{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Бот из машины. Как алгоритмы позволяют Яндексу автоматизировать сервис каршеринга

Москва — мировой лидер по темпам развития услуги каршеринга. Ни в одном городе мира не работает столько компаний как здесь, а суммарный московский автопарк насчитывает уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей, которые управляются несколькими компаниями. Два мировых лидера этой услуги — car2go и DriveNow — совместно управляют парком из 20 000 автомобилей в более чем 20 городах Европы, Северной Америки и Азии.

Руководитель маркетинга «Яндекс.Драйва» Диана Попова рассказывает о том, как однажды разработчики Яндекса решили взять в аренду несколько сотен автомобилей и применить новые подходы, чтобы эффективно управлять быстрорастущим парком.

Алгоритмы наше всё

C момента запуска Драйва пользователи совершили больше четырех миллионов поездок. В распоряжении сервиса 4 300 автомобилей, обслуживанием которых занимаются не только технические специалисты, но и большой штат роботов. Каждый робот или бот — это совокупность алгоритмов, которые в режиме реального времени обрабатывают огромные потоки данных от автомобилей: расположение машин, скорость движения, состояние внутренних датчиков, историю каждого контакта с автомобилем и т.д. На основании этих данных он принимает решение, что сейчас нужно автомобилю. И пока одни роботы управляют автопарком, другие отвечают за общение с пользователями и обработкой от них обратной связи.

Привет, чат

Драйв первый на рынке предложил пользователям пройти регистрацию в режиме диалога с роботом. Робот в чате проводит пользователя по процедуре регистрации, звонит с контрольным вопросом, с помощью многофакторного анализа осуществляет проверку документов и в итоге принимает решение о регистрации и допуску к классам автомобилей. Другими словами, все, что требуется от нового пользователя, — сфотографировать документы и дождаться push-сообщения о результате проверки. Все процессы автоматизированы и допуск к сервису можно получить в любое время дня и ночи.

На контроле

Мы хотим, чтобы передвижение на автомобилях Драйва было максимально безопасным как для окружающих, так и для наших водителей. От бережной эксплуатации машины выигрывают все: компания тратит меньше средств на восстановительные работы, а пользователи получают доступные тарифы и автомобили полностью готовые к эксплуатации. Автоматизация принятия решения о допуске к классам снижает субъективизм, в отличие от ситуации, когда на месте робота человек. В большинстве случаев этот подход оправдывает себя, что подтверждается нашей статистикой по аварийности и размеру причиненного парку ущерба.

В сервисе есть робот, который отвечает за безопасность на дорогах и уберегает водителя от получения штрафа. Он отслеживает скорость автомобиля в дороге в режиме реального времени, которая поступает напрямую с бортового компьютера автомобиля, сравнивает её с ограничением на данном участке дороги и, в случае значительного превышения, просит оператора (человека) оповестить об этом водителя.

Если водителю все-таки выписан штраф, бот собирает и направляет ему электронное письмо со всей необходимой информацией о совершенном нарушении и производит автоматическое списание средств с банковской карты. В задачи робота входит не просто верно определить нарушителя, но и сделать это оперативно, чтобы водитель получил 50% скидку на оплату штрафа.

Помимо безопасности, есть отдельные зоны, связанные с эксплуатацией автомобилей.

  • Тестирование новых машин перед выводом в город. Алгоритм анализирует системы автомобиля по заранее заданному чек-листу. С помощью мобильного приложения технические специалисты инициируют набор команд, которые проверяют корректность работы установленного оборудования: на блок телематики отправляются команды открыть и закрыть двери, включить клаксон, стеклоподъемники, фары, удаленно запустить двигатель, проверить системы блокировки и т.д. В итоге формируется отчет о готовности к выходу в город. Если всё хорошо — автомобиль появится на дорогах.
  • Мойка. Алгоритм определяет, нужно ли мыть автомобиль и как именно. Тип мойки зависит от погоды, пробега, количества аренд и полученных от пользователей сигналов. Выбор производится между экспресс-чисткой салона и зеркал, стационарной мойкой или химчисткой. Так, например, по нашим стандартам экспресс-мойка проводится после каждых шести часов поездки — для этого робот подбирает мойщиков, которые ближе всего находятся к автомобилю и распределяет их маршруты.
Робот назначил человека помыть автомобиль
  • Контроль за уровнем топлива. Алгоритм собирает информацию с датчиков и рассылает задания на пополнение бака ближайшим заправщикам. В этом процессе он учитывает марку бензина, уровень топлива в машине и текущую загруженность бензовоза. Отдельный бот отслеживает топливных мошенников, использующих топливные карты не по назначению, сравнивая уровень топлива в машине до и после заправки. Если в машину попало меньше топлива, чем прошло по транзакции с АЗС, — робот сигнализирует об этом. Он же следит за подозрительными маршрутами. Например, если машина с полным баком перемещается от заправки к заправке.
Роботы отправили автомобиль заправить другой автомобиль
  • Техническое состояние. Сигналы о повреждениях машин постоянно поступают от пользователей. Робот анализирует специфику этих повреждений, сортирует их по степени важности и, в случае необходимости, меняет статус машины с активного на сервисный, скрывая ее с карты. Отдельный робот следит за датчиками машин и передает сигналы сразу в сервисные службы Драйва, например, при снижении заряда аккумулятора или давления в шинах. Сигналы о подозрительно долго открытых дверях или движении машины, когда она должна стоять на месте и ожидать водителя, передаются операторам службы поддержки, чтобы позвонить пользователю и уточнить, все ли в порядке, а в случае необходимости — направить к машине техника.

Экосистема

Роботы Драйва основаны на тех разработках, которые уже есть у Яндекса. В этом и состоит преимущество экосистемы IT-компании: можно использовать существующие наработки и адаптировать их под разные задачи. Платформа работы с данными телематики и сигналами пользователей Драйва, сервис коммерческой маршрутизации, геоплатформа Яндекс.Карт — все это значительно экономит ресурсы, а благодаря использованию проверенных технологий новые сервисы запускаются в кратчайшие сроки и не требуют написания базовых компонент с нуля. Тотальная автоматизиция позволяет экономить на службе диспетчеров, которой попросту нет, а рентабельность повышается за счет мгновенного обнаружения проблем, что не дает машинам простаивать без дела. Но кроме экономии, мы снижаем субъективность в принятии решений и уменьшаем вероятность человеческой ошибки — и это важнее всего.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Иванов

пустая статья

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Вы ее прочитали? Тут описаны все сферы, где работает вместо человека робот.

Ответить
Развернуть ветку
Shutov Danil

Я вот ее прочитал, абсолютно пустая. Попробуйте пересказать, получится: мы собираем все данные и желаем выводы на основе алгоритмов)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Статья отвечает на «в каких сферах используются алгоритмы? Как мы делаем сервис лучше, благодаря им?»

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

Это не робото. А простой алгоритм

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Это алгоритм, который принимает решения.

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

Поисковик яндекса также принимает решения какую ссылку тебе показать первую а какую второй. Не надо везде приплетать ии

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Ты говоришь про картинку на мониторе) я говорю про реальную жизнь)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Да вы чего? Побойтесь, это же яндекс! О них нельзя плохо говорить, их все как бы любят. Хотя, если жополизы любят хорошо говорить о яндекс, то это что получается, что яндекс та самая жопа? Я согласен, пусть лижут. Чем больше лести, тем выше показатель того, что это жопа.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Ваш сарказм непонятен и неуместен, как по мне. Конструктива добавите?

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

По-моему лучший каршеринг в Москве. Свежий автопарк, машины всегда есть под боком, причем даже почти всегда есть выбор на какой машине ехать. Единственное что лично меня расстраивает - наличие среди машин Renault Kaptur. Совершенно убогая тачка, не рулится, не тормозит, а салон навевает скуку

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Как вы правильно заметили «самые свежие машины», в отличии от дели или белки, у которых машины уже больше 2 лет убиваются клиентами.
А на счёт каптюра вообще забавно. Яндекс чуть ли не единственный, у кого нельзя отключить фильтр на машину, которая не нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dolgy

Кажется, что это невыгодно компании
Нужно идти к ближайшей, а не к той, что нравится

Сейчас заметил, что в час пик на ожидание дают времени меньше, чем уйдет на дорогу. Мол, бери ту, что ближе.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Ну тут такое, это все же средство передвижения. Если рядом есть Каптюр - что ж, поеду на нем

Ответить
Развернуть ветку
Shutov Danil

Тут я почти согласен, до недавнего времени для меня это был лучший каршеринг, с новыми автомобилями, хорошими тарифам и отличной поддержкой. Но тут они включили свои алгоритмы и все стало не так радужно, тарифы выросли, обещанные по тарифу "плюс" 25мин брони превратились в тыкву. Только автопарк остался приятным, мне кстати каптюр зашел, за счет объема, (да он не разгоняют и не тормозит, и внутри плохой пластик), но сидишь высоко)) ауди мне доступны, ждем подключения мерседесов

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Епифанов

У моего подъезда уже месяц стоит явная потеряшка. Я звоню раз в неделю операторам, первые две недели говорили, что она просто ждет заправки или ремонта. На третью неделю все-таки решили хотя бы спросить номер машины и сказали, что она вообще то доступна для бронирования. Но не доступна. Посмотрели по-внимательнее. Попыток аренды не было с 23 августа. Позвонил еще через неделю, все повторилось, опять обещали вызвать техника. Итого, машина стоит месяц и не приносит прибыли, все уверены, что все нормально. А вы говорите, боты, алгоритмы ) А - автоматизация.
Это, конечно, не отменяет того, что я.драйв - лучшие.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Savelyev

Диана, расскажите, есть ли алгоритм отслеживания поведения водителя и влияет ли он на цену? Как рассчитывается стоимость аренды авто?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Думал, что YouDrive самый инновационный каршеринг. Недавно ещё статья была от них на vc. А тут Драйв с такими штуками.

P.S. Кто-нибудь подскажет, что значит vc? Скучаю по ЦП.)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Цукерберг Позвонит конечно было попроще 😂

Ответить
Развернуть ветку
Инструмент Интенсивного Обогащения

Жаль, что стал недоступен архив прошлых лет, когда был ЦП.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Как вариант - venture capital. Ресурс о стартапах

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Странно, если бы у Яндекса было по-другому.
С другой стороны то, о чем написано статье по-хорошему должно быть у каждой компании.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей,== Справедливости ради - крупнейшие города Европы меньше Мск в разы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Star Naturdarm

А где про ZipCar написано, у которого только по штатам городов на три листа: https://www.zipcar.com/cities

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Игоревич

История со звонками о нарушении скорости вынудила удалить сервис и пересесть на бехи энитайма. Дороже, зато никто не парит с "не превышайте", просто выставляют штрафы и все.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dolgy

В Матрешке та же история, рекомендую
Самого зазвонили уже

Но, что интересно, на Яндекс.Драйве ни одного штрафа не было. Или были, но уведомления не приходили.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда