Транспорт
Transport Russia
1457

По тротуарам и обочинам: положение электротранспорта в России

Индивидуальный электротранспорт стал настолько заметным фактором в наших городах, что начались разговоры о законодательном закреплении отдельных правил его эксплуатации.

В закладки

О текущей ситуации рассказал CEO международного сервиса по бронированию трансферов GetTransfer.com Александр Сапов.

Ситуация с электросамокатами и другим электротранспортом в России

Электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры и моноколеса продолжают набирать популярность у жителей российских городов.

В интернете все чаще можно увидеть ролики, где их владельцы ездят по дорогам наравне с автомобилями, а нередко в плотном движении и обгоняют их.

Количество единиц электротранспорта подсчитать сложно — его покупают и ввозят из-за рубежа без какого-либо учета. Но у ГИБДД есть статистика ДТП с участием их пользователей. За 2018 год в стране случилось 39 таких аварий, в них пострадало 40 человек. 12 происшествий — наезд на пешехода, в 21 случае произошли столкновения. 20 процентов инцидентов приходится на столицу. В 2019 году интенсивность ДТП почти такая же: с января по май зарегистрировано 12 происшествий с владельцами электросамокатов.

Эти данные показывают, что пока электротранспорт остается средством передвижения с низкой травмоопасностью.

Однако ситуация может поменяться при его массовом распространении.

По каким правилам сейчас должен ездить электротранспорт?

В настоящее время у электротранспорта нет какого-то отдельного статуса на дороге. Согласно ПДД его обладатели считаются пешеходами. В результате на проезжей части с автомобилями они оказываются нарушителями и подвергаются штрафам.

В то же время “пешеходный” статус для тех, кто способен разгоняться до 40-50, а зачастую и до 75 км/ч, выглядит странно. В итоге такой транспорт создает помехи и на дороге, и на тротуарах. Для упорядочения ситуации отдельные правила для электросамокатчиков становятся все более необходимы. Возможно, в скором будущем им ограничат территорию для передвижения и разрешенную скорость.

Более того, высказываются инициативы о введении специальных прав для владельцев самокатов наравне с теми, кто ездит на мопедах.

Не попадают ли некоторые виды электротранспорта под описание категории "велосипед" и "механическое транспортное средство"?

Если мощность двигателя электросамоката больше 250W, то по правилами он считается мопедом (механическим транспортным средством). По законодательству к мопедам относятся 2- и 3-колесные средства передвижения с электродвигателем мощностью 250-4000W. В соответствии с ПДД вождение такого транспорта предполагает получение прав категории M. Однако на практике это не работает, да и инспектор на улице не сможет уточнить характеристики электросамоката. Мощность на его моторе не пишется, а внешне разницы между двигателями на 200W и 750W почти нет. Техпаспорта и каких-то иных документов на самокаты тоже не имеется.

В определении велосипеда в ПДД сказано, что им считается, в том числе, устройство с электродвигателем, развивающее на электротяге скорость до 25 км/ч. Если самокат удовлетворяет этому требованию, то его можно отнести к велосипедам.

К чему приводит такая ситуация с законом?

Отсутствие проработанных норм делает самокатчиков нарушителями в момент выезда на проезжую часть. Из-за мощных моторов и скорости они оказываются неуместными на тротуарах. В июле 2018 года произошло первое смертельное ДТП — в Москве сбили 88-летнего мужчину.

Рискуют и сами самокатчики. Закон не требует от них пользоваться защитными средствами, поэтому большинство ездит без шлемов.

Как решаются конфликтные ситуации сейчас? Несут ли за что-то ответственность водители такого транспорта?

С разбирательством ДТП с участием электротранспорта ситуация непростая. Даже если самокат будет ехать по дороге со скоростью 50 км/ч и столкнется с автомобилем, это из-за его статуса могут посчитать наездом на пешехода. Отсутствие у электротранспорта статуса транспортного средства не позволяет привлекать управляющих им лиц к административной ответственности. Однако юристы говорят, что при мощности более 250W самокат вполне можно признать мопедом, и тогда ситуация изменится. Практики здесь пока мало, поэтому отработанных схем разбирательств нет.

В упомянутом выше смертельном ДТП на владельца самоката заведено уголовное дело.

Как решать проблему?

Проблема в скором решится ограничениями, прежде всего, по скорости. Если мотор электросамоката разгоняет его до скорости выше 25 км/ч, то средство передвижения подлежит регистрации, и управляющему им человеку потребуются права. Мощной технике на тротуарах не место, она должна двигаться по правой полосе проезжей части. Права, регистрация и требование носить шлемы сделают ее владельцев более ответственными.

Использование гироскопического эффекта делает гироскутеры и моноколеса менее предсказуемыми в управлении, поэтому такой транспорт относительно безопасен лишь на тротуарах, если для него сохранится ограничение скорости. Оно вводится производителем.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Transport Russia", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 11, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 83264, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 16 Sep 2019 17:26:07 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 83264, "author_id": 331723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83264\/get","add":"\/comments\/83264\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83264"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Пользуюсь whoosh. Т. К. У него до 20 км/ч, то счел, что на него распространяются положения ПДД о велосипедах: езжу по проезжей части в отсутствии велодорожки или по полосе для общественного транспорта (велосипедам разрешено с 2015).

Считал, что если электро самокат развивает больше 25 км/ч, то он обычное транспортное средство, ну, например, уже на полосу для общественного транспорта нельзя

Иными словами, я не понимаю , что делают велосипеды и электро самокат на тротуарах

Ответить
2

А я не понимаю, что делают самокаты на дорогах.

Ответить
1

Как обычно у нас в России хотят что то регулировать законодательно ничего не давая взамен. Люди на электросамокатах выезжают на проезжую часть по той простой причине что зачастую нет отдельных велодорожек и даже тротуары порой разбиты в хлам плюс наличие высоких бордюров. У нас неподготовлена инфраструктура для того чтобы люди катались на электросамокатах нормально не подвергая себя и окружающих риску столкновения. Сам езжу на электросамокате каждый день, по тротуару, со ср скоростью около 20кмч.

Ответить
0

Самокаты еще пол беды есть куча (ну перегнул тут немного, не куча, а штук 7 наверно) случаев со мной когда меня сзади обгонял чел по тротуару на электромопеде. Эта зараза тихая, но сцук очень быстрая и вразы больше самоката (не путать с самокатами с сидениями). Вот их точно под права загонять стоит. 

А с самокатами мне кажется стоит реально ввести ограничение по скорости. 25 по тротуару вполне приличная скорость. Больше если то давай-ка дружок одевай шлем получай права и на дорогу. 

Ответить
1

А как контролировать? Ставить камеры на скорость вдоль тротуаров?)))

Ответить
0

 Я про сами самокаты, а не про соблюдение скоростного режима.

То есть. Если самокат не более 25 жмёт -  тротуар, больше - права шлем и проч проч.

Конечно можно провести по паспорту самокат 25 а потом двиган ему поменять на 50. 

Ответить
1

Я даже больше скажу. Они с виду неотличимы. И ничто не помешает получить "м" с требованием ехать по дороге, а самому пилить по тротуару со скоростью 50 км/ч

Ответить
0

Это понятно, но тут уже трудности контроля и ответственности владельца...

Но хотя бы для законопослушных граждан какие то определения в законодательство вносить надо... или нет?

Ответить
0

В Тюмени в гилевском парке в выходные сдают на прокат электробайки, пару раз видел как подростки с них сыпались. Скорость 50 км/ч. Самокаты такие тормозят плохо. Словом ждет веселуха когда этот транспорт станет доступнее и велосипедисты покажутся раем

Ответить
0

В Питере довольно часто встречаю таких, движущихся на скорости 70км/ч. И ведь не дай бог эти имбицилы под колеса попадут.

Ответить
1

Я думаю до первого трупа все это будет. У нас же более важные законы надо принимать. . Четырёхдневная неделя там, валежник

Ответить
0

Я немного не понимаю все это беспокойство по поводу электротранспорта. На самом обычном велосипеде без мотора не составляет проблем разогнаться до 40 км/ч и выше. И десятилетиями это никого не парило. А с роллерами и скейтерами что делать? 

Ответить
0

На велосипеде тебе еще и педали крутить приходится, все время по-максимуму не поездишь, а также тормоза эффективнее и баланс держать в разы легче, да и велосипедистов уже меньше, чем самокатчиков.

Главная проблема в том, что по скорости электросамокаты в городе сравнимы с автомобилями, а вот по безопасности, тормозному пути, громкости двигателя и знанию ПДД водителями - нет. Но многим все равно - выкручивают ручку и несутся вперед.

Ограничивать скорость законодательно определенно надо, иначе пускай идут сдавать на "M" и нести ответственность за нарушения ПДД как авто/мото, попутно снимая с себя статус пешехода.

А что с роллерами и скейтерами? В моем городе по-крайней мере они спокойно по тротуарам ездят, и как правило сами боятся выезжать на проезжую часть, и все же это больше не транспорт, а развлечение.

Ответить
0

Вы меня немного не поняли. Я имел в виду движение по тротуарам.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }