{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как можно зарабатывать в 2023 году?

Можно вечно смотреть на три вещи: огонь, воду и то, как кто-то другой пытается заработать. Сегодня разберем перспективы трендовых направлений предпринимательства и попробуем оценить их привлекательность в соотношении с рисками. Анализируем пять направлений: технологические стартапы, франшизы, общепит, инфобизнес и международный ecom.

Фото: Mikael Blomkvist / Pexels

Технологический стартап

Начнем с приятного: начать технологический проект можно практически бесплатно, если собрать команду талантливых энтузиастов – так, собственно, и зарождались многие известные нам сегодня гиганты рынка. С другой стороны, потолка вложений в этом бизнесе тоже нет, особенно при разработке собственного программного или аппаратного обеспечения – рынок труда в IT-отрасли находится на пике, квалифицированная рабочая сила может быть очень дорогой, а цены на оборудование растут синхронно с развитием технологий.

Еще одно преимущество – географическая свобода: об этом долго рассуждать не будем, все равно у вас автоматически возник перед глазами образ расслабленного айтишника на Бали. Главное – не забывать, что помимо ноутбука и успешного успеха наш герой должен обладать высокой экспертизой в своей экстремально конкурентной сфере, достаточной мотивацией и концентрацией, чтобы довести дело до конца, навыками планирования и уникальными, но интересными не только ему идеями – без этих факторов внимание бизнес-ангелов привлечь не получится.

А еще надо учитывать нынешнее специфическое отношение клиентов, партнеров и инвесторов к проектам с российскими связями: например, в конце прошлого года основанный русскоязычными предпринимателями стартап Immigram, который занимается помощью с получением британской визы для одаренных людей, выиграл €1 млн на международном конкурсе Slush 100 Pitching Competition, но был вынужден отказаться от него из-за развернувшейся в онлайне критики. Компанию активно осудили за то, что многие из ее клиентов оказались российскими гражданами, желающими покинуть страну, а ее основательница получила множество персональных угроз. Поэтому теперь выходцам из России и Беларуси, которые традиционно считаются одаренными в точных науках и информационных технологиях, нужно не только учить языки, развивать soft skills и постоянно повышать квалификацию, но еще и очень внимательно следить за своими деловыми связями и публичным позиционированием.

Награждение команды Immigram. Фото: Slush 100 Pitching Competition / Twitter

Франшиза

По франшизе можно открыть почти любой бизнес от знакомых до экзотических: кальянную, автошколу, люксовый отель или игровую модель космической станции в торговом центре. Размер стартового капитала здесь сильно варьируется в зависимости от условий франшизы – нам это кажется преимуществом, поскольку позволяет каждому выбрать подходящий проект, а в будущем масштабировать бизнес.

Большой плюс франшизной модели в том, что она идеальна для новичков: все, что требуется от предпринимателя – качественно выполнять рекомендации, подготовленные более опытными партнерами, без необходимости искать свой подход путем проб и ошибок. Но это достоинство становится недостатком, если выбрать неудачный проект: тогда можно потерять время, деньги и нервы – все, что франшиза вообще-то должна для вас экономить. Чтобы избежать неудачного исхода, нужно подойти к выбору основательно: провести анализ рынка, будущих конкурентов, отзывов франчайзи и бэкграунда основателей проекта. И, конечно, осознать, что создатели франшизы должны не просто глубоко разбираться в бизнес-девелопменте, но и уметь научить ему партнеров – а такое могут предложить не все.

Еще стоит учитывать, что работать удаленно, развивая франшизу, в большинстве случаев невозможно, так как придется запускать оффлайн-точку продажи продукции или оказания услуг, которые требуют постоянного личного присутствия. По той же причине доступный франчайзи рынок, как правило, очерчен географическим сегментом – а это означает, что предпринимателю из России придется либо брать на себя российские риски и ограничения, либо переезжать в страну открытия франшизы, полностью переключаться на незнакомый рынок и работать на новом для себя языке, что ставит под вопрос возможность упрощенного входа в предпринимательскую среду, заложенную в идее франчайзинга.

FMCG-бизнес в сфере общепита

Открытие ресторана, бара или кафе – довольно перспективная идея для тех, кто располагает значительным стартовым капиталом и очень высокой стрессоустойчивостью. Последние годы стали для российского ресторанного бизнеса просто непрекращающимся потоком испытаний: сначала несколько волн пандемии с QR-кодами, а потом санкции, серьезно нарушившие цепочки поставок продуктов, и запрет соцсетей, на которых строилась существенная часть политики продвижения.

Несмотря на эти сложности, отрасль постоянно адаптируется, и уровень конкуренции остается очень высоким: по результатам 2022 г. в России выросли и количество заведений общепита, и их общий оборот. Поэтому здесь нужно готовиться к серьезной борьбе – четко продумать концепцию, убедиться в надежности арендодателя или выкупить помещение в собственность, начать переговоры со службами доставки и настроиться на серьезные вложения как денег, так и труда. Еще нужно учитывать фактор сезонности, нестабильность вкусов, повышенные требования со стороны санитарных служб и высокую вероятность встретить недобросовестных подрядчиков. Работать, конечно, придется очно и жить в доступе от своей точки – или перемещаться между ними, если их несколько.

