Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Привет! Меня зовут Сергей Сигалов. Я расскажу про опыт запуска классного проекта Wind4Tune — международного HR-сервиса по работе с удаленными командами: как за три месяца мы успели помочь более 30 международным компаниям зарядить и объединить команды!

В конце статьи я оставил подарок — документ, где мы собрали международные практики, которыми компании делают сотрудников счастливыми.

Предыстория: переломный момент

Я не студент, мне чуть за 30, имею опыт развития бизнеса в разных отраслях от банковской сферы (Сбербанк) и образования (Skyeng), до искусственного интеллекта (North.ai, Mail.ru). Но мой путь начинался не с корпоративной карьеры, а с предпринимательства (онлайн-магазины, маркетплейсы) и меня никогда не покидала мысль вернуться по ту сторону баррикад.

В январе 20-го года, до пандемии и закрытия границ, я по собственной инициативе прилетел в Кремниевую Долину. Цель поездки — найти потенциальные проекты и идеи для развития бизнеса AI, где я работал в найме на тот момент. В день проводил по 5-6 встреч с основателями стартапов и инвесторами. Все ребята были с горящими глазами, мечтали и были одержимы идеями. Их энергия стала катализатором для пробуждения старых эмоций, когда мечтал, творил и каждый день сталкивался с новым апокалипсисом, так как постоянно все шло не по плану)

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

По возвращении в Москву меня не покидали мысли оставить карьеру в прошлом и запустить свой проект. Принять решение было непросто, но в феврале я сделал шаг и мы обоюдно внутри компании достигли договоренности, что в течении трех месяцев поддерживаю бизнес, пока мне не найдут замену.

Запуск первой гипотезы: online-путешествия в реальном времени

Как сейчас помню, 1 мая наконец-то появилась возможность выдохнуть от корпоративной рутины и сесть за проработку идей.

Записал в Google-док потенциальные гипотезы, отталкиваясь от текущих болей на рынке, созвонился со своим старым другом Евгением Сызранцевым (основателем маркетингового агентства Kite) и мы вместе провели мозговой штурм. Час бурного обсуждения, после чего сошлись во мнение, что надо копнуть глубже в направление online-путешествий.

В этот же день сверстали лендинг, написали 30 гидам по всему миру с предложением о сотрудничестве и уже на следующей день договорились о тесте в Японии.

Никто из нас не знал как нужно правильно стримить, общаться с аудиторией, так как ранее никто в мире этого еще не делал, максимум вели трансляции из дома, но это не тоже самое, что вести зрителей по центру Токио в реальном времени. Первый тест прошел отлично, по итогу я подготовил инструкцию по технической оснащенности гида, построению маршрута, рекомендации по коммуникации со зрителями. И мы запланировали первое живое путешествие на следующую субботу, 8 мая.

Неделя была сверх активная, мы запустили таргет, контекст, посты в телеграм каналах, рекламу в купонных сервисах, TimePad, создали профили гидов на конкурентных площадках и тд. Также параллельно писали каждый день 20 новым гидам, чтобы увеличить количество направлений и конвертнуть первые продажи в повторные.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Первое путешествие прошло отлично: 25% зрителей в этот же день совершили покупку на следующее путешествие. В первый месяц было продано более 1 000 билетов, результат был достигнут системной работой и постоянным улучшением продукта.

После каждого путешествия собирали обратную связь от пользователей и дорабатывали продукт (коммуникация гида, расширение канала связи, добавление виртуальных элементов и тд). Но подошел момент сведения информации воедино.

Из полученных данных были сделаны следующие выводы:

  • рынок онлайн путешествий русскоязычной аудитории слишком мал, даже с учетом потенциального роста: по моим грубым оценкам 195 млн руб;
  • экономика в сегменте b2c сойдется только через 3-4 года;
  • логичней 3-4 года потратить на рынок с большей аудиторией, т.е. англоговорящий.

Тестирование глобального рынка и b2b-направления

Июнь, команда растет

Нас уже трое — я, Евгений (партнер), Ксения (маркетинг-менеджер). Амбиций через край, задачи месяца:

  • протестировать B2C гипотезы на рынке США;
  • проверить гипотезу корпоративных онлайн-путешествий в России.

B2C на рынке США

На первых порах решили тестировать рынок США без использования платного трафика, предлагая бесплатные тестовые путешествия через tripadvisor, Airbnb, каучсерфинг платформы, публикации в fb группах, twitter каналы и тд.

Результаты первого месяца:

1) не прошли модерацию на Airbnb, на тот момент был блок именно на формат онлайн-экскурсии;

2) tripadvisor и каучсерфинг платформы результата не дали;

3) с fb и twitter собрали более 500 заявок, но все из Нигерии, Индии и не одна не конвертнулась в деньги.

