирование, персонализированные коммуникации, динамический ремаркетинг.

Привлечь нового клиента в разы дороже, чем удержать старого. Поэтому сейчас растет спрос на услуги CRM-маркетинга, давно доказавшие свою эффективность: развитие email-канала, сбор или реактивация базы подписчиков, нестандартные механики вовлечения пользователей.

{ "author_name": "Out of Cloud", "author_type": "self", "tags": ["\u0446\u0438\u0444\u0440\u044b","\u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b","\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442_\u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u044f","\u0438\u043d\u0441\u0430\u0439\u0442\u044b","retail","ecommerce","crm\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 1, "likes": 9, "favorites": 58, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 156248, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 07 Sep 2020 14:39:13 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Лента на али пустая

0
Читать все 1 комментарий
ПЭК уничтожила груз, часть вторая

Вторая серия приключений, предыстория — ниже. Пожалуй, даже третья, одну серию пропустим — в ней меня просто послали в филиале ПЭК, когда я хотела составить акт, мне на ломаном русском объяснили, что только после забора груза.

#20вопросов Сергею Костюку, советнику заместителя председателя правления Московского кредитного банка

В середине сентября МКБ и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, запустили корпоративный акселератор "МКБ Реактор". Для МКБ это первый полноценный проект, включающий сразу несколько важных этапов, по итогам которого будут определены проекты для дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Финтех сегодня востребован как никогда –…

Кассетный плеер Spotify, фотоаппарат Instagram — как выглядели бы современные приложения до появления интернета Статьи редакции

Ностальгия по 80-м и 90-м.

Tom le French
ЕС представит законопроект об едином разъёме для зарядного устройства смартфонов и планшетов — Reuters Статьи редакции

Принятие проекта сильнее всего повлияет на компанию Apple, которая оснащает устройства собственным разъёмом.

Как инфляция уничтожает ваш рекламный бюджет: анализ 400 млн кликов и 118 тысяч кампаний за 4 года

Почему трафик из «Яндекс.Поиска» дорожает, как газ в Европе, а «дешевая» РСЯ превратилась в безумного пожирателя бюджетов? Какой рекламный канал самый недооцененный, где покупать трафик и что будет со стоимостью лидов через год?

Utair разрешила пассажирам перевозить своих кошек и собак на соседнем кресле Статьи редакции

Придётся купить два билета — на себя и животное.

Пять брендов, которые выпускают одежду, аксессуары и декор из мусора

Вещи, вышедшие из употребления, могут снова стать полезными — после переработки. Мы составили подборку брендов — от маленьких локальных до более крупных и известных за рубежом — которые производят товары из того, что другие просто выбрасывают.

Еду к деду
Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

Зачем в VK Cup ежегодно участвуют тысячи специалистов из разных стран и чем запомнится турнир в этом году? Отвечаем на главные вопросы.

Как использовать облачные технологии для роста бизнеса в 2022 году: расскажем на Yandex Scale

А ещё представим новые продукты.

Белорусский сервис PandaDoc для управления электронными документами стал «единорогом» — оценка превысила $1 млрд Статьи редакции

За год оценка компании выросла почти в четыре раза.

null