Транспорт
Ilya Pestov
2286

Хроники Uber в четвёртом квартале

Время идёт, а Uber остаётся самым убыточным стартапом. В предверии публикации годовой отчётности мне захотелось поделиться информационным полем, сформировавшимся вокруг компании за последний финансовый квартал.

  • В начале ноября 2019 года акции Uber обновили рекордный минимум на фоне окончания lockup-периода. Кто-то блоками сливал акции через Goldman Sachs. И этим кто-то оказался Трэвис Каланик, который продал пятую часть своей доли за $547 млн через трастовый фонд.
  • Позже выяснилось, что Трэвис продал практически 90% своих акций и теперь у него вместо почти $3 млрд в акциях осталось только $250 млн. 31 декабря основатель компании покинул совет директоров. Старый менеджмент банально не верит в новый. Или у Трэвиса были менее стандартные причины для такого решения?
  • Gett объявил о закрытии бизнеса в Нью-Йорке и решил сосредоточиться на корпоративных перевозках. Напомню, что в NY Gett работал под брендом Juno. Теперь Juno переходит в Lyft. И ещё напомню, что по моим оценкам, доля Нью-Йорка от выручки Uber может доходить до 15%. Конкуренция убыточных компаний усиливается.
  • WSJ уличил Uber в проблемах с безопасностью перевозок. Авторизованные водители сдают аккаунты неавторизованным. Проблема существует во всём мире, однако транспортный регулятор Лондона насчитал более 14 тысяч поездок совершённых незарегистрированными водителями и отказался продливать лицензию для Uber в столице, которая закончится в 2020 году.
  • Нормативные проблемы в Лондоне усугубляются конкуренцией. В этом городе у Uber 45 тысяч водителей, у эстонского Bolt — 35 тысяч, французского Kapten — 20 тысяч, и скоро ещё придёт индийская Ola. Следует упомянуть значимость столицы Великобритании для Uber — Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сан-Паулу упоминаются в S1 и генерируют 23% выручки компании.
  • Немецкий суд запретил Uber в Германии, поскольку у компании нет необходимой лицензии для осуществления пассажирских перевозок. Причем это уже второй запрет — первый раз в 2015 году компании запретили привлекать в сервис водителей на собственных автомобилях. Тогда Uber перестроился и организовал оказание услуг на арендованных автомобилях, чтобы это выглядело как аренда автомобиля с водителем, причем так, чтобы автомобиль после каждой поездки возвращался владельцу. Теперь суд указал, что и эта схема незаконна, тем более автомобиль, конечно, не возвращался никуда, а курсировал в ожидании заказа.
  • Ещё против Uber проходили протесты во Франции. Водители сервиса оккупировали водительские хабы и в течение двух недель требовали ограничения числа водителей, возврата

    динамического ценообразования (при котором

    цена в час пик могла взлететь в разы), увеличения тарифов и много другое. Шумиха вроде закончилась, и очень вероятно, что компания частично пошла на уступки.

  • Сиэтл ввёл специальный налог на ride-hailing-сервисы, которые с 2020 года должны платить в бюджет города 57 центов с каждой поездки. Город рассчитывает получить $25 млн за счёт этого налога. Кроме того, власти требуют, чтобы водители получали не меньше $16 в час.
  • Также с 2020 года в связи с новым законодательством увеличились расходы такси-сервисов в Калифорнии и штате Массачусетс, о чём подробнее написано в Гроксе. То есть маржинальность в стране, на которую приходится большая часть доходов Uber, снижается. И это при без того жутких минусах в операционке.
  • Мэрия Лос-Анджелеса рассматривает возможность обязать Uber и другие сервисы использовать только электромобили в своей работе. Мэр города в свое время сделал проблемы возобновляемой и чистой энергетики основой своей программы и сейчас возглавляет ассоциацию крупнейших городов мира, выступающих за борьбу с изменениями климата, — С40.
  • Uber ушёл с очередного рынка и продал своё подразделение Eats в Индии крупнейшему местному игроку Zomato. В обмен на всех клиентов и курьеров Uber получил 9,99% акций конкурента и будет перенаправлять к нему всех пользователей из своего приложения. Зато сократятся убытки, ведь пресловутая Adjusted EBITDA у Uber Eats в Q3 2019 в минусе на $316 млн.

Хочу обратить ваше внимание, что не все из вышеперечисленных событий успеют отразиться в отчётности за четвёртый квартал 2019 финансового года. Однако от этого не менее интересно, что нам покажет Uber 6 февраля в 13:30 по тихоокеанскому времени.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ilya Pestov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 9, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 105421, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Feb 2020 16:28:18 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
3

Если основатель сваливает - надо сильно задуматься ))) А вообще - не удивительно. Убыточные стартапы в Америке это норма, и это отлично. Потому их столько и возникает, люди не бояться рисковать и на уровне законодательства инвесторы многие свои убытки возмещают через налоги и тд. 

Ответить
0

Убыточность при высоких темпах масштабирования и устойчивой бизнес модели — норма. Однако бизнес Убер не соответствует второму условию. 

Ответить

Прямой эфир