Гипотеза корпоративные онлайн-путешествия в России

Я долгое время работал в сфере HR со стороны подрядчика (Skyeng, North.ai), поэтому пришла мысль повернуть проект в сторону корпоративных онлайн-путешествий, предполагая, что это поможет командам повысить свой заряд, объединиться, прожив совместные положительные эмоции.

Мы подготовили презентацию с предложением корпоративных онлайн-путешествий. Сверстали отдельную страницу на сайте для сотрудников HR.

Запартнерились со всеми крупными HR сообществами в России и запустили серию тестовых онлайн-путешествий для HR.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Результат первого месяца: 2 оплаты и 3 потенциальных клиента в воронке. Новые клиенты стали постоянными, сотрудникам понравилось путешествовать и совместно с HR мы начали планировать новые направления.

Вывод: нужно продолжать тестировать.

Июль, команда растет

Нас уже пятеро. К нам присоединился мой старый знакомый Алексей Наговицын на стратегически важную роль директора по развитию b2b бизнеса на международном рынке и операционный менеджер Анастасия.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Задачи месяца:

1) протестировать B2C на рынке Канады;

2) продолжить проверку гипотезы корпоративных онлайн-путешествий на рынке России;

3) проверить гипотезу корпоративных онлайн-путешествий на международных рынках.

B2C на рынке Канада

Тут буду краток, рынок B2C Канады это боль. Основная сложность заключалась в том, что Канада это мультинациональная страна и как результат — нет централизованных источников получения информации, по крайней мере мы их не нашли.

Вывод: нет смысла жечь бюджет, время и энергию на направление, от которого нет отдачи, поэтому необходимо закрывать направление и фокусироваться на усилении того, что дает выручку.

Корпоративные онлайн-путешествия

Мы понимали, что рынок корпоративных онлайн-путешествий не сформирован, поэтому решили назвать продукт — онлайн-тимбилдинг, это был верный шаг.

Изменив название, вместо волны заявок, мы получили негативную обратную связь — хороший знак, так как за негативной обратной связью таилась суть правильного направления!

Почему был негатив?

Онлайн-путешествия заряжали команду, давали им новые эмоции, но не объединяли, а это первостепенная задача тимбилдинга. Поэтому мы вернули старое название и параллельно продолжили работать над новым продуктом, собирая обратную связь от HR специалистов.

Для продвижения на рынке России мы использовали инструменты:

1) прежняя механика: сотрудничество с HR сообществами через запуск тестовых путешествий;

2) PR через СМИ;

3) подключение партнеров по продажам.

На рынке США:

1) продвижение в linkedin, twitter;

2) публикация в американском HR журнале Workology

Результат:

1) первый международный клиент;

2) 2 повторных заказа b2b с прошлого месяца;

3) 3 новых корпоративных клиента в России;

4) первый партнер по международным продажам.

Выводы:

  • фокусировка только на рынке b2b;
  • необходимо разработать продукт онлайн-тимбилдинг;
  • необходимо расширять команду продаж;
  • необходимо готовиться к IT-отстройке.

Август, команда меняется и растет

К сожалению, команду покидает Евгений, так как фокусировка на Wind4Tune стала негативно сказываться на основном бизнесе, но огромное спасибо ему за помощь на этапе старта. Команда увеличилась в части международных продаж, у нас появились менеджеры в Израиле, Англии и Франции.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Также у нас появилась команда разработки: iOS и back-end разработчики, классные ребята, с огромным опытом.

Август — первый месяц, когда мы сфокусировались на рынке HR. Мы изменили позиционирование на сайте: занимались корпоративными онлайн путешествиями и параллельно тестировали форматы онлайн-тимбилдинг. У нас уже были довольные корпоративные клиенты как в России, так и за рубежом, но мы прекрасно понимали, что это только начало.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Wind4Tune появился в социальных сетях и на медиаплатформах (facebook, linkedin, telegram, vc.ru, instagram, youtube, twitter). Каждый день создавали контент: демо-видео, публиковали статьи о HR-инструментах, международных практиках.

Продолжая прежние механики продаж, мы каждую неделю придумывали новые 3-4 гипотезы.

Результат:

  • провели 8 интервью с HR специалистами, по итогу которых создали новый продукт — онлайн-тимбилдинг и сделали две первые продажи в России;
  • подписали договор с вторым международным клиентом на онлайн-путешествия;
  • получили 3 повторных заказа и 4 новых на корпоративные онлайн-путешествия в России;
  • подключили двух новых партнеров по продажам.

Выводы: продолжаем развивать B2B направление, готовимся к отстройке от конкурентов и продолжаем поиск новых продуктовых направлений.

Сентябрь — октябрь, команда растет, проект полностью меняется

В продажах появились менеджеры по развитию бизнеса в Канаде, Индии и, как бы странно не звучало, только сейчас в России)

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

руководитель операционных менеджеров Евгения:

Также к команде присоединилось два стратегически важных партнера:

  • CPO/CTO — к сожалению, его имя раскрывать не могу, вся наша команда разработки на данный момент засекречена;
  • CMO — Владислав Миронов, гениальный продуктовый-маркетолог с опытом развития маркетинга в 15 странах (Основатель агентства продуктового маркетинга GrowStartup)

Почти все операционные задачи, не влияющие на качество услуг, мы передали на аутсорс через площадки Kwork, Freelance. Это нам помогло операционно разгрузиться без увеличения штатных единиц.

Исследования на тему эффективности тимбилдинга

Мы провели полный анализ рынка международных игроков, определили основные тренды, собрали исследования на тему эффективности тимбилдинга, нашли кейсы по увеличению продуктивности, удовлетворенности и вовлеченности сотрудников. После, объединили эти данные с бизнес-метриками компаний.

Вывод простой: увеличивая вовлеченность и продуктивность сотрудников, компания повышает свои метрики: eNPS, снижает текучесть кадров, повышает продажи (подробное описание можно посмотреть на нашем сайте Wind4Tune).

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Мы полностью репозиционировали продукт, теперь Wind4Tune — это полноценный HR-сервис по работе с удаленными сотрудниками, где HR-команда может найти инструменты:

а) Онлайн-путешествия — для повышения заряда команды. На текущий день более 30 клиентов, которые каждый месяц отправляются с нами в новые путешествия;

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

b) Онлайн-тимбилдинг — для объединения команды. Продукт был создан совместно с экспертами HR и повторяет механики офф-лайн тимбилдингов. Более 10 довольных клиентов, которые рекомендуют нас;

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

c) Онлайн-фитнес, йога и оказания психологической поддержки — для поддержания физического ментального состояния. Находясь дома, нам не стоит забывать о нашем физическом и эмоциональном состоянии. Тренд активно развивается как за рубежом, так и в России.

d) Онлайн-корпоративы — для поддержания духа команды. Комплекс мероприятий от онлайн-игр, путешествий до Dance Party.

База знаний

Мы запустили серию вебинаров и статей с HR международных компаний и основателями HRTech проектов.

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Весь контент упакован в видео и статьи. Так что рады с вами поделиться, ссылка на канал “HR подкасты Wind4Tune”.

Если вы HR международной компании и хотите поделиться своим опытом, напишите мне, сделаем с вами классный вебинар и статью!)

Плюсы для вас:

  • упаковка и публикация нашими силами статьи на VC (ру) и Medium (eng);
  • дополнительный PR для вашего проекта среди ру и eng аудитории за счет трафика vc.ru и Medium (пример статьи ссылка, более 1 700 просмотров);
  • усиление HR бренда;
  • развитие личного бренда.

Также мы создали телеграм канал, где HR могут делиться опытом работы с распределенными командами и практиками по организации онлайн-мероприятий «Распределенные команды. HR опыт»

Платформа

Наш проект начинался с корпоративных путешествий, поэтому мы создали свою стриминговую платформу:

Запрыгнуть на волну: как мы запустили HR сервис и помогли более 30 международным компаниям за три месяца

Это лишь первая деталь нашей будущей IT платформы. К сожалению, остальные вынужден оставить за скобками данной статьи. Но не переживайте, когда будет релиз, мы обязательно сделаем обзорную статью.

Заключительные выводы:

  • Онлайн-путешествия, как и аналогичные онлайн активности повышают вовлеченность и мотивацию распределенных команд — доказано спросом;
  • Онлайн-тимбилдинги рабочая замена офф-лайн мероприятиям — на основе отзывов HR экспертов;
  • Необходимо заботиться о сотрудниках как с физической точки зрения, так ментальной — подтверждено обратной связью HR специалистов;
  • Мир точно не будет прежним и нам всем вместе нужно учиться работать с распределенными командами. 42 процента рабочей силы США сейчас работают на дому на постоянной основе.

Подарок

Друзья, как обещал, для всех кто дочитал до конца прилагаю ссылку на документ, где мы собрали международные практики, которыми компании делают сотрудников счастливыми — от шоу домашних животных до онлайн путешествий. Пользуйтесь, заряжайте и объединяйте ваши команды, для них это очень важно!

Следите за новыми вебинарами, статьями «HR подкасты Wind4Tune» в Telegram, Facebook и присоединяйтесь к телеграм каналу «Распределенные команды. HR опыт» для обсуждения новых форматов работы с распределенными командами.

5858
44 комментария

 международные практики, которыми компании делают сотрудников счастливымиДальше не читал. Рецепт известен - кофе, печеньки, молодой дружный коллектив

10
Ответить

 Извините за ряд некрасивых слов.

 Из личного опыта.
Долгое время никак не мог понять странное чувство большой разницы между работой в наших компаниях и работой в иностранных, в итоге пришел к следующему:
О наших компаниях
1 - Кем бы ты не работал у нас тестировщиком, разрабом, ведущим разрабом, начальник отдела к тебе всегда будет отношение как к дерьму.
И это в самых лучших наших фирмах с очень хорошими окладами.
Это прям наша фишка.
Причем от этого дерьма не получается избавиться даже если наши создали фирму заграницей, все равно к людям будут относиться как к дерьму.
Все будет начинаться с hr, которая в 70% случаев будет считать что вам делают одолжение тем, что согласились вас прособеседовать на позицию в их компании.

2 - Постоянная гонка. У нас всегда куда-то спешат. Спешат сделать плохо спроектированное дерьмо, выкатить, а потом героически это править.

3 - Какая бы интересная тема проекта не была, своими подходами к разработке, отношением к людям любой проект будет болотом, от которого будет воротить.

4 - Постоянные интриги приперченные культурными привычками доказывать кто круче в технологиях, полагаю это прививается еще в вузе всякой херней из разряда экстремального программирования(захаркодить на скорость не поддерживаемое дерьмо и доказать, что ты круче чем остальные).
Нужно обязательно всех порвать.

5 - При том, что я работал в наверное лучших наших фирмах, я ни в одной фирме не научился ровным счетом ничему, кроме как необходимости выворачиваться и подстраиваться под закидоны коллег и руководства.

6 - Эйджизм
Когда мне приходилось отвечать за найм Senior разрабов в нескольких фирмах, мне в отделе кадров запретили рассматривать кандидатов старше 35+. Я специально поинтересовался всей этой темой в подробностях и аргументацией для подобного.
Вот краткий ответ. От 35 до 39 предлагать на 30% меньше зп, старше 40 вообще не брать, они тупые... что бл****?

Об иностранных
Все описанное не везде, но большей частью как-то так
1 - В иностранных компаниях довольно размеренная разработка. Без гонки к срокам. Можно хоть 3, хоть 7 раз просрать deadline если так будет лучше для проекта.
2 - Холакратия. Нет вещей из разряда начальник-подчиненный, есть роли.
Все друзья и просто делают общее дело.
3 - Ты постоянно профессионально растешь. Это такое классное ощущение, когда ты каждый день чувствуешь в фирме, что ты в профессиональном плане стал лучше.
4 - Касательно английского и постоянного общениям на нем, это вообще без комментариев.
5 - Очень комфортно работать в эмоциональном плане. Работа в кайф.
Есть такая пословица: Найдите себе работу по душе и вы не будете работать ни один день.
6 - Я работал с разными возрастными группами и самые теплые воспоминания у меня от работы с 62 летним дедушкой программистом из Сан Диего. Профессионалом экстра класса мирового уровня. И этот дедушка до сих пор работает. Сейчас ему около 70 и зп у него порядка 12К $ в месяц, он работает в кайф и просто наслаждается жизнью, а по выходным катается на своем катере с коллегами.

Мог что-то упустить. Если вспомню добавлю.

29
Ответить

кстати на фото коллектив удивидтельно не молодой, все мужики лет по 40+

2
Ответить

вам бы всё таки начать читать научиться. может нового бы набрались, выбрались из колхоза своего, где дешевое кофе, черствые печеньки и малолетние идиоты это показатель "счастья"

молодой дружный коллектив === платим мало, кранчи постоянно, начальник дебил

1
Ответить

"Вывод: нет смысла жечь бюджет, время и энергию на направление, от которого нет отдачи" (c)

Из статьи не очень понятно откуда бюджет и какого размера. Есть предположение, что как раз и идет прожигание бюджета, т.к. совсем нет цифр.

А в остальном - обычная нативка.

6
Ответить

Плюсую. Я лично не вижу ответа на вопрос в заголовке. Ребята весьма активно начали расширять штат, но как им это удалось — не ясно.

Ответить

Когда знакомый в пандемию предложил попробовать удаленную экскурсию по Киото, я отнесся скептически) Есть же море блогеров и контента на Youtube.
Но после экскурсии изменил свое мнение - был классный гид, которому можно было задать вопросы онлайн, не прилизанная после монтажа картинка - это прям было очень круто, почти как погружение офлайн)
Удачи ребят!

2
Ответить