Бот из машины. Как алгоритмы позволяют Яндексу автоматизировать сервис каршеринга
Москва — мировой лидер по темпам развития услуги каршеринга. Ни в одном городе мира не работает столько компаний как здесь, а суммарный московский автопарк насчитывает уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей, которые управляются несколькими компаниями. Два мировых лидера этой услуги — car2go и DriveNow — совместно управляют парком из 20 000 автомобилей в более чем 20 городах Европы, Северной Америки и Азии.
Руководитель маркетинга «Яндекс.Драйва» Диана Попова рассказывает о том, как однажды разработчики Яндекса решили взять в аренду несколько сотен автомобилей и применить новые подходы, чтобы эффективно управлять быстрорастущим парком.
Алгоритмы наше всё
C момента запуска Драйва пользователи совершили больше четырех миллионов поездок. В распоряжении сервиса 4 300 автомобилей, обслуживанием которых занимаются не только технические специалисты, но и большой штат роботов. Каждый робот или бот — это совокупность алгоритмов, которые в режиме реального времени обрабатывают огромные потоки данных от автомобилей: расположение машин, скорость движения, состояние внутренних датчиков, историю каждого контакта с автомобилем и т.д. На основании этих данных он принимает решение, что сейчас нужно автомобилю. И пока одни роботы управляют автопарком, другие отвечают за общение с пользователями и обработкой от них обратной связи.
Привет, чат
Драйв первый на рынке предложил пользователям пройти регистрацию в режиме диалога с роботом. Робот в чате проводит пользователя по процедуре регистрации, звонит с контрольным вопросом, с помощью многофакторного анализа осуществляет проверку документов и в итоге принимает решение о регистрации и допуску к классам автомобилей. Другими словами, все, что требуется от нового пользователя, — сфотографировать документы и дождаться push-сообщения о результате проверки. Все процессы автоматизированы и допуск к сервису можно получить в любое время дня и ночи.
На контроле
Мы хотим, чтобы передвижение на автомобилях Драйва было максимально безопасным как для окружающих, так и для наших водителей. От бережной эксплуатации машины выигрывают все: компания тратит меньше средств на восстановительные работы, а пользователи получают доступные тарифы и автомобили полностью готовые к эксплуатации. Автоматизация принятия решения о допуске к классам снижает субъективизм, в отличие от ситуации, когда на месте робота человек. В большинстве случаев этот подход оправдывает себя, что подтверждается нашей статистикой по аварийности и размеру причиненного парку ущерба.
В сервисе есть робот, который отвечает за безопасность на дорогах и уберегает водителя от получения штрафа. Он отслеживает скорость автомобиля в дороге в режиме реального времени, которая поступает напрямую с бортового компьютера автомобиля, сравнивает её с ограничением на данном участке дороги и, в случае значительного превышения, просит оператора (человека) оповестить об этом водителя.
Если водителю все-таки выписан штраф, бот собирает и направляет ему электронное письмо со всей необходимой информацией о совершенном нарушении и производит автоматическое списание средств с банковской карты. В задачи робота входит не просто верно определить нарушителя, но и сделать это оперативно, чтобы водитель получил 50% скидку на оплату штрафа.
Помимо безопасности, есть отдельные зоны, связанные с эксплуатацией автомобилей.
- Тестирование новых машин перед выводом в город. Алгоритм анализирует системы автомобиля по заранее заданному чек-листу. С помощью мобильного приложения технические специалисты инициируют набор команд, которые проверяют корректность работы установленного оборудования: на блок телематики отправляются команды открыть и закрыть двери, включить клаксон, стеклоподъемники, фары, удаленно запустить двигатель, проверить системы блокировки и т.д. В итоге формируется отчет о готовности к выходу в город. Если всё хорошо — автомобиль появится на дорогах.
- Мойка. Алгоритм определяет, нужно ли мыть автомобиль и как именно. Тип мойки зависит от погоды, пробега, количества аренд и полученных от пользователей сигналов. Выбор производится между экспресс-чисткой салона и зеркал, стационарной мойкой или химчисткой. Так, например, по нашим стандартам экспресс-мойка проводится после каждых шести часов поездки — для этого робот подбирает мойщиков, которые ближе всего находятся к автомобилю и распределяет их маршруты.
- Контроль за уровнем топлива. Алгоритм собирает информацию с датчиков и рассылает задания на пополнение бака ближайшим заправщикам. В этом процессе он учитывает марку бензина, уровень топлива в машине и текущую загруженность бензовоза. Отдельный бот отслеживает топливных мошенников, использующих топливные карты не по назначению, сравнивая уровень топлива в машине до и после заправки. Если в машину попало меньше топлива, чем прошло по транзакции с АЗС, — робот сигнализирует об этом. Он же следит за подозрительными маршрутами. Например, если машина с полным баком перемещается от заправки к заправке.
- Техническое состояние. Сигналы о повреждениях машин постоянно поступают от пользователей. Робот анализирует специфику этих повреждений, сортирует их по степени важности и, в случае необходимости, меняет статус машины с активного на сервисный, скрывая ее с карты. Отдельный робот следит за датчиками машин и передает сигналы сразу в сервисные службы Драйва, например, при снижении заряда аккумулятора или давления в шинах. Сигналы о подозрительно долго открытых дверях или движении машины, когда она должна стоять на месте и ожидать водителя, передаются операторам службы поддержки, чтобы позвонить пользователю и уточнить, все ли в порядке, а в случае необходимости — направить к машине техника.
Экосистема
Роботы Драйва основаны на тех разработках, которые уже есть у Яндекса. В этом и состоит преимущество экосистемы IT-компании: можно использовать существующие наработки и адаптировать их под разные задачи. Платформа работы с данными телематики и сигналами пользователей Драйва, сервис коммерческой маршрутизации, геоплатформа Яндекс.Карт — все это значительно экономит ресурсы, а благодаря использованию проверенных технологий новые сервисы запускаются в кратчайшие сроки и не требуют написания базовых компонент с нуля. Тотальная автоматизиция позволяет экономить на службе диспетчеров, которой попросту нет, а рентабельность повышается за счет мгновенного обнаружения проблем, что не дает машинам простаивать без дела. Но кроме экономии, мы снижаем субъективность в принятии решений и уменьшаем вероятность человеческой ошибки — и это важнее всего.
пустая статья
Вы ее прочитали? Тут описаны все сферы, где работает вместо человека робот.
Я вот ее прочитал, абсолютно пустая. Попробуйте пересказать, получится: мы собираем все данные и желаем выводы на основе алгоритмов)
Статья отвечает на «в каких сферах используются алгоритмы? Как мы делаем сервис лучше, благодаря им?»
Это не робото. А простой алгоритм
Это алгоритм, который принимает решения.
Поисковик яндекса также принимает решения какую ссылку тебе показать первую а какую второй. Не надо везде приплетать ии
Ты говоришь про картинку на мониторе) я говорю про реальную жизнь)
Да вы чего? Побойтесь, это же яндекс! О них нельзя плохо говорить, их все как бы любят. Хотя, если жополизы любят хорошо говорить о яндекс, то это что получается, что яндекс та самая жопа? Я согласен, пусть лижут. Чем больше лести, тем выше показатель того, что это жопа.
Ваш сарказм непонятен и неуместен, как по мне. Конструктива добавите?
По-моему лучший каршеринг в Москве. Свежий автопарк, машины всегда есть под боком, причем даже почти всегда есть выбор на какой машине ехать. Единственное что лично меня расстраивает - наличие среди машин Renault Kaptur. Совершенно убогая тачка, не рулится, не тормозит, а салон навевает скуку
Как вы правильно заметили «самые свежие машины», в отличии от дели или белки, у которых машины уже больше 2 лет убиваются клиентами.
А на счёт каптюра вообще забавно. Яндекс чуть ли не единственный, у кого нельзя отключить фильтр на машину, которая не нравится.
Кажется, что это невыгодно компании
Нужно идти к ближайшей, а не к той, что нравится
Сейчас заметил, что в час пик на ожидание дают времени меньше, чем уйдет на дорогу. Мол, бери ту, что ближе.
Ну тут такое, это все же средство передвижения. Если рядом есть Каптюр - что ж, поеду на нем
Тут я почти согласен, до недавнего времени для меня это был лучший каршеринг, с новыми автомобилями, хорошими тарифам и отличной поддержкой. Но тут они включили свои алгоритмы и все стало не так радужно, тарифы выросли, обещанные по тарифу "плюс" 25мин брони превратились в тыкву. Только автопарк остался приятным, мне кстати каптюр зашел, за счет объема, (да он не разгоняют и не тормозит, и внутри плохой пластик), но сидишь высоко)) ауди мне доступны, ждем подключения мерседесов
У моего подъезда уже месяц стоит явная потеряшка. Я звоню раз в неделю операторам, первые две недели говорили, что она просто ждет заправки или ремонта. На третью неделю все-таки решили хотя бы спросить номер машины и сказали, что она вообще то доступна для бронирования. Но не доступна. Посмотрели по-внимательнее. Попыток аренды не было с 23 августа. Позвонил еще через неделю, все повторилось, опять обещали вызвать техника. Итого, машина стоит месяц и не приносит прибыли, все уверены, что все нормально. А вы говорите, боты, алгоритмы ) А - автоматизация.
Это, конечно, не отменяет того, что я.драйв - лучшие.
Диана, расскажите, есть ли алгоритм отслеживания поведения водителя и влияет ли он на цену? Как рассчитывается стоимость аренды авто?
Думал, что YouDrive самый инновационный каршеринг. Недавно ещё статья была от них на vc. А тут Драйв с такими штуками.
P.S. Кто-нибудь подскажет, что значит vc? Скучаю по ЦП.)
Комментарий недоступен
Цукерберг Позвонит конечно было попроще 😂
Жаль, что стал недоступен архив прошлых лет, когда был ЦП.
Как вариант - venture capital. Ресурс о стартапах
Странно, если бы у Яндекса было по-другому.
С другой стороны то, о чем написано статье по-хорошему должно быть у каждой компании.
уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей,== Справедливости ради - крупнейшие города Европы меньше Мск в разы.
Комментарий недоступен
А где про ZipCar написано, у которого только по штатам городов на три листа: https://www.zipcar.com/cities
История со звонками о нарушении скорости вынудила удалить сервис и пересесть на бехи энитайма. Дороже, зато никто не парит с "не превышайте", просто выставляют штрафы и все.
В Матрешке та же история, рекомендую
Самого зазвонили уже
Но, что интересно, на Яндекс.Драйве ни одного штрафа не было. Или были, но уведомления не приходили.