ВкусВилл и шоколадная фабрика: как в 100 раз увеличить локальное производство

Привет! На связи ВкусВилл. Мы решили чуть больше рассказывать о предпринимателях, которые росли вместе с нами. В первом материале – о том, как крафтовый шоколад, родившийся на домашней кухне, завоевал полки супермаркетов, а домашнее производство выросло в 100 раз — до кондитерской фабрики. Для нас это тестовый формат, мы будем очень благодарны за обратную связь: пишите в комментариях, что могло бы сделать кейс интереснее.

Итак, как удалось ярославскому Вилли Вонке — Вадиму Кему — превратить локальное крафтовое производство в поставщика федеральных торговых сетей?

Вадим Кем, основатель 
Вадим Кем, основатель 

Всё началось на кухне

Производство в Переяславле выглядит небольшим, хотя в день тут выпускают тонну шоколада. А когда-то, в 2013 году, Вадим и его девушка Юлия Гусарова (а ныне партнёр в бизнесе) дома, на водяной бане, путем проб и ошибок осваивали технологию шоколада на меду.

Началось все с ложки мёда с какао — Вадиму противопоказан сахар (а значит и обычный шоколад), Юля предложила ему как-то попробовать альтернативу. Десерт понравился, и паззл сложился: Вадим как раз искал идею, которая стала бы занятием и финансовой поддержкой для подопечных благотворительного центра «Дом мастеров», которым он руководил.

Разработкой рецептуры Вадим и Юля занялись сами, купили водяные бани-мармиты и небольшую машину для особого шоколада — кувертюра. Цель — натуральный шоколад без сахара и искусственных добавок. Компоненты — только те, что создала природа: мёд с проверенных пасек, какао тёртое и какао масло. Потом уже стали искать дополнительные вкусы, обязательно натуральные: ягоды, орехи, цедра, пряности и экстракты. Так родился маленький, но гордый и принципиальный региональный бренд — Namedu.

Долгий путь к покупателю

Прежде чем шоколад Namedu узнал массовый покупатель, прошло немало времени. На имеющемся оборудовании в день выходило не больше 5 кг продукта. Чтобы проверить жизнеспособность проекта, Вадим и Юля стали продавать шоколад знакомым и через соцсети — раскупали всё до последней плитки. Тогда решили вложить в производство деньги: заняли у родителей, взяли кредит в банке. На тот момент (2013 год) затраты составили 1 миллион рублей — закупка оборудования, ремонт помещений, сырьё.

ВкусВилл и шоколадная фабрика: как в 100 раз увеличить локальное производство

Поначалу не всё шло «гладко да сладко»: теории — полный интернет, но практика давалась только ценой экспериментов. Но производительность увеличилась, в 2015 году в реестре юрлиц появилось ООО «Гагаринские Мануфактуры», а на прилавках кофеен и кондитерских — шоколадные плитки в оригинальной крафтовой упаковке. Но все же хотелось на полки больших супермаркетов: в первую очередь из убеждения, что качественные продукты должны быть доступны как можно большему количеству людей. И, конечно, из коммерческих соображений, ведь без развития не обеспечить растущий спрос у покупателей.

Поскольку одно из непреложных правил бренда — натуральность, то, идеально было бы попасть в магазины, придерживающиеся той же концепции: полезные продукты, чистые составы, честное отношение к покупателям и бережное — к окружающей среде. Первое, что пришло на ум — и самое очевидное — сеть ВкусВилл.

ВкусВилл и шоколадная фабрика: как в 100 раз увеличить локальное производство

Екатерина Обычайко, директор по развитию ООО «Гагаринские Мануфактуры»:

«Шоколад, который мы принесли на дегустацию технологам ВкусВилла, устраивал по составу, но не прошёл из-за грубоватой текстуры. Это не остановило. Мы были наслышаны о высоких требованиях этой сети к составу и качеству продуктов. Кто-то, может, и сдался бы — все эти дегустации, аудиты, лабораторные проверки… Но мы восприняли всё как инструкцию к действию. За полтора года — от первой дегустации до первой поставки — поменялось многое: оборудование, технологии, организация производства и, конечно, качество шоколада. Присутствие на полках ВкусВилла стало для нас высотой, которую нужно было взять во что бы то ни стало.

И поверьте, оно того стоило. В итоге, мы — обладатели уникального продукта, который востребован и нравится покупателям, а все аудиты после вкусвилловских проходим не моргнув глазом. То же самое и с отзывами покупателей ВкусВилла — это источник идей, точек роста. Вот, например, сейчас, ориентируясь именно на эту аудиторию, разрабатываем новую линейку «функционального шоколада» с натуральными суперфудами — для иммунитета, интеллекта, хорошего настроения. Разработали и запустили линейку детского шоколада — сейчас работаем над тем, чтобы перечислять процент от его продажи на поддержку детских благотворительных фондов.

Не только нам нужно прикладывать усилия, чтобы сеть продолжала пользоваться нашими услугами. На каждое действие есть понятная инструкция — как и что сделать, к кому обратиться; технологи быстро выходят с обратной связью, в случае форс-мажорной ситуации мы всегда можем быстро связаться с ними, договориться. ВкусВилл так же, как и мы заинтересован в сотрудничестве — неважно, маленькое мы производство, локальное, но с таким отношением мы чувствуем себя полноценным партнером большой организации.

Но главное, ВкусВилл стал первым крупным клиентом, с которого началось наше развитие. Все остальные серьёзные контракты с Перекрёстком, Магнитом, Ашаном и Лентой случились уже после, потому что «поставщик ВкусВилла» — это своеобразный сертификат качества, разговор с «поставщиком» ведётся уже совсем по-другому. ВкусВилл дал нам импульс, помог вырасти из маленького, локального производителя в достаточно серьёзного игрока, способного сотрудничать с крупным ритейлом. Буквально вчера в продаже появился третий вид нашего шоколада , — расширяем линейку».

ВкусВилл и шоколадная фабрика: как в 100 раз увеличить локальное производство

Как стать поставщиком ВкусВилла

Жанна Вальман, менеджер-технолог ВкусВилла:

«Мы рады, если на российском рынке появится больше отечественных производителей качественных товаров. Кто-то приходит к нам со своими идеями, разработками, кого-то мы находим сами. Не скажу, что стать нашим поставщиком просто, но наши требования — выполнимые. Сейчас у нас более 1600 поставщиков, и как стать одним из них — не секрет: на нашем сайте есть раздел «Система качества», где подробно, с примерами и интервью с производителями рассказываем, как стать поставщиком ВкусВилла, как мы выбираем продукты, следим за качеством, формируем ассортимент.

Если продукт отвечает требованиям наших покупателей, то для нас не имеет значения масштаб производства или форма собственности. Некоторые наши поставщики начинали как индивидуальные предприниматели — не то что маленькие, а микроскопические производства. Есть ощущение, что именно у таких чаще рождаются нестандартные идеи, интересные, уникальные продукты — мы ведь любим удивлять наших покупателей. Если наши цели совпадают — а это «Продукты для здорового питания должны быть доступны всем» — то мы с удовольствием помогаем таким компаниям расти и развиваться».

31
7 комментариев

ну для начала я бы посоветовал :

1. Поддерживать местных производителей и предприятия, покупая их товары и услуги. Это поможет им увеличить свой оборот и расширить свои возможности.

2. Создать благоприятные условия для развития местного бизнеса, например, снижая налоги и предоставляя льготы.

3. Инвестируйте в местные предприятия и стартапы, чтобы помочь им расти и развиваться.

4. Обучайте местных работников новым навыкам и технологиям, чтобы улучшить качество производства и повысить эффективность.

5. Сотрудничайте с другими местными предприятиями, чтобы создать сильную экономическую среду, способную конкурировать на мировом рынке.

6. Поддерживайте исследования и разработки новых технологий и продуктов, чтобы повысить конкурентоспособность местного производства.

7. Развивайте инфраструктуру, необходимую для производства, такую как дороги, электроэнергия, водоснабжение и т. д.

8. Создавайте экономические зоны и парки, чтобы привлечь инвесторов и предприятия в регион.

9. Разрабатывайте программы поддержки для малых и средних предприятий, чтобы помочь им начать и развиваться.

10. Поддерживайте экологически чистое производство, чтобы улучшить качество жизни в регионе и повысить конкурентоспособность местных продуктов на мировом рынке.

2
Ответить

Весь секрет не в производстве и в таланте, а в возможности залесть в эту сеть и не более того. Взять нашу Пятерочку. Сколько там производителей молока 5-7 на всю Россию??? А по сути так и есть. Вот они и торгуют. У нас в Пушкино Московской области есть молоко Зеленоградское - качество огонь 5+ . Но в сетях вы его не увидите, ни где. Расходится в не больших магазинах. И так по всей России. Все эти сети и маректплейсы убивают бизнес в России. И ни какого секрета тут нет.

2
Ответить

Значит это проблема конкретного производителя. Нет желания, кадров, плана — да что у годно. В моем городе 70% товаров (хлеб, молочка, напитки, мороженое и т.д.) местного производства даже в замшелой Пятерочке. Не надо тут сети винить

Ответить

В России много производителей молочной продукции, а мы открыты к работе с новыми поставщиками. При этом мы очень внимательно относимся к выбору поставщиков. Для нас важно, чтобы они разделяли наши взгляды. Узнать информацию о том как стать нашим поставщиком можно в этой статье: https://vkusvill.ru/proizvoditelyam/

Ответить

Формат мог бы быть интересным, но подробностей мало, воды много.
По сути тут могло быть написано:
"Теперь в Переславле есть не только музей утюга, но и шоколадная фабрика. Начали на кухне, доросли до всей России. И всё потому, что вовремя зашли во Вкусвилл. Приходите и вы."

И в это уже добавлять подробности, которые интересны потенциальному поставщику. Например: можно ли зайти с товаром в один магазин сети, или обязательно во все магазины города? и т.п.

1
Ответить

Благодарим, что нашли время поделиться вашим мнением! В скором времени планируем выпустить еще одну статью. Будем рады, если дадите обратную связь)

Ответить

Спасибо вам, вы прекрасны!

1
Ответить