Стартап: b2b-сеть для представителей товарного бизнеса

Привет, VC! Я запускаю стартап: социальная сеть взаимопомощи в старте и развитии новых товарных направлений. Что это такое, зачем нужно и какие проблемы решает - в этой статье.

Немного вводной теории...

Любой товарный бизнес связан с процессом получения товара клиентом. Не важно: доставка курьером, почтой, личный поход в магазин - всегда есть процесс, когда товар находится в пути.

По этой причине покупатели на всех уровнях (импортеры, оптовики, розничные магазины и конечные клиенты) стремятся покупать необходимые товары в одном месте, даже если по отдельности их можно было купить дешевле, т.е. на выбор продавца влияет не только цена, но и скорость, и удобство получения, а также наличие сопутствующих сервисов (возврат, гарантийный ремонт, сборка, установка и т.д.).

Продавцы любого уровня формируют свой ассортимент таким образом, чтобы их ресурсы (деньги, место на полках и первые места на сайте интернет-магазина) работали максимально эффективно, находя баланс между средним чеком, маржинальностью товаров и товарооборотом по каждой позиции.

Кроме этого оптовые покупатели при выборе поставщика товаров оценивают потенциальные издержки, например, срок от заказа партии товара до его реализации, затаривание склада и т.д.

Поэтому розничным магазинам выгоднее брать товар у местных оптовиков, а не напрямую в Китае, даже если там он стоит в несколько раз дешевле.

Судите сами: я могу вложить деньги в товар в Китае, месяц ждать доставки и еще месяц его продавать, взяв на себя риски и перетаривая склад, а могу каждый день брать у местного поставщика столько, сколько продам за один день. В первом случае я могу заработать и 200 % сверху, но лишь за пару месяцев. Во втором случае, делая наценку, скажем, 20 %, я буду прокручивать деньги ежедневно, что даст мне выгоду в размере 23 737 % за месяц (если считать по сложным процентам).

Ввиду совокупности выше названых причин, современная система массового производства строится на товаропроводящих цепочках.

Другими словами:

Розничный магазин формирует подходящий ему ассортимент из множества оптовиков, получая возможность получить выгоду за счет быстрого товарооборота и покупку каждой позиции в требуемых объемах.

Оптовики, в свою очередь, формируют оптимальный ассортимент от множества других оптовиков, импортеров и производителей и т.д. до самых производителей.

Именно поэтому существует сложная сеть поставок-сбыта, состоящая из производителей, оптовиков, импортеров, ведь важно получить не просто низкую цену, но товары в минимальном количестве и в наиболее подходящем ассортименте.

Товаропроводящая цепочка оптимизирует весь процесс доставки товара, позволяя каждому участнику иметь оптимальный ассортимент и прибыль
Товаропроводящая цепочка оптимизирует весь процесс доставки товара, позволяя каждому участнику иметь оптимальный ассортимент и прибыль
Производителю выгоднее продать товар импортеру, который продаст его в составе своего ассортимента. Импортеру выгоднее оптовику, оптовику выгоднее розничному магазину. Таким образом, каждый формирует оптимальный ассортимент из одних и тех же товаров
Производителю выгоднее продать товар импортеру, который продаст его в составе своего ассортимента. Импортеру выгоднее оптовику, оптовику выгоднее розничному магазину. Таким образом, каждый формирует оптимальный ассортимент из одних и тех же товаров

Суть проблемы

Чем более развита товарная цепочка, тем она более инертна для новых товаров.

На практике это выражается тем, что оптовики и магазины не летят, сломя голову, закупать и внедрять в свой ассортимент новые товары и добавлять себе новых поставщиков.

Именно благодаря этому на рынке появляются возможности заработать тем, кто хочет либо начать бизнес с нуля, либо открыть новое для себя направление.

В своих статьях я уже демонстрировал алгоритм поиска свободных товарных ниш (например, здесь, здесь и здесь).

Технически найти пробелы на товарном рынке не сложно, однако, какой бы вы способ вы не применили, то столкнетесь с тем, что этот пробел как раз и вызван отсутствием оптимальных оптовых предложений для этого товара.

