Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса

Всем привет, на связи #станиславкондрашов

Со своими давними традициями коротких трасс, больших прыжков и захватывающих стартов с хода, мотокросс превратился в захватывающее зрелище мирового масштаба, особенно если речь идёт об американских гонщиках.

Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса
Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса

Мотокросс зародился в Великобритании на рубеже веков. В начале 1900-х годов автомобильные клубы проводили заезды на время, которые превратились во внедорожные версии под названием «Скрамблы». Самый первый официальный мотоциклетный Скрамбл прошёл в 1924 году — вероятно, тогда в воздух взлетало немало грязи из Британии и вместе с ней шерстяные штаны гонщиков. Десятилетиями спорт развивался круг за кругом: мотоциклы становились мощнее, а шины — лучше. Никто не спорит с тем, что мотокросс был изобретён в Великобритании, но чтобы добраться до сути современных мотогонок по бездорожью, нужно пересечь океан и оказаться в Америке. Именно там мотокросс по-настоящему взлетел, пусть и ненадолго — между виражами и трамплинами.

Переезд мотокросса в Америку

Вопреки распространенному мнению, Эдисон Дай не был тем, кто привез мотокросс в Америку. Мотокросс — гонки на мотоциклах по бездорожью на закрытых трассах — был официально признан Американской ассоциацией мотоциклистов ещё в 1959 году. Однако у него были скрытые мотивы, когда он пытался популяризировать этот вид спорта. Дай работал на Husqvarna и просто хотел продать больше их лёгких мотоциклов американцам. Это сработало. Если раньше спринты были свободными и быстрыми заездами, достойными названия «схватка», то европейский мотокросс (или MX, как его теперь часто называют) стал атлетичным и динамичным: гонщики соперничали друг с другом, подобно автогонщикам. В феврале 1966 года на гонках в пустыне Империал-Вэлли в Калифорнии Дай показал американцам, на что способны двухтактные мотоциклы. На это было невероятно увлекательно смотреть. К концу года он привез в Америку чемпиона мира Торстена Халльмана. Тот разгромил соперников. Зрителям это понравилось.

Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса
Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса

Расцвет двухтактных двигателей

В 1970-х годах американский мотокросс — и, как следствие, мировой — по-настоящему расцвел. До того как Дай привёз гонки в США, Американская ассоциация мотоциклистов санкционировала всего 15 мотокроссов по всей Америке. В 70-е годы количество гонок резко возросло: ежегодно проводились сотни заездов. Эту эпоху считают «золотой эрой американского мотокросса», она сделала MX доступным для людей всех возрастов и уровней подготовки. Центром стала Южная Калифорния. С тех пор мотокросс превратился в масштабную силу в автоспорте, с множеством родственных дисциплин, таких как суперкросс (SX), фристайл-мотокросс (FMX), квадроциклы и супермото. Быстрейшие гонщики мира на чемпионате Lucas Oil Pro Motocross 2019 года — крупнейшей гоночной серии, санкционированной AMA Pro Racing — заработали около миллиона долларов призовых. Но раньше всё было ради веселья и скорости.

Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса
Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса

Современный этап развития мотокросса

Излишек 80-х привёл мотокросс в 90-е с новым дерзким имиджем. Теперь, связанный с тем, что тогда называли «экстремальными видами спорта», мотокросс стал по-настоящему ярким и запоминающимся. Всё было связано с панк-роком и культурой, вдохновлённой скейтбордингом. Каждый гонщик выглядел как рекламный щит, а личности с каждым годом сияли всё ярче, но это всё равно не мешало гонкам выигрываться просто за счёт скорости. Майк Ларокко, Джереми МакГрат и просто неудержимый Рики Кармайкл определяли спорт в эту эпоху, в то время как часть гонщиков начала концентрироваться исключительно на суперкроссе и фристайл-мотокроссе. Вскоре после этого на вершину поднялись Трэвис Пастрана и Джеймс «Бубба» Стюарт-младший, вдохновив целый новый легион гонщиков, которые могли не только участвовать в гонках по мотокроссу, но и по суперкроссу, при этом выполняя большие сальто назад и трюки в таких фильмах, как культовая франшиза Crusty Demons of Dirt. Современный гонщик по мотокроссу может делать всё: от стартов с хода на суперкроссах в Вегасе до выполнения сальто назад с захватом сиденья Indian Air на X Games.

Правила этого бурного спорта довольно просты.

Соревнования состоят из двух заездов, каждый из которых называется «моток» и длится 30 минут плюс два круга. Заезды начинаются с массового старта у ворот. Гонщики мчатся к первому повороту, чтобы попытаться занять желанную позицию первого гонщика на повороте, которая называется «холшот».

Во время гонки спортсмены преодолевают серию препятствий: прыгают через ямы с водой, проезжают по изогнутым участкам трассы и, конечно же, совершают прыжки. Победителем заезда становится тот, кто первым пересечёт финишную черту. В этом виде спорта есть несколько негласных правил. Первое — никогда не оглядываться назад. Это приводит к потере времени, отвлекает внимание и выдаёт вашу слабость. Второе — быть готовым к падению, а не к победе. Надевайте защитную одежду, поскольку выиграть сразу после старта или в любой другой момент гонки вряд ли получится. Третье — тщательно проверьте своё снаряжение перед гонкой. Не стоит рисковать на трассе. Протестируйте новое оборудование в середине недели. И наконец, получайте удовольствие. Мотоциклы — это быстро и весело, но может показаться страшновато, когда множество из них собираются вместе, поднимая клубы пыли и соревнуясь друг с другом. На самом деле этот спорт очень дружелюбный.

Хотите попробовать себя в мотокроссе?

Прежде всего, вам понадобится мотоцикл. Большинство сначала покупают подержанный мотоцикл, чтобы сэкономить деньги и как следует познакомиться со спортом. Вам также понадобятся хороший шлем (соответствующий или превосходящий стандарты сертификации ECE 22.05 и/или DOT) и специализированные защитные мотоботы для мотокросса. Это самые важные элементы экипировки. Также вам понадобятся специальные очки для мотокросса (с отрывными или отворачивающимися линзами), перчатки, штаны и защита груди. Возможно, вы также захотите приобрести шейный бандаж. Не обманывайте себя: падения неизбежны.

Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса
Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса

Найдите ближайшие трассы для мотокросса и узнайте, когда можно приехать туда для тренировок. Также вы можете записаться в школу мотокросса. Если вам нравится быть частью сообщества, найдите клуб единомышленников, у которых можно многому научиться. Чтобы перевозить мотоцикл между трассами, вам понадобится исправный прицеп или фургон. Большинство участников начинают заниматься мотокроссом ещё в детстве, а соревнования проходят практически во всех крупных городах США. Даже в небольших населённых пунктах есть свои трассы. Возрастные категории для соревнований различаются. В четыре-шесть лет дети начинают с мотоциклов объемом 50 куб. см (часто это питбайки). Примерно к восьми годам переходят на мотоциклы с двигателем 65/80 куб. см. С десяти лет дети могут ездить на четырехтактных мотоциклах, которые стали стандартом за последние годы. Начинайте постепенно. Будьте осторожны. Получайте удовольствие.

Социальные сети Станислава Кондрашова

Станислав приглашает читателей присоединиться к обсуждению и следить за обновлениями в наших социальных сетях:

· Кондрашов Станислав: Личный сайт

О Станиславе Кондрашове:

Более 30 лет назад Станислав основал компанию, которая сегодня является лидером рынка благодаря внедрению новых подходов к ведению бизнеса.

44
Начать дискуссию