По тротуарам и обочинам: положение электротранспорта в России
Индивидуальный электротранспорт стал настолько заметным фактором в наших городах, что начались разговоры о законодательном закреплении отдельных правил его эксплуатации.
О текущей ситуации рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов.
Ситуация с электросамокатами и другим электротранспортом в России
Электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры и моноколеса продолжают набирать популярность у жителей российских городов.
Количество единиц электротранспорта подсчитать сложно — его покупают и ввозят из-за рубежа без какого-либо учета. Но у ГИБДД есть статистика ДТП с участием их пользователей. За 2018 год в стране случилось 39 таких аварий, в них пострадало 40 человек. 12 происшествий — наезд на пешехода, в 21 случае произошли столкновения. 20 процентов инцидентов приходится на столицу. В 2019 году интенсивность ДТП почти такая же: с января по май зарегистрировано 12 происшествий с владельцами электросамокатов.
По каким правилам сейчас должен ездить электротранспорт?
В настоящее время у электротранспорта нет какого-то отдельного статуса на дороге. Согласно ПДД его обладатели считаются пешеходами. В результате на проезжей части с автомобилями они оказываются нарушителями и подвергаются штрафам.
В то же время “пешеходный” статус для тех, кто способен разгоняться до 40-50, а зачастую и до 75 км/ч, выглядит странно. В итоге такой транспорт создает помехи и на дороге, и на тротуарах. Для упорядочения ситуации отдельные правила для электросамокатчиков становятся все более необходимы. Возможно, в скором будущем им ограничат территорию для передвижения и разрешенную скорость.
Не попадают ли некоторые виды электротранспорта под описание категории "велосипед" и "механическое транспортное средство"?
Если мощность двигателя электросамоката больше 250W, то по правилами он считается мопедом (механическим транспортным средством). По законодательству к мопедам относятся 2- и 3-колесные средства передвижения с электродвигателем мощностью 250-4000W. В соответствии с ПДД вождение такого транспорта предполагает получение прав категории M. Однако на практике это не работает, да и инспектор на улице не сможет уточнить характеристики электросамоката. Мощность на его моторе не пишется, а внешне разницы между двигателями на 200W и 750W почти нет. Техпаспорта и каких-то иных документов на самокаты тоже не имеется.
В определении велосипеда в ПДД сказано, что им считается, в том числе, устройство с электродвигателем, развивающее на электротяге скорость до 25 км/ч. Если самокат удовлетворяет этому требованию, то его можно отнести к велосипедам.
К чему приводит такая ситуация с законом?
Отсутствие проработанных норм делает самокатчиков нарушителями в момент выезда на проезжую часть. Из-за мощных моторов и скорости они оказываются неуместными на тротуарах. В июле 2018 года произошло первое смертельное ДТП — в Москве сбили 88-летнего мужчину.
Рискуют и сами самокатчики. Закон не требует от них пользоваться защитными средствами, поэтому большинство ездит без шлемов.
Как решаются конфликтные ситуации сейчас? Несут ли за что-то ответственность водители такого транспорта?
С разбирательством ДТП с участием электротранспорта ситуация непростая. Даже если самокат будет ехать по дороге со скоростью 50 км/ч и столкнется с автомобилем, это из-за его статуса могут посчитать наездом на пешехода. Отсутствие у электротранспорта статуса транспортного средства не позволяет привлекать управляющих им лиц к административной ответственности. Однако юристы говорят, что при мощности более 250W самокат вполне можно признать мопедом, и тогда ситуация изменится. Практики здесь пока мало, поэтому отработанных схем разбирательств нет.
В упомянутом выше смертельном ДТП на владельца самоката заведено уголовное дело.
Как решать проблему?
Проблема в скором решится ограничениями, прежде всего, по скорости. Если мотор электросамоката разгоняет его до скорости выше 25 км/ч, то средство передвижения подлежит регистрации, и управляющему им человеку потребуются права. Мощной технике на тротуарах не место, она должна двигаться по правой полосе проезжей части. Права, регистрация и требование носить шлемы сделают ее владельцев более ответственными.
