Трибуна
Kirill Paraska
1352

На смену чат-ботам: как мы создали платформу, которая изменит саппорт

Наша команда сделала конструктор, где каждый может собрать бота на нейросетках — и закрыть до 80% обращений. Как это работает, рассказали в кейсах «ВТБ», «Рокетбанка» и «ДелоБанка».

В закладки

Раньше наша команда делала чат-боты для бизнеса: мы создали Facebook-бота для «Точки», ассистентов для «Рокетбанка», Simple Wine и еще десятка проектов. Но в 2016 году на пике спроса поняли, что штамповать однотипных ботов — это скучно. И подумали: «А что, если сделать ботов умными и автоматизировать поддержку нейронными сетями?».

Гипотеза была такой: хорошие продукты серьезно тратятся на сервис поддержки и саппорт, чтобы пользователи были довольны. Если с помощью машинного обучения сделать чат-ботов умнее, то можно снять большой процент рутины с сотрудников. Тогда люди будут заниматься только интересными задачами и искренне кайфовать от работы, а сервисность поддержки вырастет.

Так мы решили сделать Lia.

Почему обычным чат-ботам нужно поумнеть

Довольно быстро рынку стало понятно, что линейные чат-боты это не так уж удобно для бизнеса. Да, иногда они хорошо выполняют свои задачи: могут показать баланс на счете, прислать билеты или решить простой вопрос.

Но большинство ботов пока не понимают естественную речь и длинных фраз с контекстом, из-за чего людям приходится очень много печатать и задавать все параметры по шагам. А это очень утомительно, даже хуже, чем общаться с похмельным оператором колл-центра. Мало похоже на оптимизацию.

Поэтому мы решили научить чат-ботов понимать естественную человеческую речь и превратить их в виртуальных ассистентов.

В ситуации, когда ты страшно голоден и зол, вообще не хочется тратить силы на переписки с тупым ботом. После третьего нелепого вопроса ты хочешь послать к черту всех: и робота, и пиццерию. Проще уже спуститься за шавой. Зато умному помощнику ты благодарен за понятливость и скорость — твоя лояльность к бренду растет.

Как мы сделали чат-ботов умными

Если стоит задача «Качественно натренировать нейросеть, чтобы она понимала людей», просто разработчики тут не помогут. Нам нужны были математики с навыком разработки — оказалось, что на рынке их очень мало. Только на поиск спецов мы потратили пару месяцев, а нормально оценивать задачи по машинному обучению не научились до сих пор.

Работали запойно, жили идеей — первый прототип сделали за три месяца. В итоге получился виртуальный ассистент на нейронных сетях, который:

  • Понимает речь и естественный язык — здоровается, если написать «ку-ку», «йоу», «приветики», etc
  • Извлекает из речи имена, адреса, страны, периоды и даты — даже если писать в строчку «хочу все бросить и 7 ноября улететь на Кубу на две недели»
  • Самообучается — людям иногда нужно 5 раз промахнуться, чтобы сделать вывод. Робот всегда понимает ошибку с первого раза.
  • Действует по сложному сценарию — например, может отменить заказ, подсказать статус и ответить на попутные вопросы, помочь с оплатой или поговорить о жизни.

По нашим подсчетам, такой виртуальный ассистент должен был закрыть больше 80% типовых запросов в поддержку.

Первый умный бот для банка «ВТБ

Первым заказчиком Lia стал банк «ВТБ» — им нужно было автоматизировать поддержку в новом интернет-банке для предпринимателей. Дедлайн заставил в сжатые сроки доработать технологию: наши нейронные сети стали заворачиваться в серьезный IT-продукт.

С «ВТБ» мы запустились достаточно успешно — особенно для продукта, который был сделан за четыре месяца. Наш гибридный робот базировался на нейросетях и сразу был умным: отвечал больше чем на 800 вопросов, поддерживал несколько сложных сценариев (выписки, смена тарифа, настройка пользователей) и говорил как человек.

А еще он здорово облегчал жизнь пользователям.

Канал: Чат в интернет-банке
Срок: 2 месяца
Результат: 74% снижение нагрузки на КЦ

Гибридный агент FAQ и сценариев

Дальше мы на базе Lia автоматизировали FAQ в «Рокетбанке» и «ДелоБанке». Получили такие цифры:

Канал: Чат в интернет-банке и приложении
Срок: 2 недели
Результат: 32% закрытых заявок без операторов

Как мы собрали конструктор по созданию ассистентов

Мы пилили-пилили своих умных ассистентов, но когда появились конкуренты, решили на базе Lia сделать конструктор — и дать всем бизнесам доступ к технологии. Так компании смогли бы делать хоть сотню ботов под себя на одной платформе — без лишних проблем с аутсорсерами.

Дело было за малым (ха-ха): придумать простой интуитивный интерфейс, чтобы любой мог собрать ассистента. Для этого команда за пару недель написала собственный язык разметки Lialang — язык разметки диалогов, на котором можно легко описывать сценарии и передавать их роботу.

Когда мы придумали язык описания сложных сценариев, появилась надежда, что Lia покроет 80% любых, даже сложных обращений.

Как работает виртуальный ассистент

Полгода ушло на разработку интерфейса, который понимает Lialang. В итоге получился визуальный конструктор — очень простой и непохожий на обычные ботодельни. Большая часть интерфейсов создается для разработчиков: надо понимать код, шарить в древовидных сценариях... Мы решили сделать попроще, чтобы на платформе могли работать люди без навыков программирования.

На нашей платформе сборка ассистента похожа на обучение ребенка с абсолютной памятью. Ты все подробно ему рассказываешь — он запоминает и дальше развивается сам. Для этого достаточно трех шагов:

Шаг 1. Загружаешь историю переписок с пользователями, чтобы робот выделил паттерны

Личные данные пользователей не используются, поэтому проблем с конфиденциальностью не возникает.

Шаг 2. Прописываешь намерения: 10-20 вариантов самых частых запросов пользователя

(этого количества вариантов достаточно благодаря нейронным сетям)

Шаг 3. Создаешь сценарий: прописываешь несколько вариантов ответов или действий

Если бы мы добавляли все вариации вопросов пользователя в кнопочного чат-бота, на это бы ушли годы. А нашей Lia нужно всего 10 примеров, чтобы понять тему и поддержать разговор.

Что получается в итоге

Такой помощник может разговаривать с человеком по телефону или в чате. Он сразу извлекает кучу информации из естественной речи: e-mail, запросы, адреса. На эту смышленую робо-девочку можно скинуть большинство рутинных задач: от доставки пиццы и вызова такси до консультации клиентов.

Сборка умного ассистента в платформе занимает от двух недель до месяца. В первые дни технология начинает закрывать до 30% обращений, а через полгода — до 70%.

За шесть месяцев робот учится реалистично понимать запросы и узнавать паттерны: все это время его курирует живой человек.

Чтобы пользователям было просто разобраться с конструктором Lia, хотим запустить серию туториалов и обучать компании лично. Система не самая простая, но мы думаем, что рынок готов к диджитализации, а сотрудники — к обучению.

Будущее коммуникаций туманно — возможно, рекламу нам будут крутить во снах, а с дроном придется общаться силой мысли. Но уже можно предсказать, что в 2022 году до 70% всех взаимодействий с клиентами будет проходить через какую-нибудь разновидность ИИ (как пророчит авторитетный Gartner).

По нашей задумке конструкторы вроде Lia как раз помогут быстро перекинуть клиентский сервис на умных роботов: но не в далеком 22-ом, а уже сейчас.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kirill Paraska", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 20, "favorites": 53, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 90989, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 07 Nov 2019 10:33:12 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90989, "author_id": 388392, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90989\/get","add":"\/comments\/90989\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90989"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Общался только с поддержкой Яндекса и Рокета. Заметил что временный ответ от бота раздражает больше, чем какое-то развернутое сообщение от живого челика. Но ваша технология выглядит вполне естественно (в примере с доставкой, например, остальные пока еще немного пластмассовые).
Но что делать с кейсами, когда есть ошибка со стороны компании? Мне вот, например, кинопоиск давал промокод за то, что у меня лагала подписка. Или это относится к тем процентам вопросов, которые на плечах операторов?
Ну и мемы от Рокета всегда веселят, а в сторону мемующих ботов я пока что как-то скептически настроен 🙃

Ответить
4

Сложные кейсы пока передаём людям — когда бот разгружает их от рутины, они решают проблемы лучше и индивидуальнее (например, у них остается время на мемы))

Ответить
0

Хэллоу. А если у меня мультиязычный сайт? Есть русский и английский языки. Бота прикрутить можно будет? Или нужно брать зарубежный аналог? И как вообще бот будет понимать, что на данный момент посетитель выбрал на сайте английский язык или русский, чтобы показывать меню чата на нужном языке?

Ответить
0

Алекс день добрый,
Lia понимает и Английский язык. Можно передать параметр языка в Lia и зависимости от этого диалог будет на нужном языке.

Ответить
0

Привет. Есть интеграция с соцсетями? Например ВКонтакте и Инстаграм 

Ответить
0

Привет. Пока нет, но уже в бэклоге. 
Скоро будет доступно.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }