реклама
разместить

Основатель Wheely Антон Чиркунов: «Дептранс Москвы отслеживает ваши частные поездки»

Колонка основателя компании, который с весны конфликтует с мэрией из-за блокировки работы сервиса и обращался к мэру Москвы со страниц «Коммерсанта».

Основатель Wheely Антон Чиркунов: «Дептранс Москвы отслеживает ваши частные поездки»

Что происходит

В эту пятницу Wheely предстанет перед судом за отказ разглашать конфиденциальную информацию наших клиентов. На кону не только защита данных, но и будущее свободной конкуренции против «Яндекса» и других квазигосударственных компаний.

Это не первая попытка Дептранса принять меры против нас. В апреле, под прикрытием режима повышенной готовности, нам запретили работать из соображений безопасности, хотя желтые такси продолжали работу.

Строгие санитарные требования, которые мы внедрили для борьбы с распространением COVID-19, не были приняты во внимание. Потому что речь никогда не шла о безопасности, ни тогда, ни сейчас.

В мае мы смогли победить благодаря жалобе в ФАС. Мы доказали, что наши водители были отстранены от работы без уважительной причины (что стоило Москве налоговой выручки).

Но наше возвращение произошло с уловкой — новым требованием о предоставлении в режиме реального времени доступа к данным геолокации водителей, которые можно использовать для отслеживания того, где и когда начинается и заканчивается каждая пассажирская поездка, и по какому именно маршруту она была совершена.

Мы не сможем предоставить эти данные. Хотя мы рады работать в соответствии с законодательством, закона с такими требованиями не существует.

Каждое правительство, которое пыталось принять такой закон, терпело неудачу (часто потому, что более трезво мыслящие представители власти соглашались с тем, что подобные требования являются чрезмерными, как это было и во Франции, и в Египте).

Дептранс скажет, что данные геолокации нужны только для того, чтобы обеспечить безопасность и улучшить анализ трафика, и что эти данные в любом случае невозможно идентифицировать.

Вот то, чего они вам не скажут

  • Департамент транспорта не имеет никаких легальных полномочий на рынке перевозок по заказам (на федеральном уровне наша деятельность регулируется Ространснадзором). Они используют положения приказа о режиме повышенной готовности как предлог для получения данных, за которыми они давно охотятся. (Хотя Дептранс утверждает, что поддерживает запрос Роспотребнадзора, они не смогли предоставить нашим юристам доказательства).
  • Если бы дело было в безопасности, мы бы увидели доказательства, что предоставление данных геолокации делает поездки на такси более безопасными. Но с того момента как Дептранс впервые запросил службы такси передавать данные геолокации в систему ЕРНИС в 2017 году, количество аварий с участием такси выросло на 50% с 2017 по 2018 год и на 80% с 2018 по 2019 год. Для сравнения, общий прирост числа поездок на такси с 2017 по 2019 год составил всего 25%.
  • Данные, которые запрашивает Дептранс, могут быть использованы для отслеживания передвижения пассажира вплоть до двери здания, где завершилась поездка. То, что пользователя легко идентифицировать по якобы анонимным данным геолокации, было доказано уже не раз и не два, а многократно. (Известный эксперт Пол Ом утверждает, что точные данные геолокации «абсолютно невозможно» обезличить, труднее будет разве что обезличить ДНК человека).
  • Что касается анализа трафика, то данные, которые они получат от нас, практически не добавят ничего нового.
  • ЕРНИС не способен принимать зашифрованные данные геолокации. Таким образом, передвижения пассажиров сможет отслеживать не только Дептранс, но и другие «слушатели».

В мире нет прецедентов принудительного исполнения такого рода запросов, и на то есть веские причины. Дело не в законе или безопасности. Дело в контроле. И наша позиция заключается в том, что и правительства, и частные компании должны стараться собирать и хранить как можно меньше данных.

Если суд в пятницу вынесет решение против нас, мы рискуем быть закрытыми на 90 дней. Это оставит нашим клиентам квазигосударственную дуополю Яндекса и Citymobil (91,8% рынка), которые активно транслируют незашифрованные данные геолокации во всех поездках.

Предоставить эти данные для нас — значит предать наших пассажиров. У нас на сайте опубликован более подробный разбор Департамента транспорта о безопасности данных.

#wheely

331331
реклама
разместить
184 комментария

Удачи Антон!

134

В чем? Водители работают сразу в трёх сервисах и не выключают приложения, все данные льются в дептранс. Унылый пиар в стиле Дурова. 