Использование гироскопического эффекта делает гироскутеры и моноколеса менее предсказуемыми в управлении, поэтому такой транспорт относительно безопасен лишь на тротуарах, если для него сохранится ограничение скорости. Оно вводится производителем.
Пользуюсь whoosh. Т. К. У него до 20 км/ч, то счел, что на него распространяются положения ПДД о велосипедах: езжу по проезжей части в отсутствии велодорожки или по полосе для общественного транспорта (велосипедам разрешено с 2015).
Считал, что если электро самокат развивает больше 25 км/ч, то он обычное транспортное средство, ну, например, уже на полосу для общественного транспорта нельзя
Иными словами, я не понимаю , что делают велосипеды и электро самокат на тротуарах
А я не понимаю, что делают самокаты на дорогах.
Как обычно у нас в России хотят что то регулировать законодательно ничего не давая взамен. Люди на электросамокатах выезжают на проезжую часть по той простой причине что зачастую нет отдельных велодорожек и даже тротуары порой разбиты в хлам плюс наличие высоких бордюров. У нас неподготовлена инфраструктура для того чтобы люди катались на электросамокатах нормально не подвергая себя и окружающих риску столкновения. Сам езжу на электросамокате каждый день, по тротуару, со ср скоростью около 20кмч.
Самокаты еще пол беды есть куча (ну перегнул тут немного, не куча, а штук 7 наверно) случаев со мной когда меня сзади обгонял чел по тротуару на электромопеде. Эта зараза тихая, но сцук очень быстрая и вразы больше самоката (не путать с самокатами с сидениями). Вот их точно под права загонять стоит.
А с самокатами мне кажется стоит реально ввести ограничение по скорости. 25 по тротуару вполне приличная скорость. Больше если то давай-ка дружок одевай шлем получай права и на дорогу.
А как контролировать? Ставить камеры на скорость вдоль тротуаров?)))
Я про сами самокаты, а не про соблюдение скоростного режима.
То есть. Если самокат не более 25 жмёт - тротуар, больше - права шлем и проч проч.
Конечно можно провести по паспорту самокат 25 а потом двиган ему поменять на 50.
Я даже больше скажу. Они с виду неотличимы. И ничто не помешает получить "м" с требованием ехать по дороге, а самому пилить по тротуару со скоростью 50 км/ч
Это понятно, но тут уже трудности контроля и ответственности владельца...
Но хотя бы для законопослушных граждан какие то определения в законодательство вносить надо... или нет?
Комментарий недоступен
В Питере довольно часто встречаю таких, движущихся на скорости 70км/ч. И ведь не дай бог эти имбицилы под колеса попадут.
Комментарий недоступен
Я немного не понимаю все это беспокойство по поводу электротранспорта. На самом обычном велосипеде без мотора не составляет проблем разогнаться до 40 км/ч и выше. И десятилетиями это никого не парило. А с роллерами и скейтерами что делать?
На велосипеде тебе еще и педали крутить приходится, все время по-максимуму не поездишь, а также тормоза эффективнее и баланс держать в разы легче, да и велосипедистов уже меньше, чем самокатчиков.
Главная проблема в том, что по скорости электросамокаты в городе сравнимы с автомобилями, а вот по безопасности, тормозному пути, громкости двигателя и знанию ПДД водителями - нет. Но многим все равно - выкручивают ручку и несутся вперед.
Ограничивать скорость законодательно определенно надо, иначе пускай идут сдавать на "M" и нести ответственность за нарушения ПДД как авто/мото, попутно снимая с себя статус пешехода.
А что с роллерами и скейтерами? В моем городе по-крайней мере они спокойно по тротуарам ездят, и как правило сами боятся выезжать на проезжую часть, и все же это больше не транспорт, а развлечение.
Вы меня немного не поняли. Я имел в виду движение по тротуарам.