Рубрика развивается при поддержке Почты России

Почему поставщики постоянно судятся с крупнейшим российским онлайн-ритейлером Wildberries Статьи редакции

Бывшие партнёры и эксперты об исках к компании Татьяны Бакальчук.

Интернет-магазин Wildberries по итогам 2016 года стал крупнейшим российским онлайн-ритейлером по версии агентств Data Insight и Ruwards. Аналитики оценили продажи компании в 45,6 млрд рублей. Однако в 2017 году Wildberries испытывает сложности в отношениях с контрагентами. С начала 2017 года компания получила от партнёров 22 судебных иска, в том числе банкротный. Общая сумма исковых требований превышает 283 млн рублей.

За предыдущие три года ритейлер выступал ответчиком в 40 разбирательствах, сумма исковых требований партнёров составляла чуть больше 146 млн рублей.

Задержка платежей и требование бонусов

Летом 2017 года поставщик одежды и обуви «Прайм» (работает под брендом Prime Jeans) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании Wildberries банкротом. В заявлении говорится, что ритейлер должен поставщику 5,6 млн рублей в качестве основного долга и 71,7 тысяч рублей неустойки. Эти суммы «Прайм» отсудил у Wildberries ещё в феврале 2017 года.

На заседании 12 сентября представитель Wildberries ходатайствовал о прекращении дела в связи с погашением задолженности в полном объёме. Представитель «Прайма» на заседание не явился, других требований истец не заявил, говорится в определении суда. В связи с этим суд постановил прекратить производство по делу.

Прежде «Прайм» несколько раз подавал в суд на Wildberries. 4 апреля 2017 года поставщик пытался взыскать с ритейлера задолженности по контрактам в размере €21,4 тысячи и $7,9 тысяч. В общей сложности это около 1,7 млн рублей по курсу ЦБ РФ на момент подачи иска. В июне суд вернул заявление, поскольку истец так и не предоставил все необходимые документы.

13 апреля «Прайм» подал к Wildberries ещё один иск на сумму 140,8 млн рублей с требованием обязать ответчика направить перечень подлежащего поставке товара. Это заявление суд также оставил без движения. В октябре «Прайм» вновь подал иск к ритейлеру — на 1,5 млн рублей, суд пока не принял его к рассмотрению.

Владельцы «Прайма» Марина Титова и Александр Арбузов не ответили на просьбы vc.ru прокомментировать претензии к Wildberries.

В июле 2017 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск другого поставщика Wildberries и обязал ритейлера выплатить фэшн-дистрибьютору United Fashion Group (UFG, ООО «Импорт-Экспорт») 31 млн рублей за поставленный товар, 420 тысяч рублей в качестве компенсации убытков, возникших из-за непринятого товара, и 200 тысяч рублей на покрытие расходов по оплате госпошлины.

UFG обратилась в суд в марте. В ходе разбирательств компания просила суд дополнительно взыскать 969,2 тысячи рублей в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами, однако суд не удовлетворил это ходатайство.

В ноябре 2015 года стороны заключили договор поставки обуви. Осенью 2016 года Wildberries стала «систематически препятствовать отгрузке товара» и задерживать платежи, несмотря на согласованные сроки и условия, сообщили vc.ru в UFG. По словам представителей компании, ритейлер сначала требовал 80 млн рублей в качестве торговой премии — поставщик выплачивает её продавцу за продвижение товара. После отказа предоставить скидку Wildberries пригрозила возвратом сезонного товара на сопоставимую сумму, говорят в UFG. По условиям договора ритейлер может вернуть сезонный товар, если его не удастся продать.

Нам оставалось лишь честно исполнять условия договора и забирать неликвидный товар. Нам был возвращён товар в общей сложности на сумму 41 млн рублей. По нашим сведениям, ни один другой поставщик никогда не принимал возвраты на такие суммы, что говорит только о принципиальной позиции исключить UFG из списка поставщиков.

UFG

Перед обращением в суд UFG в январе 2017 года направила Wildberries письменную претензию с требованием погасить задолженность, однако компания проигнорировала письмо, говорит представитель поставщика. Его слова подтверждаются материалами дела.

Wildberries пыталась оспорить решение, но вышестоящий Десятый арбитражный апелляционный суд оставил его в силе. В октябре ритейлер подал кассационную жалобу.

Кроме того, в сентябре Wildberries подала встречный иск с требованием взыскать с UFG 31,7 млн рублей. Во время суда по иску UFG ритейлер утверждал, что это сумма торговой премии, которую якобы не выплатил поставщик.

