{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Будет ли ОСАГО для электросамокатов

В правительстве идею озвучили еще летом. Теперь мнения устаканились, и я решил обсудить перспективы с точки зрения страхового агента.

Фото: Jon Tyson / Unsplash.com

Если кто не слышал

Некоторые самокаты разгоняются до 60 км/ч, что усложняет управление. Число аварий с их участием растет — в 2020 году было несколько инцидентов по России, а в 2021-м — цифра выросла почти до семи сотен.

В то же время личные электросамокаты, как правило, не застрахованы. Так, ДТП с их участием часто оборачивается головной болью. Когда виноват водитель, пострадавшему возмещают ущерб по ОСАГО. Но если ситуация обратная, взыскать сумму на ремонт можно только через суд.

Чтобы сократить количество аварий, в правительстве предлагали ввести права категории М — для средств индивидуальной мобильности (СИМ), передвигающихся со скоростью до 25 км/ч. В прошлом году даже разработали соответствующие поправки в ПДД. Но в начале июля в Совфеде решили, что самокатчикам стоит оформлять и ОСАГО.

Однако реализовать инициативу на практике может быть сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обсудим, почему.

Подводные надземные камни

Нужны изменения в законодательстве. Сейчас электросамокат не надо регистрировать в ГИБДД. В законе об ОСАГО сказано (ст.4, пункт 3), что владельцам такого транспорта не нужно страховать гражданскую ответственность. Чтобы закон работал, придется ставить электросамокаты на учет и закреплять за ними собственника.

Здесь могут потребоваться изменения в техническом регламенте таможенного союза. В соглашение входит сразу несколько стран-участниц. Согласовать правки в текущих условиях будет проблематично.

В то же время неясно, что делать с электрическими скейтбордами и подобным транспортом. Их пока не стандартизировали ни в одной стране.

Присутствует и финансовый нюанс, а именно — стоимость полиса. В этом вопросе большое число неизвестных (в частности, нет статистики по убыткам и моделям), поэтому многие страховщики просто не берутся назвать цифру. Хотя по грубым оценкам вилка составит от 7 до 15 тыс. рублей. Сумма немаленькая и сопоставима со стоимостью автоОСАГО.

Однако она должна быть такой, чтобы страховая выплата составляла 500 тыс. рублей и покрывала не только повреждение имущества, но и здоровье окружающих. В любом случае сложно представить, что страховка ценой в полсамоката будет пользоваться популярностью.

Фото: Ernest Ojeh / Unsplash.com

Также встает вопрос — как быть с шерингом? При аренде электросамоката правительство предлагает ввести обязательную покупку страховки, как и в случае с автомобилем. Этот вопрос потребует подготовки. Например, стоит проработать кейс, когда самокат передвигается сам по себе. Шеринговые сервисы тестируют технологию автопилота — обсуждали тут на vc.ru. Что делать, если авария произойдет по вине автономной системы? У нас этот вопрос не до конца решен даже на уровне автомобильного законодательства.

Что за границей

В разных странах по-своему подходят к страхованию электросамокатов. Так, аналог ОСАГО существует в Германии. Страховка и регистрация самоката обязательна для езды по городу. СК выдает стикер с номером, который необходимо прикрепить под задний стоп-сигнал.

Но, например, в Великобритании на частном электросамокате нельзя ездить по дорогам, велосипедным дорожкам и тротуарам (хотя можно перемещаться на стандартизированных шеринговых). И очевидно, что на самокат нельзя оформить страховку. Так регуляторы отреагировали на большое количество происшествий с этим видом транспорта.

Хотя с следующем году их все же планируют легализовать. Вероятно, тогда же появятся предложения по страхованию. К слову, обязательные полисы могут ввести и для велосипедистов.

Больше о страховках у меня на vc.ru и не только:

0
22 комментария
Написать комментарий...
Miskatonic University

нужна и страховка, и правила, и возможно удостоверение

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Лишь бы не догадались сделать годовой полис, как единственно возможный :)

Ответить
Развернуть ветку
Камалова Марьям

они могут .....и на ролики тоже

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Если появятся более скоростные ролики, то легко)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich

...пора пешеходу носить на себе видеорегистратор. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

... А он опасность для окружающих представляет? (¬‿¬)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich

Да не опасность. Хоть как то защититься от пилотов средств индивидуальной мобильности (⌒‿⌒)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich

Иногда снять красивые кадры (60км\ч было)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Это ужасно. Скорее всего в двух случаях была трагедия...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Капустин

Лично я против страховок на самокаты, велосипеды и подобные девайсы.
Нельзя взять и зарегулировать все и вся, высасывая деньги из граждан.
Человек сам отвечает за свои поступки и действия. Накосячил - плати!
Обязательные страховки - зло. Как и почти все платное-обязательное.

Тем более, что в суд все равно придется идти за адекватным страховым возмещением.

Самокат не способен нанести такой же ущерб как и автомобиль. Риски тут совсем другие!!!
Сбитые насмерть пешеходы (да даже тяжкие телесные) - редкость несусветная! Не стоит оно того!
Уверен, из-за ям на дорогах ущерб намного выше!

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

Пока есть возможность безнаказанно свалить с места ДТП, никакой страховки не будет. Водители бы тоже болт на страховку забили если бы были анонимны.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

На мой взгляд мы заимствуем опыт германских коллег в части обязательной регистрации самокатов при эксплуатации в городских условиях. Скорее всего речь пойдет за более массовый сегмент из шеринга самокатов. Появятся надзорные органы, появится административная ответственность и т.д.

Опять же предположу, что появятся локальные точки, где регистрация самоката - обязательна. Условно в г. Москве на территории парков, тротуаров и т.д. При этом в поселках городского типа, в деревнях это вряд ли будет нужно делать сразу. Пример парковок.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.
Условно в г. Москве на территории парков, тротуаров и т.д

и тут я такой деревенщина из Химок приехал в Зарядье посбивать кааааренных на безномерном

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Был в такой ситуации, когда в Москве (!) не нашлось камер, чтобы обнаружить скрывшегося с места ДТП наглеца. Сейчас там добавили разметку и системы наблюдения

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Увы, спрос рождает предложение. Как-то меркантильно в вашем случае всё получилось. В целом так это работает. Жаль, что на тот момент камер не было и виновник аварии не понес никакой ответственности за скрытие с места ДТП. Здесь автор первого поста верно заменит - "возможность свалить".

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

В прошлом году с шеринговыми самокатами был какой-то кошмар, гоняли толпы неадекватов, простая прогулка превращалась в какую-то игру "увернись от долбоеба на самокате". В этом году всё поутихло, сколько прогуливался - ни разу никто не пытался задавить. Не знаю в чем именно дело, возможно повлияли некоторые или даже все факторы: заставили снизить максимальную скорость, стало дорого, шеринги стали штрафовать водителей за опасное вождение, неадекваты переключились на что-то другое. А раз это сейчас уже не так уж и опасно, то оно вообще надо какое-то там ОСАГО обсуждать? Гораздо интереснее узнать на что переключились те самые долбоебы и где теперь ждать опасность?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Они лечатся.. Готовятся к новым вызовам)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Я не могу сказать, что я активный сторонник обязательного страхования самокатов. Мне совершенно не важно - будет страхования самокатов - обязательным или добровольным.
В первую очередь меня интересует безопасность!
У меня в поселке есть дети, эксплуатирующие электромопеды.. При этом явно не соблюдая скоростной режим. Ой, заговорил как ворчливый старик)
Проблема в том, что это не безопасно ни для них - у них есть родители, ни для окружающих. Как с этим мирно бороться - лично я не знаю. Говорить с родителями, которым бесполезно это объяснять - бессмысленно. Это как ответы собаководов - "мой пёс не кусается" (владелец метровой бойцовой собаки с отрезанными ушами и хвостом". Ну да ладно, не об этом речь.

Проблемы есть и их нужно решать. И желательно до возникновения беды.
P.S. В нашем детстве были велики, - у меня "орлёнок с рамой", ну катался с на нем со скоростью до 15 км/ч и был бесстрашным супергероем). Может и сейчас для детей эти самокаты словно наши велики в прошлом. К сожалению, скорости этих монстров уже равны скоростям автомобилей. Вчера обзор смотрел, где в краснодарском крае юрист создал самокат со скоростью до 110 км/ч и протестировал.. Показывал, как он может ямки перепрыгивать...

Ответить
Развернуть ветку
Bad Santa

Страховым все мало бабла,неймется родненьким , как же , человек пострадает . Для сравнения :кол во дтп с авто более 133 000 из них со смертельным исходом 15000, дтп с самокатами около 700 . Вывод :это ж сколько баблишка урвать можно с каждого самокатчика , а именно по 7 кусков минимум ) Учитывая сколько в ходу самокатов и соотношение дтп , не жирно ли , упыри?!

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

А чего только про самокаты речь? Есть же ещё моноколёса, электролонгборды и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Ева Грекова

Если хотят на дороге кататься , то и стоп сигналы не помешают

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда