{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что мы знаем о летающих автомобилях? Насколько это вообще реально, и когда же будущее наступит?

Мы немного пообщались с российским бизнесменом и основателем технологического стартапа DreamDrone, Юрием Костенко.

- Юрий, летающий автомобиль уже давно не кажется чем-то фантастическим. А вы как думаете?

- С одной стороны, в мире появилось очень много проектов, которые регулярно попадают на первые строчки новостей, а с другой стороны — их практическая реализация. До того момента, когда автомобили полетят, как в «Пятом элементе» еще 10-15 лет. Чтобы люди в мире смогли пойти купить и пользоваться летающим автомобилем, должно пройти еще немало времени. Для этого нужно преодолеть множество вызовов.

Во-первых, вопросы сертификации – в мире еще нет готовых единых стандартов для аэромобилей. То, что сегодня подходит для вертолетов и самолетов – абсолютно не годится для аэромобилей по ряду причин. Потому что массовое внедрение таких авто предполагает сертификационные требования другого уровня. Многие страны уже работают в этом направлении.

Во-вторых, технический вызов. С одной стороны – это непосредственно железо. Нужно сделать так, чтобы автомобиль летал, чтобы он был эргономичен и имел потребительскую ценность, чтобы люди готовы были заплатить за него деньги. При этом очень важна безопасность, необходимо создание полноценного автопилота. В этом аспекте еще очень много работы.

В-третьих, экономический вызов — аэромобиль должен быть достаточно дешевым, чтобы он был доступен для всех людей. На первый взгляд, все это уже вполне реально, но при этом – это еще достаточно далекая относительно времени перспектива.

- Юрий, сейчас на международном рынке представлена масса подобных проектов, у многих уже есть крупные инвесторы и тестовые запуски. Чем отличается ваш проект, и почему вы считаете, что он станет успешным?

- Таких проектов в мире более 100 в разной степени готовности. Например, Joby Aviation, они уже вышли на биржу и активно тестируют свой прототип. Если рассматривать подробно все эти проекты, то по своей сути — это улучшенная версия вертолета – да дешевле, да экономичнее, да быстрее.

Но у вертолетов есть ряд ограничений в плане использования. Они не годятся под персональные летательные средства, их массовое внедрение не представляется возможным. Для таких «мини-вертолетов» нужно будет предусматривать специальные вертипорты. В рамках существующей инфраструктуры количество таких площадок невозможно. В рамках крупной агломерации нужно найти 500 квадратных метров для строительства вертипорта. Маленькие площадки возможны, но это все еще вертолет. Представьте, что вертолеты стали дешевле, и появилась возможность летать без лицензии – вот они, возможности рынка, но с рядом ограничений.

Наш проект как раз учитывает все эти особенности. Благодаря трансформации, возможности использовать наш авто как летающее средство и как авто в габаритах внедорожника, массовое внедрение персональных летающих автомобилей будет реальным.

Наш автомобиль называется DreamDrone, мы начали заниматься этим проектом летом 2021 года. Наш подход кардинально отличается от того, что делается в мире. Мы учитываем сложившуюся инфраструктуру. Чтобы пользоваться автомобилем — понадобятся минимальные изменения в инфраструктуре, по типу того как Tesla внедряли свои суперчарджеры. Не нужно строить огромные вертипорты, чтобы пользоваться нашим летающим автомобилем. Надо будет лишь организовывать небольшие площадки для взлета и посадки, до которых мы сможем доезжать в режиме обычного автомобиля.

Поэтому, наша идея более взрывная и серьезно отличается от того, что делает абсолютное большинство конкурентов, даже те, которые ушли далеко вперед. Мы действительно сможем создать новый рынок. Скорость, с которой мы работаем, позволяет мне быть уверенным, что мы очень быстро сможем реализовать свой проект. Основные препятствия лежат в реализации технических и сертификационных аспектов, для решения которых еще достаточное количество времени – есть некое окно возможностей.

- Юрий, не самый простой путь для стартапа, не находите? Как пришли к такой идее, чем вдохновились?

- Да, действительно – это не самый простой путь, не самый простой стартап. Могу сказать, что я долгий период жизни занимаюсь бизнесом, организовывал производство с нуля, в том числе у меня имеется один патент в мебельной области. Я не понаслышке знаком с тем, каково это – создавать технически сложный продукт.

Недавно, еще в начале 2021 года, я оказался на развилке – заниматься традиционным бизнесом или создавать что-то новое. С одной стороны — успехи в мебельном бизнесе, которые четко показывали мне, что на этом поприще все будет отлично. Но, с другой стороны, немного окунувшись в сферу стартапов, я понял, что нужно выбирать проект, от которого тебя будет драйвить в любой момент, независимо от всего.

К этой идее я пришел, применив холодный продуктовый расчет. У меня было несколько критериев, в течение двух месяц я генерировал различные идеи. Несмотря на то, что летающий автомобиль — это крайне амбициозная идея, я выбрал именно ее.

Первый важный критерий – эта идея меня драйвит.

Второй — я обладаю техническими знаниями в этой области.

Третий критерий — вопрос рынка, эта идея реализуема! Рынок еще только на этапе создания, с точки зрения конкуренции – есть возможность создать этот рынок, выйти на него и занять лидирующие позиции. Важно понимать, что мы планируем строить свою компанию как международную. И с этой точки зрения мы рассчитываем в 1 очередь на рынок Европы, США и Китая.

Также, немаловажный аспект – возможность привлечения капиталов.

- Юрий вы часто говорите о своей команде и о вашем особом подходе к работе – как это влияет на успех проекта?

Команда – это все. Это ключевой элемент любой организации, любого проекта. Команда, которую удалось собрать, уже себя серьезно зарекомендовала. Подобрались действительно талантливые во всех аспектах люди, причем не просто талантливые, а богатые своими достижениями, своим умом и своей работоспособностью.

Я безумно горжусь своей командой, потому что та атмосфера, которую мне удалось создать, показала, что люди в буквальном смысле способны творить чудеса, в очень и очень ограниченных ресурсах – и это безумно круто. С такой командой я уверен – нам любые вызовы по плечу!

- Каким будет ваш DreamDrone? В чем фишка?

Это будет трансформер 3 в 1 с тремя режимами.

Первый режим: сложенные крылья и винты – автомобильный режим. Используем как обычный авто: можем запарковаться на любой парковке, можем к МакАвто подъехать =).

Второй и третий – режимы полета. Второй: вертикальный взлет с любой небольшой площадки 6х6 метров. Третий: режим горизонтального полета для скоростного перемещения из точки А в точку Б на скорости 400 км/ч – такую скорость мы закладываем.

Основная ценность – экономия времени. Если посмотреть на зону обитаемости, в рамках которой мы готовы передвигаться каждый день – отвозить ребенка в школу, или на работу ездить комфортно, то окажется, что такая зона ограничена максимум на 50 км. В мегаполисах с учетом пробок, например Москве, Питере, окажется, что радиус обитаемости еще меньше. Как правило, путь ограничен не расстоянием, а затрачиваемым временем. Для современного человека комфортно тратить примерно 30-40 минут на дорогу из точки А в точку Б ежедневно. Когда время увеличивается – это доставляет дискомфорт.

Создание летающего авто позволит нам расширить зону нашей обитаемости. Например – без труда поехать на работу за 200 км от точки проживания. Применение летающего авто создаст совершенно новые возможности для человечества. Мы сможем пользоваться инфраструктурой в радиусе 300 км от места проживания.

На чем основана наша уверенность? За последнее время технологии в мире для создания такого прорывного продукта вышли за рамки теоретических расчетов и уже применяются на практике в рамках многочисленных прототипов и демонстраторов. Какие это ключевые технологии? 1 – энергетика. Мы планируем базовую версию на водородных топливных элементах. Уже есть компания в США, которая производит нужные нам элементы для достижения нужной эффективности. 2 – механизмы трансформации. Есть два ключевых узла – крылья и винты. И то и другое уже реализовано и летает, например у Joby Aviation или Kitty Hawk.

