Побег с проекта через 7 дней, синдром самозванца и паника. Как я провалил кейс по оптимизации завода и что понял?

Поучительная история о том, что бывает, если в чёрную полосу взять первый подвернувшийся проект. История, каким не нужно быть директором и исполнителем, как справиться с мыслями о своей некомпетентности и как я, бизнес-консультант, чуть не потерял своё дело.

Нет, это фото не с производства. Там дела обстояли хуже. Честно.
Нет, это фото не с производства. Там дела обстояли хуже. Честно.

Я никогда ранее не оформлял свои кейсы с деталями, поскольку консалтинг — это ниша, в которой NDA (соглашение о неразглашении) является, буквально, обязательным приложением к договору сотрудничества.

Во-первых, все результаты и победы при нашем сотрудничестве получает, разумеется, бизнес. Мы лишь невидимая рука, наёмный инструмент в руках компаний и предпринимателя, который генерирует интеллектуальную собственность, помогает найти решения, новые возможности и всё это внедрить.

По согласованию с бизнесом, мы имеем право предъявлять проведённый проект в качестве кейса для наших потенциальных клиентов, но это, как вы поняли по заголовку — не тот случай.

Все имена, названия и характерные подробности изменены, а профессиональные термины я обязательно постараюсь исключать или пояснять, чтобы было проще.

В начале было два Слова, и Слова были — чёрная полоса

Побег с проекта через 7 дней, синдром самозванца и паника. Как я провалил кейс по оптимизации завода и что понял?

Сначала всё шло действительно неплохо для парня 25 лет, который после качественного опыта в найме решил отправиться в свободное плавание: я видел и осознавал, сколько прибыли, решений и сохранённых ресурсов я генерирую для компаний, в которых работаю.

Сепарировался и открыл своё дело, быстро подтянул партнёров, с которыми я пересекался по проектам (бизнес-аналитики, топ-маркетологи, HR-BP, узко-направленные специалисты, которым я доверял) и подключил их к делам.

Мы вели три крупных проекта, четыре маленьких, и я чувствовал своей обязанностью быть в полном погружении в каждый проект, чтобы повысить качество работы и развивать свои компетенции всесторонне — а кто еще скажет молодому предпринимателю, что так делать нельзя?

Да, бизнес-образование и литература кричали мне о делегировании, но также я знаком с сервисом, проджект-менеджментом (проектным управлением, чтобы соединять все звенья коммуникации в одну крепкую цепь) и в целом, если чем-либо увлечён, погружаюсь в это с головой.

Наступает момент, когда 6 из 7 проектов успешно завершаются, а я всё это время работал вместо того, чтобы зарабатывать — новых проектов на горизонте не предвидится.

Обязательства при этом никуда не деваются и я начинаю как ужаленный искать, как платить по счетам.

Начало взаимодействия с заводом и запрос клиента

Спустя неделю активных поисков, мне удалось выйти на генерального директора (далее по тексту — ГД) одного производства: компания по обработке металла.

Я, конечно же, обрадовался и был согласен уже на всё, что угодно.

Генеральный директор — человек очень занятой, поэтому нашу с ним видео-встречу мы проводим, когда он за рулём.

Запрос ясен — нам нужен порядок на производстве, описать и оптимизировать бизнес-процессы и внедрить 5S.

Описание и оптимизация бизнес-процессов — это значит составить карту действий для каждого сотрудника в компании: изначально увидеть, какие и сколько действий он совершает для выполнения целевого действия на его должности, возможные варианты развития событий, убрать все лишние звенья и временные затраты, повысив тем самым производительность.
5S — это, в простонародье, — бережливое производство. Максимальная оптимизация рабочего места сотрудника на производстве, чтобы работа была безопаснее, удобнее и быстрее.

У меня не было опыта внедрения 5S, но были люди, которые занимались этим на авиационном заводе и Русале — да и новых вызовов я не боюсь, ведь теоретические знания имеются в достаточном объёме.

По бизнес-процессам я чувствовал себя, как рыба в воде: я знаю этот процесс от и до, ведь в прошлом сам работал бизнес-аналитиком.

Не смотря на невыгодные условия, я инициирую сотрудничество, лишь бы уже разобраться со своими счетами в моменте, а дальше решу. Я же не слабак. Ага.

Для экономии средств я совершаю всё ту же ошибку — беру на себя основные проектные задачи и принимаюсь лично присутствовать на объекте.

Вторая, контрольная встреча на предприятии.

Я добираюсь до места встречи, где генеральный директор уже ждёт меня в тёплом офисном вагончике продаж рядом с производственным цехом (холодная, влажная сибирская зима) — там мы не задерживаемся и идем, непосредственно, в саму промзону.

Я вижу Ангар, разделённый на две части вагонеткой. Один цех — покрасочный, второй цех — производственный.

Оба цеха также используются для разгрузки и хранения продукции, постоянно открытые, вентиляция отсутствует. Температура в цеху (цехах, хех) стоит уличная. Дубак неимоверный.

Всё заставлено и завалено, тут-то и возникает первый запрос директора:

На производстве творится бардак, невозможно передвигаться между цехами и рабочими. Они тоже постоянно бросают свои инструменты где попало и не следят за ними. Нам. Нужен. Порядок.

Генеральный директор завода, заказчик

Ладно, думаю, я — а кто говорил, что будет легко?

Говорю о том, что работы предстоит много и в это нужно вкладываться: организация дополнительного пространства, организация рабочих мест и ящиков хранения инструментов (их мы вообще можем сами сделать), разделение цеха на зоны, для начала, хотя-бы, разметкой, создание вменяемых рабочих условий (тут речь, в первую очередь, о температуре в помещении).

Получаю ответ: — "А давайте сначала попробуем сделать что-то с тем, что есть."

Ну, думаю, — хозяин-барин. Человек платит и вправе выбирать методы самостоятельно, моя задача — предупредить о моей "беззубости" в этом деле и, закономерно, высокий шанс снижения качества работы и, конечно же, время не играет на нашу пользу. Проект будет длиться месяцы.

Я говорю об этом ГД.

В ответ получаю ёмкое: — "Делаем, как получится. Я хочу видеть результат."

В этот самый момент, моё продрогшее тело и разум кричали мне отказаться, но обязательства — штука серьёзная, затмевает мне доступ к здравому смыслу и... мы жмём руки.

Занавес.

Побег с проекта через 7 дней, синдром самозванца и паника. Как я провалил кейс по оптимизации завода и что понял?

Первый день на заводе: знакомство и аналитика.

Утро началось с планёрки в тёплом офисе продаж, где я познакомился с ОП, коммерческим и управляющим директорами, представился, рассказал о своём опыте и планах.

Мне выделили стол в ИТР-составе: кирпичное строение внутри цеха с обогревателем, который стоял очень далеко от меня и температура на рабочем месте была выше, может, градусов на 5-10.

Я знакомлюсь со Всеми, кто сидит со мной в ИТР — инженер-конструктор деталей (мужчина), офис-менеджер-HR-кадровик-помощник-всем-и-вся (да, это всё одна девушка), логист-завхоз-кладовщик (одна девушка), директор по качеству и директор всего производства (две женщины). Все люди очень приятные, но как можно понять из их должностных обязанностей — люди невероятно занятые.

Потом представляюсь рабочим, с каждым знакомлюсь в индивидуальном порядке: узнаю имя, налаживаю коннект и спрашиваю основные жалобы и пожелания, готовлю почву под целевые проекты и рассказываю, что моя задача — это не нагрузить их работой до отказа, а повысить выработку, сократив при этом трудо-время-затраты. Это очень важный при попытке ввода любых изменений процесс, чтобы смягчить сопротивление персонала.

Первый день выделил себе как-раз под налаживание контакта с сотрудниками, ведь если не сделать это сразу — потом будет уже некогда.

Параллельно собираю информацию: как обстоят дела, в чём основные проблемы производства, почему заставляются проходы (оно и лосю в лесу понятно) и как это решали раньше.

Ответ убил — один раз директор составил приказ, в котором приказал всем расчистить проходы. Карту этой очистки мне предоставили, но она была настолько формальной, что тяжело было в ней сориентироваться.

Я захотел составить свою карту, попросил план помещения, но, как, оказалось, его нет. Пришлось ходить по цеху с планшетом и рисовать от руки.

Ещё, с матами пришёл увольняться мастер — если коротко, то он посоветовал ГД никогда больше не лезть в процессы и вместо этого нанять двух производственников, чтобы решить насущные проблемы.

Попытки отговорить его от увольнения у девушки-швейцарского-ножа не увенчались успехом ни на миллиметр: он уже решил и пришёл только подписать документы и узнать про свой расчёт.

Этот момент очень важный и я его, конечно же, запомнил.

Остаток дня я потратил на составление одного из первичных регламентов 5S, пришлось задержаться на полчаса и не пообедать, чтобы успеть сделать всё запланированное на день. Это обычная практика, не жалуемся и работаем.

Второй день на заводе: температура, аналитика, бессилие (ещё и моральное)

С непривычки работы при минусовой температуре я заболеваю и организм с самого утра показывает мне, что конская продуктивность отменяется: я закидываюсь всеми возможными противовирусными, беру их с собой и мчу на объект.

С самого утра я изучаю базу ВНМД (внутренняя документация компании, куда входят регламенты, приказы и прочие документы) и волшебным образом узнаю о отсутствии большинства первичных — нет ни одной должностной инструкции, да что там, нет ничего, кроме договора о приёме и бланка для увольнения (как выяснилось, и те — только для офисных сотрудников и единичных рабочих).

В 09:00 — планерка. После неё директор спрашивает меня, что я делал и чем занимался. Я рассказал ему о своих наблюдениях, о том, какую работу провёл и чего добился. Показываю ГОСТовский регламент по 5S и получаю в ответ:

Ты сделал слишком мало. Я хочу видеть результат.

На этом моменте, во мне конфликтуют две силы: одна кричит, что если забирать всё рабочее время сотрудников для выяснения всего, что мне нужно и когда нужно — это убийство продуктивности и без того до отказа занятых людей, нарушение сроков, снижение качества и ненависть в мой адрес.

Другая сила говорит мне о том, что это заказчик и я должен промолчать, просто делать свою работу дальше — я сам на это подписался.

В итоге ГД уходит, даёт мне поручение на день — создать два регламента в виде "комикса" (буклеты) для сварщиков и маляров: как подготовиться к рабочему дню, как следить за своим рабочим местом, как рабочее место сдавать. Я понимаю, что для этого ещё рано и они, скорее всего, не сработают, но если для директора так будет спокойнее, я это сделаю.

Я подготовил четыре регламента (еще для стропальщиков и токарей), скорректировал их благодаря самим рабочим и руководителю производства, отправил на согласование к ГД, оповестил директора и снова занялся аналитикой: это важнейший этап в моей работе и перед запуском изменений он может длиться вплоть до 6 недель, в зависимости от количества процессов и проблем в них.

Узнаю о том, кто занимается ТБ и в каком формате это происходит.

Тут паззл о масштабе проблем на производстве уже начинает складываться, но о итогах первичной аналитики я расскажу в далее.

Обедаю с ИТР-составом, готовлю план по утреннему знакомству сварщиков и маляров с новым регламентом, заказываю прибор для измерения температуры и влажности в цехе.

Этот прибор очень важен, поскольку условия хранения ЛКМ (лакокрасочных материалов), условия нанесения и высыхания далеки от необходимых: если покраска происходит в "точке росы" (это критическая температура металла, при которой на ней начинает образовываться конденсат), это чревато недолговечностью ЛКМ на металле и плохим высыханием — это издержки, плохая репутация и возвраты.

До конца рабочего дня занимаюсь сбором данных и систематизацией информации, чтобы проработать выверенный план действий и ухожу домой.

Третий день на заводе: знакомство рабочих с регламентом, бесполезность

Начал свой рабочий день на полчаса раньше установленного: необходимо убедиться, что я уверен в выбранном подходе ознакомления с инструкциями.

По плану — на планерке рабочих (она проходит в 08:00) вместе с руководителем производства представить изменения и ознакомить всех, кого затрагивают изменения до начала работы.

Сидя в офисе ИТР, я понимаю, что руководитель производства задерживается. Спустя еще какое-то время она заходит, раздевается и, как оказалось, она уже дала задание сотрудникам и весь мой план по мягкому внедрению провалился.

Я выбираю второй путь — информировать сотрудников в течение дня в порядке очереди. (спойлер — 0% понимания, 100% осуждения и непринятия, опа)

Происходит планёрка офиса, с которой ГД меня благополучно разворачивает до её начала (а я напомню, что я — консультант. Мне критически важно знать о том, как сейчас у всех идут дела и показатели), даёт мне наставление заняться порядком на производстве и подмечает: всё снова валяется, ничего не убрано, опасная производственная ситуация и чтоб я сам убирался, если процессы контролировать не могу. ГД удаляется в закат (свой второй офис).

Я прохожу по промзоне, вижу не убранные рабочие места и настаиваю на быстром внедрении дополнительных мер — совместно с руководителем производства мы вводим правило: необходимость убирать своё рабочее место перед тем, как сдать деталь. В противном случае, она просто не будет принята директором по качеству (спойлер — а вот это помогло).

Регламентирую. Анализирую. Регламентирую. И так далее.

Дальше — начинается самое интересное.

Итоги промежуточного анализа процессов и производственных проблем

Ну-с, приступаем структурировать то, из-за чего я в моменте чуть не вырвал себе волосы на голове.