В марте, когда UFG обратилась в суд, представитель Wildberries говорил vc.ru, что за время сотрудничества удалось нарастить большой оборот продаж, однако в 2016 году ритейлер обнаружил завышение оптовой цены более чем в 2,5 раза. Это привело к росту розничных цен, говорили в компании.

Бывший партнёр отказался компенсировать полные потери Wildberries и предоставить необходимую скидку для снижения розничной цены и сохранения минимальной маржинальности.

Далее мы действовали по договору, в котором, конечно же, предусмотрен возврат непроданного товара.

пресс-служба Wildberries

Главное условие — отсрочка платежей

Одно из главных условий Wildberries при сотрудничестве — отсрочка платежей за товар, рассказал vc.ru Илья Никифоров, один из бывших партнёров ритейлера. В 2013 году компания Никифорова TheDepartment занималась поставками одежды и обуви. На оплату в срок, по его словам, могут рассчитывать только крупные поставщики и бренды.

Мы предоставляли им отсрочку оплаты 45 дней с момента поставки. Летом 2013 года мы получили от них первые оплаты за заказы, сделанные весной. Задержки были минимальны. Мы не видели причин не отгружать им товар на осень или менять условия.

Илья Никифоров
бывший поставщик Wildberries

Сначала Wildberries делала крупные предзаказы, однако к моменту поставки предлагала разбить поступившую партию на части, объясняя это тем, что «менеджер перестарался», а склад не справляется, рассказывает Никифоров. Так, заказ на осенний сезон разбивался на равные части стоимостью около 2-2,5 млн рублей и полностью отгружался примерно к ноябрю, говорит предприниматель. К тому моменту уже наступало время первых выплат, но Wildberries, по словам поставщика, постоянно откладывала перевод денег.

«Из 2 млн рублей нам было предложено получить 1 млн, а вторую часть суммы подождать пару недель. В итоге 1 млн рублей мы получили с задержкой в пару недель. Все последующие платежи шли всё хуже и хуже», — рассказал Никифоров. По его словам, после 45 дней отсрочки ритейлер задерживал платежи за уже проданный товар ещё на два месяца.

Отношения TheDepartment и Wildberries закончились шантажом со стороны последней, говорит Никифоров. По его словам, в канун нового 2014 года ритейлер заявил, что хотел бы оформить возврат на весь нераспроданный товар стоимостью около 5-7 млн рублей. Предприниматель ответил отказом и объяснил, что предложенное противоречит условиям. Кроме того, начинался уже следующий сезон и товар был неактуален, вспоминает он.

После этого, говорит Никифоров, Wildberries выдвинула жёсткий ультиматум: либо поставщик получает деньги за проданный товар и забирает остатки, либо не получает ничего. В итоге предприниматель принял предложение ритейлера, после чего ждал полной выплаты ещё несколько месяцев.

У нас было два варианта: либо забрать половину денег и товар, либо судиться с ними. Для нас те суммы и объёмы тогда были значительны, и мы согласились на их вариант. Это давало нам хоть какой-то шанс на минимизацию убытков. Возвращённый товар завис у нас на несколько лет, нам пришлось продавать его с гигантскими скидками.

Я понимаю, что моя ошибка в том, что я повёлся на их «объёмы». Но это стало хорошим уроком. По сути, их метод работы сводится к тому, что они набирают малообразованных менеджеров, которые делают предзаказы на свой вкус — без аналитики и прочего. А все риски Wildberries перекладывает на поставщика: продали — хорошо, не продали — шантаж невыплатами и так далее.

Илья Никифоров
бывший поставщик Wildberries

«Возможно, поставщик ведёт себя некорректно»

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Фёдоров в беседе с vc.ru сказал, что не видит серьёзной проблемы в ситуации с Wildberries. По его словам, претензии у поставщиков к ритейлеру возникают с одной и той же периодичностью последние полтора года: Wildberries получает два-три иска в месяц, их средняя сумма составляет пару миллионов рублей, иногда и 200-300 тысяч рублей. Раз в квартал возникает иск на 40-100 млн рублей, продолжает Фёдоров. При объёмах поставок онлайн-магазина это не очень много, отмечает он.

Допускать возникновения исков, конечно, не нужно. Но мы же не знаем, в чём дело. Возможно, они считают, что поставщик некорректно себя ведёт, например, не выплачивает бонусы, поэтому Wildberries тоже не платит ему какие-то деньги за товар. Может, бывают моменты, когда нужны деньги на операционные расходы, и они не платят по два-три месяца части своих поставщиков.