Открытие «Вкусно и точка» на Пушкинской площади. Фото: Дмитрий Смирнов / Сноб

Инфобизнес

Тренд на запуск образовательных продуктов сохранится еще некоторое время, хотя многие уже успели в нем освоиться. Активное продвижение этого вида предпринимательства, демонстративное потребление, публикация бизнес-планов и курсы о том, как запускать курсы, принесли неоднозначный результат. С одной стороны, квалифицированные эксперты, которые действительно заслуживают и публичного признания, и повышения доходов, внезапно обнаружили, что им не обязательно довольствоваться зарплатой в школе или фитнес-клубе, а их знания интересны людям по всей стране или даже по всему миру. С другой – благодаря недобросовестным «продавцам воздуха» вокруг инфобизнеса почти сразу выстроилась неоднозначная репутация, из-за которой многие потенциальные клиенты сразу причисляют к категории мошенников каждого, кто анонсирует бесплатный вебинар.

Если вы действительно обладаете экспертностью в своей сфере и при этом готовы к периодическим волнам незаслуженной критики, попробовать стоит – хотя бы потому, что онлайн-образование обеспечивает вам возможность жить где угодно, причем вложения на старте требуются сравнительно небольшие, только на запись и продвижение курса, а при наличии личного бренда можно даже сэкономить на рекламе.

Хотя заоблачных доходов, которыми славится сфера EdTech, видимо, уже ждать не стоит, по крайней мере в России: с марта по май 2023 года сразу против нескольких суперпопулярных блогеров возбудили уголовные дела за уклонение от уплаты налогов. Некоторые из них успели уехать из страны, другие оказались под домашним арестом, кому-то заблокировали банковские счета. Так что налоговому комплаенсу при продаже инфопродуктов стоит уделить особое внимание, а сказочно разбогатеть без последствий, как обычно, не удастся.

Блогер Валерия Чекалина (Лерчек) в суде. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Международный eCom

Онлайн-торговля продолжает захватывать мир: совокупный среднегодовой темп роста этой отрасли сейчас оценивается в 11.3%. В то же время eCom оказался одной из сфер, которым пошла на пользу пандемия: многие потребители переключились на покупки в интернете, что позволило глобальному eCommerce-рынку вырасти на 19% с 2019 до 2020 года. Однако и после возвращения обычного темпа жизни тренд на онлайн-шоппинг не перестал расти, и ожидается, что к 2026 году на eCom придется 27% всех продаж в ритейле.

Привлекательность eCom для предпринимателей обеспечивает возможность стабильного заработка при небольших вложениях: размер стартового капитала может быть гибким в зависимости от выбранного товара и страны его производства, но соотношение издержек и результатов привлекательнее, чем во многих других отраслях, как и сроки окупаемости бизнеса. Для русскоязычных предпринимателей при этом важна возможность легально зарабатывать в стабильной валюте и не ставить развитие своего проекта в зависимость от политической обстановки в родной стране.

Сегодняшний тренд на кочевнический образ жизни сюда тоже вписывается хорошо: eCom не предполагает ограничений по происхождению или стране проживания селлера, поэтому в этой сфере работают предприниматели из разных стран – первое место предсказуемо занимает Китай. Это же, кстати, и определяет перспективы рынка: хотя конкуренция велика, многие из продавцов подтверждают стереотипы о штампованной ширпотребной продукции, и от них легко отстроиться за счет повышения качества товара, учета пожеланий аудитории и верного позиционирования. Жить при этом можно где угодно и при желании регулярно менять страну – при условии стабильного доступа к интернету на бизнес это не повлияет никак.

Важно, что для успеха в eCommerce не обязательно обладать публичностью или экспертизой в сложных областях и даже способностью придумывать эксклюзивные предложения: ожидания рынка не нужно угадывать, поскольку для подбора перспективного продукта, построения стратегии продвижения, поиска производства, найма сотрудников и всех остальных этапов работы уже выстроены и многократно опробованы работающие механизмы. Поэтому чтобы начать расти и зарабатывать в eCom, потребуется только готовность получать новые знания и активно применять их на практике.

Фото: Артем Голдман

Тренды меняются, но одно остается прежним: в каждой сфере есть свои достоинства и недостатки. Чтобы немного облегчить вам выбор, мы подготовили тест: он поможет узнать, какой вид бизнеса подходит именно вам. Нажимайте сюда, чтобы его пройти.

0
1 комментарий
Анна Обухова

Прокомментирую фразу:
"Большой плюс франшизной модели в том, что она идеальна для новичков:"
- Далеко не все франшизы имеют привязку к офлайну, географии и интересны только новичкам. Например, 1С:БухОбслуживание дает партнерам - бухгалтерским компаниям возможность удаленной работы с клиентами (ООО и ИП) из России и Казахстана. Предоставляем стандарты работы, программные продукты 1С в облаке и автоматизацию бизнес-процессов. Франшизу покупают стартапы, инвесторы и успешные аутсорсинговые компании. Основное преимущество - повышение производительности работы и рентабельности.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда