За что вы платите транспортным компаниям?
Представим ситуацию, вы ищите перевозчика, чтобы он помог вам доставить 300 кг полиграфической продукции из Москвы в Самару. Вы берёте телефон, гуглите «грузоперевозки москва самара» и… падаете в пучину огромного количества предложений, разнообразных цен и «выгодных» условий. Как же из неё выбраться и не оставить там весь свой бюджет на перевозку?
Чтобы разобраться в этом, мы обратились к Сергею Кондратенко, менеджеру по работе с клиентами ГК SAMCOM. Мы задали ему пять вопросов, которые помогут понять, как формируются цены и почему у разных перевозчиков они отличаются, а также узнать о плюсах сотрудничества с транспортными компаниями и лайфхаках, которые помогут сэкономить на перевозке любого груза.
Поехали.
1. Из чего складывается стоимость грузоперевозки?
Из длины, ширины, высоты и веса груза. Тут всё просто, чем больше габариты, тем выше цена за его перевозку. Это основное.
Ещё километраж и направление. Бывает так, что груз нужно перевезти на небольшое расстояние, но с точки зрения логистики это направление менее востребованное и более затратное.
Простой пример: перевозка Москва – Питер и Питер – Москва. В обоих случаях транспортное средство и километраж совпадают, но везти из Питера в Москву дешевле, нежели наоборот. Причина: в Москве больше грузов, следовательно, обратно машина не поедет вхолостую, а компенсирует затраты на дорогу тем, что загрузится в столице.
По этой причине рейсы в места, где совсем нет грузов, стоят достаточно дорого. Хороший пример – месторождения в Казахстане. Мы, благодаря нашей специализации, возим туда грузы с завидной регулярностью, поэтому постоянно сталкиваемся с непониманием клиентов.
Они часто говорят: «Я вожу на расстояние 500 км и плачу столько-то, а здесь всего 200 км, а цена в 1,5 раза больше. У вас километр стоит вот столько, значит должно быть дешевле». Но цена складывается не только из расстояния. Это нужно понимать.
На цену также влияют дополнительные услуги. Пример: клиент хочет перевезти китайскую фарфоровую статуэтку 1805 года и мешок сухофруктов. Если параметры у того и другого груза одни и те же, то и цена будет одинаковой. Но первый груз более хрупкий, поэтому ему понадобится дополнительная упаковка, даже если выбранная транспортная компания аккуратно работает с грузом и всегда справляется с поставленными задачами. Вот в этом случае цена незначительно, но всё же вырастет. Хотя если заказчик всё сделает сам, то стоимость останется прежней.
2. Почему цены у разных транспортных компаний так сильно отличаются?
Это зависит от специализации. Кто-то возит в основном мелкие грузы. Чаще всего у таких компаний широкая филиальная сеть, большой поток заказов и несколько отправок автомобилей с грузами в день. Соответственно у них есть все условия, чтобы спокойно ставить низкие цены на транспортировку грузов от 1 кг. Но в то же время они не могут предложить выгодную стоимость перевозки того же негабарита.
Есть организации, которые специализируются на доставке техники, и поэтому они могут перевезти сельскохозяйственное оборудование длиной 7 метров и весом 10 тонн по низкой цене. Но они не могут отправить небольшой груз за ту же цену, что и первая категория компаний.
Какие-то компании предлагают выгодные условия только по определенным направлениям. Хороший пример – перевозчики, которые отправляют груз из России в Казахстан. У них цены будут ниже, чем у тех, кто не специализируется на этом.
Ну и кто-то плюсом может брать за раскрученный бренд. Пример: организация работает на рынке с какого-нибудь 1995 года и её название априори ассоциируется у клиента со словосочетанием «транспортная компания». Цены у таких перевозчиков могут быть выше рыночных.
Как ни крути, грузоперевозки – это тоже бизнес. Здесь те же порядки, что и везде: все стремятся заработать. Просто каждый делает это по-своему.
3. В чём плюсы работы с транспортной компанией?
В уверенности, что груз точно доедет до места назначения без каких-либо повреждений. С транспортными компаниями клиент работает по договору, и это безопаснее, чем доверять свой груз частному перевозчику.
Ещё в том, что клиенту ни о чём не нужно беспокоиться. Забрать груз? Заберут. Упаковать? Упакуют.
Ему не нужно звонить ни свет ни заря водителю и спрашивать: «Василий Михалыч, вы проехали границу? Всё хорошо?». И не нужно искать страховую компанию, которая застрахует груз. Всем этим занимается перевозчик, к которому обратился клиент. Это очень удобно.
Пожалуй, это основные плюсы.
4. Почему не все компании предлагают услугу по расчёту стоимости онлайн? И всегда ли клиенту выгодно пользоваться этой функцией?
Начну ответ со второй части вопроса – выгодно не всегда. Бывает так, что клиент вбил параметры груза, рассчитал стоимость онлайн, а после привёз груз на склад и ему говорят, что вот здесь слишком высокая высота, здесь слишком длинная длина, а ещё обрешётка нужна. Цена растёт как на дрожжах.
Бывает и совершенно противоположная ситуация, когда клиент указывает, например, что у него жидкий груз, а ему ещё плюс восемь тысяч за тару калькулятор добавляет, хотя у него есть своя. Получается навязывание услуг.
Вообще онлайн-форма для расчёта стоимости – это очень унифицированная вещь, которая не может в полной мере учесть все нюансы грузоперевозки. С её помощью сложно узнать точную цену перевозки большого оборудования, зато легко рассчитать стоимость доставки простого груза вроде велосипеда.
По этой причине юридическим лицам она не слишком подходит: у них почти всегда сложный груз и выделен определённый бюджет на перевозку. Их представителям лучше разговаривать лично с менеджером компании, который знает, что нужно спросить у клиента, чтобы подобрать лучший вариант для транспортировки груза. Поэтому перевозчики, которые специализируются на работе с b2b-сегментом, редко используют онлайн-форму.
А вот частным лицам расчёт стоимости онлайн может подойти. Потому что это удобно, не требует много времени и вникания во все нюансы. А ещё их грузы не настолько специфичны, поэтому базовых параметров хватит, чтобы рассчитать цену более или менее верно.
Но крупным перевозчикам с большим количеством филиалов, онлайн-форма расчёта стоимости необходима как воздух. Если все будут звонить, чтобы рассчитать цену, то им потребуется огромный штат, чтобы только обрабатывать звонки. А это большие расходы. В этом случае онлайн-расчёт спасает ситуацию.
5. Как сэкономить на грузоперевозке?
Во-первых, планируйте перевозку заранее. Если вам нужна погрузка «здесь и сейчас», естественно стоимость будет в разы выше. Сразу скажу, что это касается в большей мере отдельных машин.
Во-вторых, возите сборным грузом. Банальный совет, но он работает всегда. Многие клиенты звонят и говорят, что им нужна газель, и сами не понимают зачем. Но ведь дешевле заплатить за место в рейсовой машине, чем за всю машину. Это факт.
В-третьих, максимально сокращайте габариты груза. Это то, от чего напрямую зависит цена. Если вы везёте штучный товар, то лучше положить его на паллеты, а не отправлять навалом. Если у вас негабаритный груз, то мы рекомендуем снимать части конструкции, если это возможно. Например, недавно к нам обратился заказчик, чтобы мы перевезли строительную технику высотой 3 метра. По идее это негабаритный груз, и для его перевозки требуется трал. Но трал – это редкий и дорогой вид транспорта, и не всегда клиент готов отдать такие деньги за него. И мы это прекрасно понимаем. Мы посоветовали клиенту снять колёса. Этого оказалось достаточно, чтобы наши специалисты смогли уместить технику в обычную тентованную фуру. Вышло значительно дешевле.
В-четвертых, не отправляйте груз под Новый год. Все знают, что цены на конкретные товары растут в определённый период. Пример: яйца дорожают к Пасхе, цветы – к 8 марта, перевозки – к Новому году. Многие серьёзные организации, с которыми мы работаем, заканчивают отправлять грузы в ноябре, потому что знают это. И обращаются под Новый год только в крайнем случае.
И в-пятых, работайте с одной компанией. Когда вы становитесь постоянным клиентом, вы можете рассчитывать на скидки. Плюс транспортные компании дорожат заказчиками, которые работают только с ними (ведь это приносит деньги компании), а значит её представители будут идти вам навстречу во многих спорных ситуациях.