Кроме того, очень продвинулись технологии с точки зрения серийного производства – это путь к снижению себестоимости, как и материалы – они уже не такие дорогие, как 30 лет назад. Также – реализация автопилота. Будет создана некая среда UAM, в рамках которой будет реализована возможность автопилота. Не секрет, что большие авиалайнеры уже давно могут летать на автопилоте. Внедрение подобных технологий идет полным ходом – все реально.

- А на каком этапе вы сейчас? С какими трудностями сталкиваетесь?

Сейчас мы уже перешли от стадии принятия концептуального решения к стадии, которую мы для себя назвали стадией расчетного подтверждения закладываемых характеристик. Другими словами – подготовить математическую модель и на основе ее спроектировать наш летающий автомобиль. Мы уже серьезно продвинулись, особенно учитывая тот факт, что мы располагаем очень ограниченными ресурсами. Несмотря на это, мы выработали концептуальный облик нашего летающего авто, который соответствует нескольким ключевым характеристикам – возможность трансформации, возможность полета, сертификации и тд. Сейчас уже идет более детальная проработка – работа над аванпроектом, если говорить техническим языком.

Не могу сказать, что мы сталкиваемся с большими трудностями, я смотрю на такие вопросы в позитивном ключе. Все вопросы, которые до сих пор стояли перед проектом, мне удавалось преодолевать, так что я с оптимизмом смотрю в будущее.

Из ключевых вызовов, которые сейчас перед нами стоят – вопрос ресурсов. До сих пор мы делали проект за счет своих ресурсов. Сейчас для ускорения мы озадачимся в ближайшее время вопросами финансирования.

- Для такого проекта потребуются огромные капиталовложения, почему вы уверены, что сможете привлечь инвестиции?

Есть несколько ключевых причин, на которых базируется позитивная оценка возможности привлечения инвестиций.

1 – техническая возможность реализации проекта. Это возможно.

2 – спрос на такой продукт будет колоссальный – проверили — знаем.

3 – главная причина — когда люди вкладывают свои деньги, у них появляется возможность преумножить свои инвестиции. Для этого проекта, в отличие от многих других, возможность колоссальная, есть примеры.

4 – технологические стартапы очень тяжело скопировать, в отличие от проектов в сфере IT.

Есть и свои сложности в плане инвестиций. Несмотря на все особенности и перспективы – люди хотят быстрого возврата инвестиций. Такой проект как наш – более долговременный и требует больших капиталовложений. Все сложности нивелируются возможностью роста вложений и их сохранности. Другими словами – риск прямо пропорционален потенциальной прибыли.

- То есть, ваш проект реален?

Вы знаете – очень реален! И этому есть примеры в истории, которые вы все прекрасно знаете. Например, самолет братьев Райт. Напомню, в тот период, когда он полетел, никто не верил, что «железяка с мотором» может подняться в воздух. Была куча изобретателей, которые пытались сделать нечто подобное, но ни у кого не получалось – в то время это казалось чем-то безумным. Сейчас, спустя более 100 лет, нам это кажется какой-то обыденностью, но в то время это было что-то невероятное.

Из последнего – уже хрестоматийный пример Tesla. Напомню, 17 лет назад никто не верил, что возможно создать массовый, по всем параметрам, электрический автомобиль. Оказалось – возможно, оказалось, что в этом есть ценность и самое главное – на этом можно заработать. Потому что, одно из ключевых условий – возможность привлечения существенных капиталов для реализации такого проекта. Это тоже играет нам на руку.

Люди увидели, что нет ничего невозможного – с этим девизом мы продолжаем свою работу над проектом DreamDrone. Ждите новостей. Будьте уверены, они будут довольно скоро!