Алексей Фёдоров
президент АКИТ

Скорее всего беспокойство вокруг судебных претензий к Wildberries сильно преувеличено, считает представитель крупного ритейлера, пожелавший сохранить анонимность. «Насколько нам известно, и на рынке, и среди поставщиков нет никаких волнений. Вопросы, скорее всего, возникли из-за отсутствия комментариев от руководства компании», — говорит он.

Поставщикам Фёдоров советует отгружать товар по факторингу — такой метод гарантирует оперативную реакцию банка на любую проблему клиента и быстрый возврат денежных средств. «Это был бы хороший выход из ситуации для всех поставщиков Wildberries» — резюмировал глава АКИТ.

Получить комментарии Wildberries на момент выхода заметки vc.ru не удалось.

Татьяна Бакальчук запустила интернет-магазин Wildberries в 2004 году. По собственным данным, на сайте представлено более семи тысяч брендов. Сейчас у ритейлера больше 800 пунктов самовывоза. По данным базы «Контур.Фокус», выручка ООО «Вайлдберриз» в 2016 году составила 37,6 млрд рублей против 29,5 млрд рублей годом ранее. Чистая прибыль компании за год выросла с 293,8 млн до 318,5 млн рублей.

Wildberries считается самой закрытой компанией на рынке интернет-торговли. Единственное в жизни интервью Бакальчук дала в конце октября 2016 года отраслевому изданию Shopolog. В декабре 2016 года она отказалась общаться с журналом РБК. Если начать общаться с прессой, то начнутся проблемы на работе, объяснила своё решение Бакальчук.

В интервью Shopolog основательница Wildberries описала свой подход к бизнесу следующими словами: «Смотреть только вперёд, идти только вперёд, не оглядываться назад, решать текущие задачи. У нас оформляется один заказ в секунду, при таком темпе ты просто не имеешь право на бесплодную потерю времени». Бакальчук также отметила, что Wildberries всегда развивалась исключительно на собственные средства основателей.

У нас нет задачи выйти на IPO. Нет задачи вводить в бизнес сторонний капитал.

Татьяна Бакальчук
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Дмитрий Гусев

Редакция vc стоит строить графики, например "Фин показатели Wildberries" со значениями на порядки разными с построением ряда ""по основной оси" "по вспомогательной оси" тогда значения прибыли можно сопоставлять, а не видеть полоску из красных пикселей

Ответить
21
Развернуть ветку
Джоуи Вин

При чём тут кривые руки и манипуляции?

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Walter Kovacs

Своим видом и манерой ведения бизнеса, напоминает продавщицу с рынков начала 2000-х

Ответить
4
Развернуть ветку
Александр Прилипко

вы так говорите потому что она с прессой не общалась, попробовали бы вы ей в твитер такое высказать

Ответить
–5
Развернуть ветку
AshotMassive

Она бы вызвала следователей к его маме?

Ответить
3
Развернуть ветку
Эмиль Гусейнов

дак она вроде как раз таки с подобного и начинала, если не ошибаюсь

Ответить
–1
Развернуть ветку
Sht_Anton

что в онлайне, что в офлайне крупный ритейл ведет себя одинаково

Ответить
4
Развернуть ветку
Andrey Tsyganok

Имел отношение к UFG на момент начала этой истории, конец уже не застал, да и там еще в процессе вроде

В вб заказали много товара по контрактам, этот товар был закуплен на свои деньги и привезен, после этого ВБ отказывалось этот товар забирать всеми способами, заставляя снижать контрактные цены за счет бонусов скидок и тд - очень жестко и не честно со всех сторон

На самом деле таких историй очень много, но люди жалуются только после того, как отношения с ВБ закончены, если они в процессе - то приходится терпеть, иначе поступят как с UFG

Удачи ребятам в судах с этими беспредельщиками

PS кстати факторинг они раньше разрешали, а потом как раз запретили, все закупки шли на свои, потому что проще судиться с мелкими поставщиками, чем с банками и подобными структурами

Ответить
4
Развернуть ветку
colorless

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Фёдоров в беседе с vc.ru сказал, что не видит серьёзной проблемы в ситуации с Wildberries.

Упырь из АКИТ защищает упыря из АКИТ. Чтд.

Ответить
3
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Расмус

в 21 веке интернета работать с такой помойкой- мазохисты

Ответить
–2
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Александр Клинуев

Бизнес-гуру язык мудрость содержит многую.

Ответить
8
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Военный меч

You can take the monkey out of the jungle.

Ответить
1
Развернуть ветку
Denis Tkachev

Работаю с интернет-магазинами. Подобные истории слышал из первых рук. Кидают они на деньги конкретно.

Ответить
1
Развернуть ветку
Undisputed

Типичная история: площадка нагибаэ.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Клинуев

Если начать общаться с прессой, то начнутся проблемы на работе, объяснила своё решение Бакальчук.
Интересно, верно ли обратное утверждение: начались проблемы на работе, начинаешь общаться с прессой.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Petrov

да, она ведь объяснила свое решение прессе

Ответить
1
Развернуть ветку
LeodVinci

Есть тут люди, купившие подарочные сертификаты на wb? Купил такую пару месяцев назад хорошей знакомой, теперь неудобно спрашивать, все ли там нормально.

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Клинуев

Как раз хороший повод пообщаться с хорошей знакомой!

Ответить
1
Развернуть ветку
Евгения Чусовлякина
Ответить
0
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

на скуле пишут, что в вб серая зп(хотя где-то якобы вроде и белая стала появляться). Плюс там офис находится в дебрях какого-то склада-логистического-комплекса у съезда с МКАД. Некоторые айтишники, приезжая на собес, не могут пройти квест "найди офис", и в ахуе уезжают.

Вобщем это ламода, сделанная чисто по-русски.

Ответить
0
Развернуть ветку
Юлия Яковлева

Офис у них и правда находится далеко за МКАД в очень неудобном месте. Удивительно, что кто-то при прочих равных соглашается там работать.

Ответить
1
Развернуть ветку
Denis Tkachev

Сегодня с программистом от туда общался. Работают они за мкадом, в каком то амбаре, как он сказал, в опенспейсе на 300 человек!

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Федоров

на самом деле можно реально круто ангар заделать под команды

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Илья Снеговской

Денег нет, но вы держитесь. Зарплату своим работникам выдавайте своей продукцией.

Ответить
0
Развернуть ветку
Anton Chugreev

а еще и туалетов нет

Ответить
0
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Рыночная власть, которой wb недобросовестно пользуется. История стара как мир

Ответить
0
Развернуть ветку
Paul Anoshkin

Я вообще первый раз в жизни сейчас это название прочитал...

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
Кейс: как продвигать услуги по строительству элитных домов, где каждый клиент приносит миллионы рублей выручки

Мы уже говорили о том, насколько важна digital-стратегия для эффективного продвижения бизнеса в интернете. Сегодня на примере кейса одного из наших клиентов мы покажем, как ее разработка и реализация помогли небольшой строительной компании завоевать место под солнцем на суперконкурентном рынке частного домостроения.

Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

«Эталон» требует доплаты в 300 тысяч после оформления ДДУ и выдачи ипотеки из-за ошибки в их калькуляторе

Добрый день!

Возникла неприятная ситуация с застройщиком «Эталон». В ноябре 2021 года было принято решение приобрести квартиру в жилом комплекте от застройщика «Эталон», обратилась напрямую в отдел продаж, без агентов и риэлторов. Процесс выбора несколько затянулся т.к. предложенные изначально варианты не устраивали по планировке или цене, к концу…
Путин поддержал идеи Минфина о регулировании криптовалют и разрешении на майнинг в отдельных регионах — Bloomberg Статьи редакции

Майнинг могут разрешить в Иркутске, Карелии и Красноярске, сообщили источники издания.

Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

Я запарился перебирать онлайн-кинотеатры и создал агрегатор «Кино.Вино»

Есть такая проблема в век официальных/модных/современных (нужное подчеркнуть) онлайн-кинотеатров — их стало много, а выбрать где смотреть, да ещё и по более выгодной цене когда контент платный, занятие утомляющее.

Кейс: запустить шрифт для дислексиков и увеличить количество скачиваний приложения на 70%

Зачем — рассказывают дизайнер, логопед и агентство.

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
Инвестиции в IPO: научно доказанный способ зарабатывать 18% в день, или как акулы Уолл-стрит наживаются на Цукербергах

Профильные Телеграм-каналы и брокеры уверяют, что на вложениях в IPO легко получать по 100% годовых, и даже больше. В этой статье я разбираю, почему ученые-финансисты в чем-то склонны с ними согласиться — и кто на самом деле зарабатывает огромные деньги на IPO (спойлер: скорее всего, это будете не вы).

null