Как мы помучились и разработали сервис для упаковки FBS-отправлений Ozon

Я расскажу о нашем опыте работы с Ozon в формате продажи с собственного склада и о том, с какими проблемами мы сталкивались и как их решили. Мы сделали веб-сервис, упрощающий процесс упаковки, позволяющий легко справиться с ним любому работнику склада.

Что нам не нравилось?

На данный момент мы отправили более 5000 отправлений по схеме FBS, в процессе работы было много ручных операций и возможностей ошибиться. После того, как ошибки начали происходить, мы решили, что нужно что-то менять, и используя имеющийся опыт, упростить жизнь себе и возможно, в дальнейшем, помочь кому-нибудь еще.

  • Каждый день менеджер выгружал CSV со списком отправлений, редактировал его и распечатывал для упаковщика.
  • Выбирал все отправления в seller.ozon и печатал гигантскую ленту из наклеек, бывало что она доходила и до 120 штук.
  • Дальше из большой кучи брался товар, упаковщик искал его в списке, далее находил по номеру отправления наклейку, упаковывал и обклеивал. Либо наоборот. Брал наклейку, искал ее в списке, смотрел необходимый для упаковки товар и искал его в большой разношерстной куче.
Фотографий больших отгрузок не нашел, но процесс выглядел вот так.
Фотографий больших отгрузок не нашел, но процесс выглядел вот так.

С какими проблемами мы сталкивались? Если кратко, то был бардак). Как на рабочих местах сотрудников, которые занимались упаковкой (а это были менеджеры, а не сотрудники склада), так и в процессах. Была ситуация, когда распаковывали для перепроверки больше 100 отправлений, потому что после упаковки остался лишний товар. За время нашей работы с OZON мы сталкивались со следующими ошибками:

  • Упаковывали похожий товар, вместо нужного;
  • Упаковывали правильно, но путали наклейки;
  • Забывали забрать товар со склада поставщика, и не могли отгрузить отправления на OZON в нужный срок;
  • Забывали отправления, при загрузке в машину;
  • Видеофиксация процесса упаковки была выборочной и из-за этого возникали сложности при повреждении товара после передачи OZON;
  • Было неудобно упаковывать товар;
  • Ну и куча операций по печати списков, отметкам маркером и т.д.;

Все проблемы можно было разделить на два блока: оффлайн и онлайн.

Для решения оффлайн проблем, мы арендовали дополнительное место на складе и начали подготовку к созданию зоны упаковки товара.

Для онлайн, начали разбираться с возможностями API OZON и писать техническое задание программистам.

Как мы решили оффлайн проблемы

После всех согласований с арендодателем, нам освободили и выделили небольшую территорию склада и мы приступили к постройке стен и ремонту.

Фотографий до возведения стен не нашлось, но промежуточная стадия ремонта есть на фото. Потолок уже был - это второй ярус склада, с одной стороны из-за опор он нам усложнил процесс, а с другой, упростил, т.к. потолок, какой-никакой уже был.

Как мы помучились и разработали сервис для упаковки FBS-отправлений Ozon

Поставили каркас из стен, утеплили, проложили проводку, утеплили потолок и пол (склад зимой не отапливается), провели из офиса отопление

В итоге работы заняли месяц, мы пристроили и утеплили зону упаковки площадью 25 кв.м. Сделали зонирование, установили стеллажи. Выделили зоны подпитки, зону отгрузки и возвратов.

Долго пытались найти готовый стол для упаковки...безуспешно. Точнее варианты есть, но отдавать за них 800 евро и ждать месяц мы были не готовы, поэтому включили смекалку, закупили составные части для верстака, джокерные трубы и приступили к сборке.

Нам необходимо было получить зону упаковки шириной около одного метра с видеофиксацией. Удобно разместить прозрачный стрейч, белый стрейч и пупырку, монитор и принтер этикеток. В итоге получился следующий результат.

Как мы помучились и разработали сервис для упаковки FBS-отправлений Ozon

Наш веб-сервис для упаковки

Мы назвали его Ship. Расскажу о его возможностях. Данные об отправлениях, товарах, необходимых для отгрузки и отгрузках мы получаем от OZON. Авторизация в сервисе происходит через QR-коды или комбинацию логин/пароль. Для минимизации ошибок при подборе и упаковке, в основе процесса используются штрих-коды товаров и отправлений, соответственно для работы используется либо 2D-сканер, либо ТСД на Android. Сервис разделён на 3 основных интерфейса:

  • Приём товара
  • Упаковка
  • Отгрузка

В приеме товара отображается список товаров, наличие которых нужно обеспечить на складе, для будущих отгрузок. В формате: товар, кол-во, дата отгрузки. Поскольку не для всех товаров добавленных в OZON есть возможность указать реальный штрих-код, список товаров со штрих-кодами подтягивается из yml файла и связывается по коду товара с номенклатурой OZON. Также добавлена возможность помечать необходимый способ упаковки товара: наклейка «Хрупкий груз», обязательная упаковка в пупырку.

При приеме товара, сотрудник сканирует штрих-код, и размещает его на отдельный стеллаж в зоне подпитки, после чего товар начинает отображаться как готовый к упаковке. Можно заранее обеспечить наличие на складе на несколько дней вперёд.

Сценарий Упаковки выглядит следующим образом, сотрудник берет любой товар, сканирует штрих-код, у него открывается отправление с данным товаром, он видит его состав, необходимый способ упаковки, дату отгрузки. Подтверждает упаковку, после чего принтер автоматически печатает этикетку OZON, если отправление содержит хрупкий товар, то автоматически печатается наклейка «Хрупкий груз». Сотрудник после завершения упаковки, приклеивает этикетку и сканирует с неё штрих-код. В этот момент завершается процесс упаковки и прекращается видеофиксация процесса. Если в процессе сканирования допускается ошибка, неправильный штрих-код товара, или отправления, то отображается ошибка. Параллельно с этим мы получаем статистику о продолжительности процесса упаковки, сотруднике, дате/времени и готовую видеозапись.

В день отгрузки мы получаем список отправлений, которые необходимо отвезти на склад OZON, и при отгрузке сотрудник с ТСД сканирует штрихкоды этикеток, пока все не окажутся в статусе отгружен. На этом процесс завершается.

В интерфейсе есть возможность посмотреть список отправлений, найти информацию о дате отгрузки, скачать видео упаковки, распечатать повторно наклейку. Важно, что теперь упаковкой без проблем и ошибок занимаются сотрудники склада.

Небольшое видео процесса упаковки...не судите строго.

Заключение

Данный сервис мы делали исключительно для собственных нужд, но есть стойкое ощущение, что подобные проблемы испытываем не только мы. После запуска сервиса в боевом режиме, кол-во ошибок при упаковке снизилось до 0.

Поэтому решил опубликовать наш опыт здесь, чтобы послушать мнение сообщества, понять востребованность такого сервиса, ну и конечно объективную критику!

Если интересно, то в следующей части опишу функционал касающийся работы с возвратами FBS OZON.

Готов ответить на ваши вопросы в комментариях.

#озон #ozon_ru #fbs #ozon #упаковка #ozonseller #озон_ру

55
8 комментариев

Мне интересно сделать руку, которая будет ездить по стеллажам, брать нужные позиции и складывать их в коробку под заказ. Таким образом можно работать 24/7 и минимизировать нахождение персонала в зоне с товаром. Есть начальные наработки в софте, механизме перемещения руки и самой руки. Ищу желающего пилотировать тему.

1
Ответить

Ребят а как-то можно пользоваться вашими наработками? 

1
Ответить

Напишу Вам в личку, как только будет готова бетта версия сервиса для других поставщиков. Пару недель нам потребуется на доработку.

Ответить

Блин, к чему эта городьба, когда вопрос решается делегированием всех этих задач фулфилмент-операторам?

Ответить

находимся не в Москве, тут с этим туже все, плюс поставщики тоже местные у нас, и мы экономим на товарных запасах, закупаю по факту потребности день в день.

Ответить