Другими словами, если бы был местный оптовик, то были бы и конкуренты, а равно уже в нишу так просто зайти вы не смогли.

Что тогда можно предпринять?

1. Купить товар, например, в Китае и наткнуться на необходимость закупить слишком большую партию для текущих объемов сбыта, а также растянуть на месяцы весь срок поставки-сбыта, что "смажет" по сути всю прибыль.

2. Стать самому оптовиком, однако, наличие розничного спроса не означает автоматический спрос на опт (по причине той же инертности).

3. Собрать других желающих запустить новый бизнес или новое направление на заданной товарной группе, и вместе решить задачу.

Например:

Я нашел пробел в предложении по товару "А". Местных поставщиков нет, но я могу купить товар в Китае, только в объеме в 10 раз больше, чем мне нужен по этой позиции. Тогда находим еще 10 желающих заработать в других городах.

Мы делаем совместную закупку, распределяем товар, и каждый продает его в своем городе.

Другой вариант:

Кто-то берет на себя роль оптовика. Закупает первую партию и продает ее остальным, параллельно формируя свой оптовый бизнес.

Можно продолжить аналогию до того, что кто-то решит открыть свое производство, опираясь на уже существующий оптовый сбыт.

Таким образом, мы не только находим товар с минимальным числом конкурентов, но еще и выстраиваем вокруг себя оптимальную товаропроводящую цепочку.

Обмен информацией по товарной нише

В любом товаре есть своя специфика: характеристики товара, нормы контроля качества, оптимальные соотношения ассортимента, способы и форматы донесения информации о товаре.

На самом деле, разобраться в новом товаре порой не так уж просто, как кажется, особенно когда нужно сделать первую пробную закупку и желательно так, чтобы не прогадать.

Всю работу по сбору и обработки информации, включая опыт продаж, мы можем вести централизованно и распространять среди участников группы.

Особенно данный плюс очевиден, когда вы планируете работать с широким ассортиментом, в рамках которого будет проблематично уделять должное внимание каждой товарной категории (собственно, поэтому есть такая профессия, как товаровед).

Решение проблем с товарными остатками

На этапах старта бизнеса вы можете столкнутся с одной из двух проблем:

- спрос превысил объем партии по одной или нескольким позициям;

- образовался товарный неликвид.

С помощью группы мы можем перераспределять остатки, обеспечивая оптимальный запас товара у каждого участника.

Как это работает и как попробовать

Лучше всего понять плюсы подобной работы на живом примере.

Не так давно мы "прощупали" проблем на рынке по товарам для пайки алюминия: припой, флюс и т.д.

Протестировали спрос через Авито, закупили и сбыли пробную партию.

Далее собрали группу в WhatsApp, поделились информацией и теперь по аналогии участники запускают продажи в своих городах.

Также нашли несколько человек, которым интересен опт по этому направлению. Вместе с ними прорабатываем ассортимент, в том числе, основанный на поставках из Китая, и первыми клиентами на опт как раз и будут участники группы.

Ссылка на группу WhatsApp:

Заходите, смотрите как это выглядит.

Монетизация

Монетизация очень простая: подписка на доступ в группы по товарным категориям.

Предполагается брать плату, соизмеримую с проработанностью направления и количеством участников в группе.

Для новых направлений участие является свободным.

Для каждой группы назначается модератор, который получает 50 % от взносов участников.

Самая дорогая группа на сегодняшний день - всего 300 рублей в месяц, что больше похоже на символическую плату, особенно на фоне ценности, но за счет количества участников и отработанной системы поиска свободных ниш формирует в перспективе достаточно серьезный подход, не говоря о том, что в будущем планируем появления и более дорогих групп.

Планы по развитию

Сейчас работа ведется на базе существующих решений: группы WhatsApp, Telegram, группы социальных сетей.

Думаем над функционалом, который нам необходим, например, сейчас уже очевидна необходимость ранжирования участников и присвоение им определенных статусов.

Также рассматриваем то, что подобное решение может частично заменить функции товароведов или просто облегчить их работу.

А далее будем делать социальную сеть, основанную на группах (как в Телеграме).

Под проект выпустили свой внутренний токен, которым уже сейчас можно оплатить участие в группах, что многие и делают.

Спрос на решение

Удивительно, но на текущий момент наибольший интерес к сервису у тех, у кого уже есть бизнес.

Возможно, связано с тем, что опытные предприниматели лучше осознают проблемы, которые мы решаем. Однако, есть предложения по сотрудничеству с представителями инфобизнеса, так что планируем охватить через них и новичков.

Наша целевая аудитория, это те, кто интересуются:

- новыми бизнес-идеями и бизнесом с нуля

- товарным бизнесом: интернет-магазины, опт, бизнес с Китаем и т.д.

- представители действующего бизнеса, ищущие новые направления для себя

Ежемесячный косвенный спрос на наши услуги - более 573 тыс. по запросам Вордстат.Яндекс
Ежемесячный косвенный спрос на наши услуги - более 573 тыс. по запросам Вордстат.Яндекс

Еще раз ссылка на группу по товарам для пайки алюминия:

Пишите вопросы, отвечу!

99
81 комментарий

стремятся покупать необходимые товары в одном месте, даже если по отдельности их можно было купить дешевле, т.е. на выбор продавца влияет не только цена, но и скорость, и удобство получения, а также наличие сопутствующих сервисов (возврат, гарантийный ремонт, сборка, установка и т.д.).Подтверждаю, как оптовый b2b покупатель.

3
Ответить

Зашел в группу, спасибо, будем пробовать! Очень интересно звучит, но не все пока понятно

3
Ответить

Во втором случае, делая наценку, скажем, 20 %, я буду прокручивать деньги ежедневно, что даст мне выгоду в размере 23 737 % за месяц (если считать по сложным процентам).О_о! Выгоду в размере 23 737 % за месяц. ВЫ ГДЕ ТРАВУ ТАКУЮ БЕРЕТЕ?

покупатели на всех уровнях (импортеры, оптовики, розничные магазины и конечные клиенты) стремятся покупать необходимые товары в одном месте, даже если по отдельности их можно было купить дешевле, т.е. на выбор продавца влияет не только цена, но и скорость, и удобство получения, а также наличие сопутствующих сервисовГосы - может быть. Коммерческие компании такого не любят, потому что это ведет к увеличению цены. Намного выгоднее 2-3 раза в год менять поставщиков, тогда получаешь множество предложений, "от которых нельзя отказаться".

С помощью группы мы можем перераспределять остатки, обеспечивая оптимальный запас товара у каждого участника.Как Вы себе представляете физически процесс перераспределения?

Дальше не буду разбирать. Могу заметить глобально только одно - то что Вы пишите применимо (хотя и на мой взгляд это маловероятно) только к мелкой рознице. Сети сами легко могут закупить в Китае (или у производителя внутри страны) все что им нужно. Что касается мелкой розницы, то дела у нее (мягко говоря) идут не очень и скорее всего она будет вытеснена сетями. Несетевых продуктовых магазинов после прихода Пятерок, Магнитов и т.д. остались единицы. То же самое будет и с остальной мелкой розницей в перспективе 3-5 лет (за редким исключением).

2
Ответить

из области «промолчи, сойдешь за умного...

2
Ответить

Даниил, могу сказать, что Вы очень смутное представление имеете о торговле. Сети не закупают сами в Китае - это раз; сети - это максимум процентов 20 от всей продуктовой розницы, а закон об ограничении размера сетей? Не слышали? В общем, Вы оставили очень смешной комментарий, лайк Вам от меня за это?)))

1
Ответить

Вы знаете что такое сложные проценты? )))

1
Ответить

Коммерческие компании такого не любят, потому что это ведет к увеличению ценыДалеко не всегда цена на первом месте. Скорость и удобство заказа/получения зачастую очень решают.

1
Ответить