Что же мы имеем?

  • Официально устроено 13 сотрудников из 35
  • Работа оплачивается по форме МРОТ+сделка от количества выполненных нарядов, в сумме — существенно ниже рынка (на 25%-50%)
  • Качество сотрудников и их желание ходить на работу — соответствующее. Сумасшедшая текучка рабочих, вечные опоздания, приход на работу в нетрезвом виде и разворот
  • Штат укомплектован примерно на 60%. С учётом того, что часть сотрудников и вовсе в любой момент не выходит — это крах (особенно, это касалось стропальщиков. По ним был жёсткий недобор и из-за этого пространство и проходы заставлялись еще больше)
  • Нет мастера или старшего в производственных цехах — руководитель для всех один, начальник производства
  • Если не хватает чего-то для работы (например, необходимо заменить стекло на сварочной маске), идёшь к девушке логисту-завхозу-снабженцу-кладовщику-супермену и ждешь, пока она освободится и придёт на рабочее место
  • Отсутствует штатный инженер по охране труда — человек приезжает, расписывается, оставляет документы расписаться, уезжает. Удобно
  • Отсутствие любой мотивации и профессионального роста
  • Сумасшедшая занятость ИТР-состава при смешном уровне зарплаты
  • Несоблюдение температурного режима, потеря качества продукции и частый брак (сорян, это очень дорого, но издержки, видимо, дешевле (спойлер — нет, я посчитал))
  • Отсутствие места для хранения заготовок и готовой продукции
  • Нежелание тратить бюджет на изменения (сюда входит всё — ФОТ, организация рабочих мест, пространства и создание тёплых условий), потому как "и без бюджета можно достичь результатов"

Можно было бы продолжать, но давайте остановимся на этом. Чем дальше в лес, тем больнее мне вспоминать.

Структурирование и определение проблем

А теперь переходим к основополагающим проблемам, которые препятствуют изменениям в организации:

Проблема №1: персонал

Когда люди работают в сложных и дискомфортных условиях, получают низкую по рынку оплату и не имеют возможности профессионально развиваться — несложно определить качество таких сотрудников.

Хорошие специалисты сюда не пойдут, потому что условия и оплата труда на чудовищном уровне.

Молодые специалисты сюда не пойдут, потому что кроме практического опыта завод не может предложить ничего — рост разряда не предусмотрен.

Когда нет рычагов для управления сотрудником, на рабочем месте его держит только сама необходимость работать хоть где-то, работодатель становится зависим от своих работников и не имеет возможности управлять ими без кнута.

Да и кнут, как мы знаем, работает недолго — работник забьёт на новые стандарты или вовсе уволится.

Такая зависимость производства от сотрудников создаёт условия, при которых ты не можешь управлять персоналом и даже лишний раз наказывать за проступки — ты ведь боишься, что сотрудник уволится, а другого нет. Приходится терпеть и это ужасно.

Проблема №2: организационная структура

Вытекает из кадровых проблем.

При отсутствии мастеров на производстве, некому следить за порядком в цехе и индивидуальными рабочими областями сотрудников.

Главная задача руководителя производства — это как можно быстрее и качественнее выполнить заказы, висящие в работе и скорее отгрузить их заказчикам.

Поэтому, в данном случае хаос на производстве полностью ожидаем и оправдан, а винить в этом руководителя производства — глупо.

Проблема №3: ожидания руководства

Ожидания быстрого результата от собственника производства, при нежелании (не отсутствии возможности, потому как второй "бизнес" руководителя, конечно же, не обделялся инвестициями) вкладывать ресурсы в модернизацию завода и решение проблем на производстве.

Пожалуйста, поймите, что для действия без вложений необходима внутренняя возможность обеспечить инструменты для изменения: ничего не появляется само по себе, просто так и из воздуха.

В данной ситуации, в реальных изменениях мотивирован только собственник производства. Главная задача сотрудников – в удобном для себя формате выполнить как можно больше нарядов для увеличения своей ЗП. Нематериальная мотивация тут не будет основным инструментом, как ни крути.

Какие действия необходимо предпринять для начала ввода изменений и наладки производственных процессов?

Делюсь тем, какие предложения в данной ситуации выдвинул я, чтобы с минимальными затратами привести дела и цех в порядок:

  • Найм мастера.
    Мастер поможет снять нагрузку по управлению рабочими процессами, отслеживать удобство и безопасность в цехах. Его позиция была в плане найма, но условия работы не подходили и никто не шёл работать: необходимо было увеличить ставку на 27%, чтобы дойти до рыночной стоимости сотрудника.
  • Укомплектование стропальщиков.
    История та же. Из-за нехватки стропальщиков, сварщики часто не могут приступить к работе над следующей деталью, из-за занятости рабочего пространства и необходимости самостоятельно перевозить по цеху конструкции на стропах без должной подготовки, поскольку единственный стропальщик всегда занят на разгрузке.

    Проходы также заставляются заготовками для экономии времени и по причине неорганизованности складского пространства.
  • Ввод дополнительной мотивации рабочих при уборке своего рабочего пространства.
    Первый шаг был сделан – а именно, необходимость убирать своё рабочее место при сдаче конструкции. Сдельная оплата труда не обеспечивает порядок, а нарушает его, если других условий для наблюдения за порядком на своём рабочем месте не предлагается.
  • Какой-никакой бюджет на хозяйственно-производственные нужды.
    Разметка рабочих пространств и проходов на предприятии, удобная организация рабочих мест и хранилищ для инструментов.

    Это хороший фундамент для начала отладки системы 5S на производстве и не требует крупных вложений в бизнес (особенно с учётом того, что часть необходимого инвентаря завод имеет техническую возможность изготовить самостоятельно).
  • Показать сотрудникам, что изменения направлены не на то, чтобы загрузить их дополнительной работой.
    Нужно обеспечить понимание, что изменения создают удобное, эргономичное и безопасное и комфортное рабочее пространство для повышения производительности при тех же трудо- и времязатратах.

    Именно в этом интерес рабочих на сдельной оплате труда переплетается с интересами руководства.

Как я оставил проект и чем закончилась история

Поговорив о моих наблюдениях и предложениях с генеральным директором производства, в ответ я услышал: – "Я нанял тебя, чтобы ты следил за порядком на рабочем пространстве, а не учил меня работать. Я знаю, как надо и вижу, чего не хватает. Делай свою работу".

Тот рабочий день я ещё посидел в офисе и подумал, что я могу сделать прямо здесь и сейчас.

В процессе я принял решение расторгнуть договор и покинуть это место, оставив свою никому не нужную рекомендацию по стабилизации производства.

Далее, я спокойно долечил свой организм, начал восстанавливаться морально и провёл ретроспективу своих действий: обнаружил свои ключевые ошибки и проработал то, как мне больше никогда не попасть в подобную ситуацию.

Выводы

Когда всё идёт плохо, не нужно делать всё ещё хуже и опрометчиво надеяться на себя "завтра".

Планируйте свою деятельность наперёд и научитесь делегировать рабочие процессы компетентным людям.

Заботьтесь о своих сотрудниках, цените их и показывайте, что они важны, хотя-бы через мелочи.

Постарайтесь улучшить их условия работы или жизни перед тем, как запускать серьёзные изменения на предприятии.

Создайте лояльность персонала к руководству.

В таком случае, изменения будут приниматься легко и не замедлят производственные процессы еще сильнее.

Эта история научила меня тому, как правильно нужно разграничивать задачи руководителя и исполнителя, ценить своих сотрудников и качественно относиться к поиску проектов.

Плохой опыт – прекрасный учитель и я рад, что эти знания мне так дёшево обошлись.

Если Вы сейчас оказались в похожей ситуации, не забывайте, что чёрная полоса в жизни всегда может стать самой лучшей взлётной.

После этого случая я задумываюсь о переходе из консалтинга в нишу и рассматриваю предложения, но пока продуктивно сотрудничаю с компаниями в качестве партнёра и внешнего консультанта, что могу предложить и Вам.

В моём телеграм-канале Вы найдете большое количество интересных авторских статей про бизнес, карьеру, управление персоналом, статистику и консалтинг: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах.

А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

Если Вам или Вашему бизнесу нужна помощь в реализации проектов, оптимизации процессов, масштабировании или сокращении издержек, буду рад помочь выйти на новый уровень и удержать его — https://t.me/shubinftw.

А если есть возможность сделать открытый кейс с возможностью освещения процессов, то условия будут самые выгодные и, поверьте, Вам этот опыт понравится!

22
5 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Да, ситуация была сложная и я уже с самого начала был готов к худшему🫠

Ответить

Хоть история закончилась неудачно, она дает важные уроки и выводы для всех, кто занимается консультированием или управлением проектами

1
Ответить

Для любого фрилансера страшно попасть в рабство клиента, создав такие обстоятельства)

Ребят, опыт это круто, но учитесь на чужих ошибках!

Ответить

Как думаете, можно ли было что-то сделать на месте?
Да и задавайте Ваши ответы :)

Ответить