Будет ли ОСАГО для электросамокатов

В правительстве идею озвучили еще летом. Теперь мнения устаканились, и я решил обсудить перспективы с точки зрения страхового агента.

<p>Фото: <a href="https://unsplash.com/photos/cthi5YK7oD0" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Jon Tyson </a>/ Unsplash.com</p>

Фото: Jon Tyson / Unsplash.com

Если кто не слышал

Некоторые самокаты разгоняются до 60 км/ч, что усложняет управление. Число аварий с их участием растет — в 2020 году было несколько инцидентов по России, а в 2021-м — цифра выросла почти до семи сотен.

В то же время личные электросамокаты, как правило, не застрахованы. Так, ДТП с их участием часто оборачивается головной болью. Когда виноват водитель, пострадавшему возмещают ущерб по ОСАГО. Но если ситуация обратная, взыскать сумму на ремонт можно только через суд.

Чтобы сократить количество аварий, в правительстве предлагали ввести права категории М — для средств индивидуальной мобильности (СИМ), передвигающихся со скоростью до 25 км/ч. В прошлом году даже разработали соответствующие поправки в ПДД. Но в начале июля в Совфеде решили, что самокатчикам стоит оформлять и ОСАГО.

Однако реализовать инициативу на практике может быть сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обсудим, почему.

Подводные надземные камни

Нужны изменения в законодательстве. Сейчас электросамокат не надо регистрировать в ГИБДД. В законе об ОСАГО сказано (ст.4, пункт 3), что владельцам такого транспорта не нужно страховать гражданскую ответственность. Чтобы закон работал, придется ставить электросамокаты на учет и закреплять за ними собственника.

Здесь могут потребоваться изменения в техническом регламенте таможенного союза. В соглашение входит сразу несколько стран-участниц. Согласовать правки в текущих условиях будет проблематично.

В то же время неясно, что делать с электрическими скейтбордами и подобным транспортом. Их пока не стандартизировали ни в одной стране.

Присутствует и финансовый нюанс, а именно — стоимость полиса. В этом вопросе большое число неизвестных (в частности, нет статистики по убыткам и моделям), поэтому многие страховщики просто не берутся назвать цифру. Хотя по грубым оценкам вилка составит от 7 до 15 тыс. рублей. Сумма немаленькая и сопоставима со стоимостью автоОСАГО.

Однако она должна быть такой, чтобы страховая выплата составляла 500 тыс. рублей и покрывала не только повреждение имущества, но и здоровье окружающих. В любом случае сложно представить, что страховка ценой в полсамоката будет пользоваться популярностью.

Фото: <a href="https://unsplash.com/photos/Jmz7CfSRQzI" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ernest Ojeh</a> / Unsplash.com
Фото: Ernest Ojeh / Unsplash.com

Также встает вопрос — как быть с шерингом? При аренде электросамоката правительство предлагает ввести обязательную покупку страховки, как и в случае с автомобилем. Этот вопрос потребует подготовки. Например, стоит проработать кейс, когда самокат передвигается сам по себе. Шеринговые сервисы тестируют технологию автопилота — обсуждали тут на vc.ru. Что делать, если авария произойдет по вине автономной системы? У нас этот вопрос не до конца решен даже на уровне автомобильного законодательства.

Что за границей

В разных странах по-своему подходят к страхованию электросамокатов. Так, аналог ОСАГО существует в Германии. Страховка и регистрация самоката обязательна для езды по городу. СК выдает стикер с номером, который необходимо прикрепить под задний стоп-сигнал.

Но, например, в Великобритании на частном электросамокате нельзя ездить по дорогам, велосипедным дорожкам и тротуарам (хотя можно перемещаться на стандартизированных шеринговых). И очевидно, что на самокат нельзя оформить страховку. Так регуляторы отреагировали на большое количество происшествий с этим видом транспорта.

Хотя с следующем году их все же планируют легализовать. Вероятно, тогда же появятся предложения по страхованию. К слову, обязательные полисы могут ввести и для велосипедистов.

Больше о страховках у меня на vc.ru и не только:

1010 показов
556556 открытий
22 комментария

нужна и страховка, и правила, и возможно удостоверение

Ответить

Лишь бы не догадались сделать годовой полис, как единственно возможный :)

Ответить

...пора пешеходу носить на себе видеорегистратор. ¯\_(ツ)_/¯

Ответить

... А он опасность для окружающих представляет? (¬‿¬)

Ответить

Лично я против страховок на самокаты, велосипеды и подобные девайсы.
Нельзя взять и зарегулировать все и вся, высасывая деньги из граждан.
Человек сам отвечает за свои поступки и действия. Накосячил - плати!
Обязательные страховки - зло. Как и почти все платное-обязательное.

Тем более, что в суд все равно придется идти за адекватным страховым возмещением.

Самокат не способен нанести такой же ущерб как и автомобиль. Риски тут совсем другие!!!
Сбитые насмерть пешеходы (да даже тяжкие телесные) - редкость несусветная! Не стоит оно того!
Уверен, из-за ям на дорогах ущерб намного выше!

Ответить

Пока есть возможность безнаказанно свалить с места ДТП, никакой страховки не будет. Водители бы тоже болт на страховку забили если бы были анонимны.

Ответить

На мой взгляд мы заимствуем опыт германских коллег в части обязательной регистрации самокатов при эксплуатации в городских условиях. Скорее всего речь пойдет за более массовый сегмент из шеринга самокатов. Появятся надзорные органы, появится административная ответственность и т.д.

Опять же предположу, что появятся локальные точки, где регистрация самоката - обязательна. Условно в г. Москве на территории парков, тротуаров и т.д. При этом в поселках городского типа, в деревнях это вряд ли будет нужно делать сразу. Пример парковок.

Ответить