Основатель Wheely Антон Чиркунов: «Дептранс Москвы отслеживает ваши частные поездки»
Колонка основателя компании, который с весны конфликтует с мэрией из-за блокировки работы сервиса и обращался к мэру Москвы со страниц «Коммерсанта».
Что происходит
В эту пятницу Wheely предстанет перед судом за отказ разглашать конфиденциальную информацию наших клиентов. На кону не только защита данных, но и будущее свободной конкуренции против «Яндекса» и других квазигосударственных компаний.
Это не первая попытка Дептранса принять меры против нас. В апреле, под прикрытием режима повышенной готовности, нам запретили работать из соображений безопасности, хотя желтые такси продолжали работу.
Строгие санитарные требования, которые мы внедрили для борьбы с распространением COVID-19, не были приняты во внимание. Потому что речь никогда не шла о безопасности, ни тогда, ни сейчас.
В мае мы смогли победить благодаря жалобе в ФАС. Мы доказали, что наши водители были отстранены от работы без уважительной причины (что стоило Москве налоговой выручки).
Но наше возвращение произошло с уловкой — новым требованием о предоставлении в режиме реального времени доступа к данным геолокации водителей, которые можно использовать для отслеживания того, где и когда начинается и заканчивается каждая пассажирская поездка, и по какому именно маршруту она была совершена.
Мы не сможем предоставить эти данные. Хотя мы рады работать в соответствии с законодательством, закона с такими требованиями не существует.
Каждое правительство, которое пыталось принять такой закон, терпело неудачу (часто потому, что более трезво мыслящие представители власти соглашались с тем, что подобные требования являются чрезмерными, как это было и во Франции, и в Египте).
Дептранс скажет, что данные геолокации нужны только для того, чтобы обеспечить безопасность и улучшить анализ трафика, и что эти данные в любом случае невозможно идентифицировать.
Вот то, чего они вам не скажут
- Департамент транспорта не имеет никаких легальных полномочий на рынке перевозок по заказам (на федеральном уровне наша деятельность регулируется Ространснадзором). Они используют положения приказа о режиме повышенной готовности как предлог для получения данных, за которыми они давно охотятся. (Хотя Дептранс утверждает, что поддерживает запрос Роспотребнадзора, они не смогли предоставить нашим юристам доказательства).
- Если бы дело было в безопасности, мы бы увидели доказательства, что предоставление данных геолокации делает поездки на такси более безопасными. Но с того момента как Дептранс впервые запросил службы такси передавать данные геолокации в систему ЕРНИС в 2017 году, количество аварий с участием такси выросло на 50% с 2017 по 2018 год и на 80% с 2018 по 2019 год. Для сравнения, общий прирост числа поездок на такси с 2017 по 2019 год составил всего 25%.
- Данные, которые запрашивает Дептранс, могут быть использованы для отслеживания передвижения пассажира вплоть до двери здания, где завершилась поездка. То, что пользователя легко идентифицировать по якобы анонимным данным геолокации, было доказано уже не раз и не два, а многократно. (Известный эксперт Пол Ом утверждает, что точные данные геолокации «абсолютно невозможно» обезличить, труднее будет разве что обезличить ДНК человека).
- Что касается анализа трафика, то данные, которые они получат от нас, практически не добавят ничего нового.
- ЕРНИС не способен принимать зашифрованные данные геолокации. Таким образом, передвижения пассажиров сможет отслеживать не только Дептранс, но и другие «слушатели».
В мире нет прецедентов принудительного исполнения такого рода запросов, и на то есть веские причины. Дело не в законе или безопасности. Дело в контроле. И наша позиция заключается в том, что и правительства, и частные компании должны стараться собирать и хранить как можно меньше данных.
Если суд в пятницу вынесет решение против нас, мы рискуем быть закрытыми на 90 дней. Это оставит нашим клиентам квазигосударственную дуополю Яндекса и Citymobil (91,8% рынка), которые активно транслируют незашифрованные данные геолокации во всех поездках.
Предоставить эти данные для нас — значит предать наших пассажиров. У нас на сайте опубликован более подробный разбор Департамента транспорта о безопасности данных.
У оленевода уже давно поехала голова на тему массовой слежки за всеми подряд и контроля всего и вся в городе; вы посмотрите его интервью, с каким удовольствием он рассказывает о внедрении камер и прочем таком.
Вся Москва обвешана камерами, все данные со всех транспортных компаний собираются и анализируются, даже самокаты и велосипеды собирают данные о поездках и отправляют в мэрию. Правда, на своем доме на Родчельской оленевод не стал вешать камеры, видимо что-то знает, что лучше не знать простым москвичам...
Камеры делают город безопасным.
Ага, у меня спиздили велосипед из под камеры. Человек был в маске и капюшоне. Всё. Подозреваемые - все люди роста от 1.7 до 1.8 худощавого телосложения, возраста от 20 до 40 лет. Вперёд, на поиски! С тем же успехом в этой маске и капюшоне он мог кого-нибудь ебнуть наглухо или поджечь авто\квартиру. Безопасность, да. Спасибо за заботу обо мне. Всё что мне нужно - это закон о самообороне и легальный 9мм ствол в кобуре, дальше я сам. А вы со своей безопасностью идите нахуй, она не работает. Зато стоит выйти на какое нибудь политическое собрание - и хуяк, по камерам вас найдут за 2 дня. Охуительная безопасность.
Ты уж определись, по камерам могут найти за 2 дня или нет?
Всё что мне нужно - это закон о самообороне и легальный 9мм стволТы как бы это тебе помогло с велосипедом?