0
42 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

Посмотрите нормативные документы EASA , FAA к 2025 они вступят в силу, а к 2030 будет развернута инфраструктура , речь о УВД , в контексте UAM. , Так же к этому времени текущие проекты eVTOL которые уже летают, к этим срокам будут запущены в серийное производство.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

В двух словах, в 2030 году первые полностью беспилотные аэромобили будут и на них можно будет летать. Конечно не везде сразу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Я в соседнем треде всплакнул о том, почему же дирижабли не развивают...😑

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Можно подробней о фундаментальном?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Без развития все так и осталось, но если бы да кабы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

А как изменишь парусность? :) Это уже тогда не дирижопль будет.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Докторов

Ну вертолёты даже над МСК вполне себе летают. А есть например Южная Америка где вертолёты сильно развиты в городе.

В США малая авиация развита. Там нормально на своём самолёте на выходные слетать на багамы например.

То есть уже есть места где развитие такого транспорта возможно

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Ну вертолёты даже над МСК вполне себе летают.

Частные? :)

То есть уже есть места где развитие такого транспорта возможно

Да это ежу понятно, что есть. Места есть. А вот реализации пока нет. И не думаю, что в ближайшее время что-то за гранью опытных моделей появится.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Костенко

ближайшее нет, а 2030-е года, да)

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Ну дай-то бог... Я ведь с интересом смотрю на подобные вещи. И, если кто-то сможет их действительно хорошо и безопасно реализовать (по мне - практически невыполнимая задача, но все же)- буду аплодировать стоя :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Костенко

кстати, там где так развита малая авиация - сша, развернуть такие беспилотники будет сложнее

Ответить
Развернуть ветку
Jonathan Lynn

Да и технологий подходящих нет и не придвидится (самое ближайшее это левитация на азоте - эффект Мейснера, но у неё нет ни одной успешной коммерческой реализации хоть в какой-либо форме, да и охлаждать до сверхнизкой температуры крупногабаритные магниты в полёте - задача нетривиальная).

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Костенко

почему нет, винты)) - по кпд позволяют. По шуму тоже большие подвижки

Ответить
Развернуть ветку
Jonathan Lynn

Ну это уже будут не "латющие машины", а некие гибриды традиционного летального средства с возможностью передвижения по дорогам общего пользования. Если говорить о чисто левитационной технологии - то это Мейснер без вариантов (на данный момент).

Ответить
Развернуть ветку
Hiun Kim

Пора бы уже! Вообще-то Марти и Док уже/еще в 2015 на летающих машинах передвигались =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

Все верно. На АКБ никаких. Лет через 15 в лучшем случае. Хотя несколько уже очень хорошо летают. Но у них проще

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Если у нас есть серийные Mr. Fusion с заправкой мусором - тупо ставим электромоторы с винтами и летаем, для наземного режима тоже не нужен бензин и топливо.

А раз у нас освободилось место - ставим туда топливный бак под ксенон и монтируем ионный двигатель (сейчас их на спутники ставят как двигатели коррекции и на некоторые АМС и там главная проблема - откуда брать энергию, тот же Зевс/Нуклон это машина с ионным двигателем но с мегаватнным реактором).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Диана Юдина
Автор

И правда!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шестаков

А почему бы и нет. В свое время электромобили фантастикой тоже считались

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Киселёв

ну на счёт электромобилей, по моему инфу принимали по проще

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Воблин... Сейчас хоть вне дорог можно автомобилей не опасаться, а тут постоянно придется вверх посматривать: не грохнется ли на голову.
Ибо грохаться будут, и очень часто.

А если серьезно...
Вы, видимо, не до конца понимаете сложности проекта, поскольку у вас пока лишь "концептуальный облик". У вас ведь не просто задача создать летающий автомобиль, а летающий автомобиль для масс-маркета. А там совершенно другие требования к дуракоустойчивости.

С Теслой не надо сравнивать. Маск ничего радикально нового не придумал. Только воспользовался технологическим прогрессом в части батарей. Лет 30 назад у него ничего бы не вышло. А сейчас - не начни он, начал бы кто-то еще.

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

Насчёт грохаться часто... Вы в курсе, что по статистике человек сейчас самое ненадёжное звено? Что в авиации, что за рулём... И это звено будет исключено из процесса.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Я в курсе, спасибо. У меня еще и PPL есть.
Но здесь нужно понимать одну вещь. Да, большинство катастроф происходят из-за человеческого фактора. Однако о гораздо (на порядки) больших по числу случаев, когда самолет спокойно сел из-за профессиональных действий экипажа вы даже не услышите.
Я вот с отказами не сталкивался. А у отца на АН-24 два раза двигатели отказывали. И что? Спокойно зашел и сел. Сделает это рядовой пиловодитель?

И вы действительно планируете сделать полный автопилот? От взлета до посадки? Ну, такое возможно. На современных литаках оное и стоит. Вот только для этого системы как минимум 2-й категории нужны плюс хотя бы два автопилота для взаимного контроля. Вернее, три. Ибо, если один из двух сломается - как понять, что сломалось? Придется вырубать их оба и переходить на ручное управление, к чему пиловодитель может быть совсем неподготовлен.

Даже в крупной авиации не получается полностью исключить человека из прогресса. И яндекс, и тесла годами отлаживали свои автопилоты, которые действуют в ДВУХ измерениях и то до конца не отладили. А вы на небо замахнулись...

Нет, удачи, конечно. Я бы сам одним из первых подобное прикупил :) Но как мне видится, вы все-таки недооцениваете комплексность и трудность задачи. У вас хоть один действующий пилот в команде есть?

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Разработали гравицапу? За половину КЦ в любую точку сможем?

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

Почему вы решили, что не понимаем?)))
Мы действительно на раннем этапе.
Но, поверьте нормативные требования это одно из ключевых условий, которые мы уже сейчас учитываем.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Какие нормативные требования? Эта сфера еще вообще никак не зарегламентирована, насколько я знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Да и при чем тут Тесла.

Так и я не знаю, причем тут Тесла. :) Просто она в статье так активно педалируется.

Как будто проблема персонального авиа-транспорта это энерговооруженность, а не вот это вот все

Да там проблем мульон. Начиная с того, как спроектировать так, чтобы автолет, например, при небольших отклонениях в центровке не падал и был нормальный баланс устойчивости/управляемости, продолжая конструкторскими проблемами, еще продолжая вопросами подготовки автолетчиков (особенно контраварийная подготовка) и уже заканчивая вопросами сертификации/юридическими. Собственно, учитывая, что у нас небо принадлежит МО - в России уж точно не взлетит.

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

В 2030 будут введена в эксплуатацию инфраструктура для беспилотных полетов. УВД , В США И ЕВРОПЕ, точно.
Лицензии пилотов будут не нужны

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Iurii_spb

На земле ок мы сами. А вот в воздухе будет полностью автоматическая система УВД управления воздушным движением

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

А. Т.е. таки эта штуковина будет исключительно на автопилоте летать? Без возможности перехода на ручное управление? Не, нафиг-нафиг.

Организовывать воздушное движение - это одно. Это не сверхсложно.
А вот реакция автопилота на отказы... Вот откажет движок - и чем мудреная система поможет? Как она выберет, куда сажать? Вот, руководствуясь мудрой системой автосамоль влетит в грозовой очаг - что делать? Или опять же мудрая система заведет в низкую холодную облачность и возникнет обледенение - что делать? Ну и т.д.

Т.е. должна быть кнопка "ручное". А, если она будет - тогда будет и то, о чем @Аккаунт удален говорит... За рубежом, может, в меньшей мере. А у нас - да.

Хотя не, и у нас не будет. Минобороны такого не допустит :)

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Тут самолёты то разлететься не могут без диспетчеров.

Могут. TCAS сейчас много где стоит. Если только его слушать, а не поступать как те балбесы над Боденским озером.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савюк

Я знаю, город будет, я знаю - саду цвесть!
.....

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда