{"id":13579,"url":"\/distributions\/13579\/click?bit=1&hash=fac1e262bacedc292bce698ad3ca818a77bd592caa4fdfa917a7de6d9e68f657","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438, \u0430 \u0442\u043e\u043b\u043a\u0443 \u043d\u0435\u0442","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u0443 \u043c\u0435\u043d\u044f!","imageUuid":"7b040e27-87ca-5e31-ad48-6ae8b0b1ebed","isPaidAndBannersEnabled":false}
Транспорт
EVForum

Электромобили Columbia — детище «велосипедного короля»

Columbia Automobiles

Привет! На связи Илья, автор самого крупного Telegram-канала про электромобили. Это третья статья из серии публикаций, посвященных первому золотому веку электромобилей на рубеже XIX-XX веков.

В предыдущих статьях я рассказал о марках Baker и Detroit Electric. Обе компании в начале ХХ века поочередно захватывали лидерскую позицию в электрическом сегменте мирового авторынка. Однако массовое производство электромобилей началось еще до появления этих предприятий. Первым, кому удалось его запустить, стал Альберт Август Поуп.

Он родился в 1843 году в Бостоне. В годы Гражданской войны сражался в армии северян, дослужившись до полковника. После окончания боевых действий занялся бизнесом. Поуп быстро показал себя талантливым предпринимателем – вложив в производство обуви $900, накопленных с офицерского жалования, он всего за год заработал $9600.

В 1876 году Поуп основал Pope Manufacturing Company, которая расположилась в столице штата Коннектикут, Хартфорде. В начале компания занялась импортом английских велосипедов. Однако уже в 1878 г. она запустила производство первых американских байков. Марка получила название Columbia. Компания внедрила множество инноваций, таких, как первые пневматические велосипедные шины, первый ножной тормоз и первый байк-тандем. К середине 1890-х гг. Pope Manufacturing Company выпускала 250 тысяч велосипедов в год, а к 1900 г. она стала мировым лидером в этой отрасли.

Pope Manufacturing Company

Поуп мог остаться в истории только как выдающийся производитель и популяризатор велосипедов, однако он не собирался останавливаться на достигнутом. В 1896 году бизнесмен основал автомобильное подразделение своей компании. Главным инженером этого направления стал Хайрем Перси Максим – сын создателя знаменитого пулемета и один из пионеров американского радио.

Стремительный старт

Первый автомобиль – Columbia Mark I выпустили в апреле того же года. Он мог проехать до 40 километров с максимальной скоростью 19,3 км/ч. Машина не поступила в серийное производство, но стала образцом, на котором тестировались различные усовершенствования. Mark II оснастили бензиновым мотором, а следующим электромобилем Поупа стал Mark III. Оба «Марка» были двухместными. Их характерной особенностью стал разный размер колес – задняя пара имела больший диаметр, чем передняя, что было характерно для конных экипажей. Максим предлагал сделать все четыре колеса одинаковыми, что упростило бы замену шин. Однако дизайнер Уильям Хукер Этвуд, с которым консультировались инженеры, был настроен консервативно и «из эстетических соображений» призвал отказаться от целого ряда предложенных новшеств.

Columbia Mark I

В конце 1896 г. Mark III протестировали на дорогах. По итогам испытаний авто немного модернизировали и пустили в серию. 13 мая 1897 г. новинку официально презентовали. Пресса была в восторге. «Безлошадная эра наступила» - провозгласила газета Hartford Courant. Электромобиль можно было зарядить от любой 110-вольтной розетки. Двигатель мощностью 1,93 л. с. позволял разогнаться до 24,1 км/ч. Аккумулятор напряжением 80 вольт включал 4 батареи. Они были рассчитаны на 5 тысяч циклов зарядки-разрядки и весили по 97 кг. каждая – для их замены требовались два человека. Общий вес авто составил 862 килограмма. Mark III мог без перезарядки проехать 30-35 миль или примерно 52 км. Машина продавалась за $2500.

Columbia Mark III

В 1898 году Pope Manufacturing Company представила электромобили Mark IV и Mark VI. Они обладали схожими с предшественником техническими характеристиками, но были 4-местными. Новинки стоили 3000 и 2750 долларов соответственно. Огромный опыт в велосипедной промышленности помог компании Поупа и в автомобилестроении. От байков Columbia «Марки» унаследовали характерную конструкцию колес, раму из стальных труб и еще целый ряд конструктивных особенностей.

Mark IV and XII

К 1899 г. компания произвела около 500 электрических экипажей, что стало рекордом для той эпохи. В том же году автомобильное подразделение Pope Manufacturing Company было выделено в отдельную компанию Columbia Automobile Company, которую почти сразу продали новому владельцу. Хотя 1899 год выдался суматошным, производитель успел выпустить новую модель Mark XXXV – первый автомобиль Columbia, в котором установили руль.

Новый хозяин – старый бренд

Покупателем выступила нью-йоркская Electric Vehicle Company. Корпорация была создана в 1897 г. крупным американским бизнесменом и инвестором Исааком Райсом. Она стала холдингом, объединившим нескольких автопроизводителей. Компания продолжила выпускать автомобили марки Columbia, оснащая их как двигателями внутреннего сгорания, так и электрическими моторами. При этом, если машины Columbia с ДВС уже начали приобретать классическую компоновку, то электромобили этой марки внешне почти не отличались от конных экипажей.

В 1899-1901 годах Electric Vehicle Company была крупнейшим автопроизводителем США. Впоследствии это место заняла Oldsmobile, в 1902 г. выпустившая 2500 машин.

Columbia Electric Runabout Mark LX 1901 года стала первым американским авто, проданным тиражом свыше 1000 экземпляров. Свою роль в этом сыграла невысокая (особенно по меркам электромобилей) цена в 900 долларов. Машина оснащалась 3,5-сильным мотором. Максимальная скорость составила 24,1 км/ч, а запас хода - 64 километра. Большинство последующих электромобилей Columbia будут обладать схожими характеристиками.

Columbia Electric Runabout Mark LX 

Хайрем Перси Максим, в 1900 году ушедший из автомобильного бизнеса в компанию Westinghouse Electricand Manufacturing Company, в 1903 г. вернулся в Хартфорд и вновь стал главным инженером на производстве электромобилей Columbia. На этой должности он провел 6 лет, после чего сосредоточился на разработке и выпуске оружейных глушителей.

Двухместная Columbia Victoria Phaeton, Model 69 стала личным автомобилем Александры Датской, супруги британского короля Эдуарда VII. Электромобиль стоил $1500. Столько же просили за 4-местный ColumbiaSurrey Mark XIX.

Columbia Victoria Phaeton, Model 69

В модельном ряду Columbia были и куда более роскошные автомобили. Машины Mark LXVIII с вариантами кузова Hansom, Brougham и Landaulet стоили по 4000 долларов. В отличие от более дешевых моделей, которые поворачивались с помощью рычага, эти электромобили имели рулевое управление. Также под брендом Columbia выпускались 6-и и 8-местные электробусы стоимостью $2500 и $6000. Обе модели весили под 2,5 тонны, а водительское место в них располагалось снаружи салона.

Electric Vehicle Company обанкротилась в 1907 году. Сказались вопросы к качеству продукции, законодательные проблемы, связанные с попытками компании монополизировать молодой рынок такси и растущая конкуренция с бензиновыми автомобилями. Columbia вновь стала независимой фирмой, на этот раз под названием Columbia Motor Car Company. Свой последний электромобиль компания выпустила в 1908 г., после чего переключилась на машины с ДВС. В 1910 году фирма была поглощена United States Motor Company, которая продолжил выпускать бензиновые Columbia до своего закрытия в 1913 году.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null