Тебе платят за задавание бесполезных вопросов или ты волонтёр?
Ты про те вопросы, которые показывают незрелость и инфантильность твоей позиции? Это моё хобби
Комментарий недоступен
Руслан, вы разговариваете с собяноботом). Этим уёбищам платят за КАЖДЫЙ комментарий и за каждый пост. Так что пытаясь им что-то доказать, вы лишь помогаете им работать
Собяноботам наверное действительно платят за комментарии, но я не из их числа. А вот что можно сказать наверняка, так это то, что ты тупой говноед, раз не понимаешь, что у некоторых людей бывает отличное от большинства мнение, и они не боятся его высказывать
Не могу понять, почему люди так хотят короткоствол, чтобы что?
В США мой брат на концерт надевает броник, так как дураков полно и люди боятся, а что было бы в РФ, где дебилов еще больше, страшно представить.
предположу, что дураков в США всё таки больше в абсолютных цифрах
Плохо вы Россию знаете, ой как плохо. Мы и по абсолютным цифрам можем с ними поспорить, а по относительным и говорить нечего.
Может быть потому что запрещено ходить на такие собрания в чем-то закрывающим лицо?
Не тупи, кто на протесты ходит маски и капюшоны не надивает, тех и находят потом
100%.
Как только граждане хотят сами действительно нести настоящую ответственность за охрану своего имущества, здоровья и жизни и иметь средство, а самое главное законное поле для применения сего средства, так гос-во говорит нельзя, полиция для таких дел (интересно почему милицию/militia, то бишь "вооружённые граждане", стали переименовывать в полицию, то бишь охранников государственных интересов и исполнителей государственный политики).
А как приходишь в полицейский участок с заявлениям на пропажу чего/кого либо, они не могут отыскать с огнём даже днём.
Не говорю, что госструктурам может понадобиться какая-то информация по конкретной поездке, но для этого нужна процедура получения инфы через разрешение суда именно на данную конкретную поездку, а не иметь безграничный доступ ко всему и вся (читай иметь ресурсы на подавления политических оппонентов).
Что вам мешает купить травмат?
Так тут как раз не хватает следствию данных из вилли, о перемещение данного гражданина с влеосипедом и личным водителем) в общем думаю они просто договарчться что по запросу следствия будут данные о клиентах единично разглашать а массово не будут. По сути для клиентов это одно и тоже. Любая компанияпо запросу расскроет данные. Цель вилли создать илюзию комфорта, безопасности и анонимности.
Так его даже искать не стали. Камерами весь посёлок обвешан. Зачем работать, если можно не работать?
Ну так они не стали искать не потому что не могут найти, а потому что это дорого. Ну сворует этот же чел велик у кого-то с возможностями и попадет и ваша запись глядишь тоже пригодится. Просто поиск вора никак не связан с возвратом вам вами велика. Запись с камер может помочь его вычислить, но даже если его поймают вы об этом не узнаете. У них нет целей сопоставлять произошедшие кражи с конкретным вором, она у него не первая и не последняя, камера и анализ поездок пользователей поможет раскрыть другие дела.
Вилли просто боится что их випы перейдут в серую плоскость. Будут тупо как раньше брать действительно личных водителей, которых понятное дело тоже можно отследить по их телефону как и самих вип персон. В общем забудьте о прайваси. Все давно знают где вы находитесь и у кого бываете. Уже ничего с этим не сделать.
По камерам можно найти и человека в маске, в Сингапуре это давно работает отлично, а вот тот факт, что полиция у нас кладет большой и толстый, это правда, за это их дрючить надо жестко.
Но короткоствол не поможет, станет просто больше бытовых убийств, сейчас за нож или травмат по пьяни хватаются, а будут за короткоствол.
Ну это камеры с распознавнием контуров лица (типа того) за 100 тыщ-тыдыщ. А у нас камеры с разрешением 240р ч/б... да, тоже за за 100 тыщ-тыдыщ((((
Необязательно, главное, это покрытие.
Чтобы можно было проследить за персонажем, где-то он личико покажет рано или поздно или совершит звонок или еще что-то, что можно отследить четко.
Комментарий недоступен
просто ты для системы никто, а был бы хотя б сыном полковника фсб так сразу бы нашли:)
Да был бы я его сыном, я бы жил за 3х метровыми кирпичными стенами в каком нибудь элитном посёлке с охраной вооружённой и все)
Комментарий недоступен
Ошейники с глонасс и встроенным электрошокером тоже!
Ну давай начистоту, чем тебе мешают камеры на подъездах? И, к примеру, если у вас украдут детскую коляску из подъезда, как быстро ты трусцой прибежишь в отделение полиции просить чтобы по камерам нашли вора?
Ты же понимаешь, что это бесполезная полемика.
Во первых это лишь одна из сторон вопроса.
Во вторых, бесполезно обсуждать гипотетическую модель, реальность сейчас куда прозаичнее. И все не так радужно и цветасто, как ты представил в этом комменте.
В третьих, у нас разные базисы и разные приоритеты, поэтому каждый останется при своем мнении, хоть ты усрись прямо здесь
У нас из нашего ЖК машины угоняли и камеры только показали как авто уходило в сторону области.
Да ничем, кроме того незначительного факта, что они НЕ стоят на домах, принадлежащих людям, связанных с правительством и крупным бизнесом. Непоследовательно-с
Чем тебе мешает то, что на домах, принадлежащих людям, связанным с правительством и крупным бизнесом, нет камер?
Комментарий недоступен
статистику в студию
Комментарий недоступен
Чем докажете это утверждение?
Тем, что в Москве низкий уровень уличной преступности
Лови наркомана!