4

Удачи в сливе денег на откровенную пиар кампанию в роли «жертвы»? До всех этих статей никто никогда даже не слышал об этом Выли. А через неделю уже опять начнут не знать.

2

Вот зачем это вся вода ? Просто напишите что не доверяете эти данные правительству Москвы. 
Потому как за вашими клиентами (водителями) следят: 
1. Скорей всего вы сами 
2. Google  (мало вероятно что водители пользуются кнопочными звонилками без интернета)
3. Производитель смартфона (см сноску выше)
4. Мобильные операторы.
И 2, 3 и 4 точно их собирают и продают (обезличенными, но вы сами написали что это полностью не возможно).

37

Комментарий недоступен

16

Вот зачем эта вода? Просто напиши: они ахуели.

5
Раскрывать всегда
QA-специалист удалённо «работал» на девять компаний и за год заработал больше $500 тысяч

Прекращать «жонглирование» не планирует — хочет подкопить на пенсию.

Источник фото: Adobe Stock
2727
44
11
Работаю на 8-часовой работе, но от силы час в день. Остальное время сплю, пишу каменты, читаю какую-нибудь ерунду. Если бы мне нужны были деньги, я мог бы работать на 8 работах, но зачем мне сколько мороки!
реклама
разместить
Россельхознадзор: сеть «Светофор» — площадка для сбыта фальсификата

Так ведомство заявило после проверок магазинов.

Источник: «Яндекс Карты»
33
11
КМК Строй-Югра+Directum Lite: порядок в процессах, документах и дисциплине
КМК Строй-Югра+Directum Lite: порядок в процессах, документах и дисциплине
11
«Нет смысла держать товары на складах»: продавцы «Мегамаркета» пожаловались на падение продаж

С начала 2025 года маркетплейс перешёл на экспресс-доставку и не возит заказы по России.

2929
22
11
Кто вообще пользуется Мегамаркета? Заходил несколько раз либо "товара нет в наличии", либо цена в разы выше чем на Ozon и WB.
Что миллениалу стоило бы знать про зумера

Я собрал самые популярные мифы о зумерах (поколении Z, родившихся примерно с 1997 по 2012 год) и проверил их на основе последних исследований.

Действительно ли зумеры ленивые?
2929
Сколько зумеров нужно, чтобы поменять лампочку? Один, но ему нужно сначала объяснить, какой "смысл" в этом действии, обеспечить work-life баланс во время замены и выдать сертификат о новом скилле после. 🤣🤣🤣
Власти Турции ограничили доступ к соцсетям после задержания мэра Стамбула

Индекс стамбульской биржи обвалился на 6,87% на фоне новостей.

Источник фото: Unsplash
55
55
33
22
11
11
Релоканты, вы чем там занимаетесь? Не видите что творится, выходите на митинги, не дайте превратить Турцию в диктатуру.
Самый дешевый способ набора подписчиков в Telegram. Релевантная подписка по 40 рублей!

Протестил десятки способов набора подписчиков в телеграм и делюсь самым эффективным и дешевым. Я веду свой ТГ-канал Что-то на маркетинговом, где делюсь фишками из мира матерых маркетологов.

Самый дешевый способ набора подписчиков в Telegram. Релевантная подписка по 40 рублей!
33
11
40 бесплатных курсов по нейросетям: русские и зарубежные [+видеоуроки] — подборка
40 бесплатных курсов по нейросетям: русские и зарубежные [+видеоуроки] — подборка
88
Nvidia представила базовую модель для роботов-гуманоидов GR00T N1 с опцией рассуждений — её обучали в том числе на синтетических данных

У решения с открытым исходным кодом 2 млрд параметров.

1616
33
Новости робототехники в России: - Сбер на выставке инноваций показал китайскую списанную робо-собакук прошлого покаления - О Promobot никто не слушал уже 3 года - Камаз нарисовал картинку руля
реклама
разместить
«Как выглядят отделения — вы и сами знаете»: глава «Почты России» — об изношенности транспорта и ИТ-инфраструктуры

Почти 90% «дышит на ладан».

88
44
11
Перевожу с чиновичьего: Путин, дай денег!
Stability AI представила «виртуальную камеру» для создания видео из изображений

Компания выложила её открытый исходный код.

1212
44
Как не стать Homo GPT: меняем критическое мышление на эффективность?

Постепенно у меня зарождались сомнения (и даже страхи), которые можно сформулировать примерно так: “а что если, блин, я с AI всё-таки тупею? как это понять?”. Я собрал все свои мысли, опасения и способы защиты от риска превращения в Homo GPT.

Как не стать Homo GPT: меняем критическое мышление на эффективность?
22
11
[]