{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы будем путешествовать в 2024 году: 18 трендов на заметку туристическому бизнесу

По данным погранслужбы ФСБ, за 2023 год россияне совершили 9,3 млн туристических поездок в зарубежные страны. По сравнению с прошлым годом рост составил 35%. С января по ноябрь 2023 года в пределах Российской Федерации было совершено 155,5 млн туристических поездок.

Путешествия – неотъемлемая часть жизни значительного количества россиян. При этом сам процесс путешествий приобретает все более размытые временные и пространственные границы. Туризм для людей – это не только сама поездка, но и мечты, предшествующие и последующие впечатления, а также подготовка и планирование. Все это важно учитывать компаниям в стратегиях привлечения и удержания клиентов.

Дорожная карта современного туриста. Ее понимание помогает туристическим брендам грамотно выстраивать стратегию на каждом этапе жизни путешественника

Что там по цифрам

Во Всемирной туристической организации (UN WTO) отмечают, что в 2023 году показатель международных туристических посещений достиг 88% от допандемийного уровня. Быстрее всего растет Ближний Восток (Аравийский полуостров, Турция, Иран, Северо-Восточная Африка) – 122% по сравнению с 2019 годом. Хуже всего дела обстоят в остальной Азии и Океании. Восстановление составило всего 65% по сравнению с 2019 годом.

Объем мирового рынка туризма. В 2023 году показатели превысили допандемийный уровень, что говорит о полном восстановлении отрасли

Источник: Statista

В России туристические поездки в зарубежные страны за 2023 год составили всего 56% от допандемийного уровня. Несмотря на ощутимое отставание от мировой статистики, российский туризм сохраняет положительную динамику.

Среди зарубежных направлений самыми популярными у россиян в 2023 году по количеству туристических поездок стали:

  • Турция;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Египет;
  • Таиланд.

За весь 2023 год Россию посетили 8,53 млн иностранцев. По сравнению с 2022 годом гости в Россию стали приезжать чаще на 3,5%.

Туристический поток по регионам с января по ноябрь 2023 года

Использованы данные Росстата

Туристические предпочтения и интересы россиян переживают серьезную трансформацию. В приоритете теперь азиатские и внутрироссийские направления. Меняется не только вектор, но и сам подход к путешествиям. Мы по-другому планируем, бронируем и путешествуем. Эти изменения формируют новые тренды, которые будут влиять на рынок туризма в 2024 году. Разбираемся, какие микротенденции откроют для туристического рынка новые возможности.

Это здесь, недалеко

Летом 2023 года 15% россиян планировали поездки в другие города и сёла России. Это максимум за последние 20 лет. С 2019 года приверженцев внутреннего туризма стало на 9% больше. Еще 80% проведут летний отпуск дома или на даче с возможными короткими поездками в пределах родного региона.

Staycation или отдых без длительных путешествий в другие города и страны выбирают не только из-за финансовых ограничений. Люди все чаще остаются дома, потому что хотят избежать утомительных и стрессовых туристических поездок. Лучше качественно провести время с близкими или самим собой, уйти от повседневной рутины на месте, развлекаясь, отдыхая и исследуя свой родной город или регион.

Путешествия в границах страны, региона, области, города актуальны для семей с маленькими детьми, пожилых пенсионеров и людей с различными ограничениями, для которых длительные перелеты и переезды проблематичны. Для всех остальных такой туризм отлично подходит во время продолжительных выходных и праздников.

Ближе к корням

На путешествия влияет неизменный рост интереса к прошлому, своему и своей семьи. С развитием цифровых технологий найти сведения о предках стало в разы проще, а значит, люди получили возможность узнать о своих корнях. Путешествие на малую Родину прадеда или бабушки – отличная возможность прикоснуться к наследию, найти себя и приобрести уникальный опыт.

Идти по стопам предков, ощущать причастность к их миру – неповторимое чувство. И чтобы эмоции были полноценными, нужно создавать соответствующие туристические условия доступа на местах в глубинке.

Интерес к прошлому и развитие технологий стимулирует развитие генеалогического туризма. При желании через специализированные агентства можно заказать генеалогическую экспедицию с возможностью проехать по местам, где жили предки нескольких поколений

Где тут ваши традиции

Людям нравится прикасаться к традициям тех мест, где они отдыхают и путешествуют. И хорошо если это не театрализованное представление, а знакомство с настоящим местным колоритом. Такой туризм очень важен для глубинки. Он не только приносит прибыль, но и способствует сохранению местных традиций. И происходит это не только на уровне народа или региона, самобытность также сохраняется в границах деревни или местечка. Туристы помогают людям оставаться на родине, заниматься традиционными промыслами, сохраняя уникальный быт и традиции.

Авторские туры предлагают познакомиться с наследием коренных народов России. Например, в Кенозерском национальном парке можно познакомиться с деревенским бытом и традициями Русского Севера

Это было оригинально

Массовый туризм в условиях высокой мобильности и доступности лишен уникальности и самобытности. Люди посещают одни и те же места. Путешествия в конкретной локации проходят по одному и тому же сценарию. Это напоминает огромный бесконечный конвейер.

Люди хотят выйти за рамки «массового туризма» и сделать свой отдых по-настоящему уникальным, запоминающимся и личным. В выигрышном положении оказываются те туристические бренды, которые предлагают широкий охват необычных впечатлений и нестандартных сценариев. Запрос на самобытные поездки в «неизведанные места», в которые гармонично интегрирован привычный туристический комфорт с отелями и авиаперелетами, будет только расти.

Сервис Tripster предлагает необычные экскурсии от местных жителей. Теперь можно найти что-то интересное, увлекательное, ценное и неожиданное в новом городе. В Tripster уже есть варианты в 746 городах мира

А можно поспать

Исследования аналитического центра НАФИ показывают, что 48% россиян не высыпаются по будням. Чтобы восстановиться, улучшить самочувствие и психическое здоровье, люди готовы отправиться в путешествие. И главным критерием отдыха становится полноценный и качественный сон. Для привлечения невыспавшихся туристов подойдут индивидуальные программы с предложением хорошего сна и релаксации.

Оздоровительный курорт REVIVO на острове Бали предлагает специальные программы сна

Тихо, здесь люди отдыхают

Шум – еще одна неприятность, с которой сталкиваются многие городские жители. Отсюда растет число желающих путешествовать с возможностью уединиться, побыть в тишине, сосредоточиться на йоге, созерцании, медитации и дыхательных практиках. Здесь подойдет идея поездки за город, но лучше оформить тихий отдых в соответствующее предложение.

Эко-комплекс «Сурские берега» выстраивает позиционирование на возможности отдохнуть от города и перенасыщенности в тишине живописного лесного массива на берегу реки

Мы вас подправим

Если раньше трендом были путешествия ради лечения, то сегодня набирают обороты поездки с целью поддержания здоровья. И отдельную нишу здесь занимает эстетическая медицина. По данным Statista, мировой рынок индустрии медицинской эстетики к 2026 году достигнет 46 млрд долларов США (в 2016 году этот показатель составлял 26,3 млрд долларов США). Люди готовы отправиться в путешествие ради косметических услуг по омоложению кожи. Хорошо вернуться из отпуска свежим и помолодевшим.

Курортный комплекс «Ривьера» с полноценным медицинским центром предлагает полный спектр эстетической медицины. Это и SMAS-лифтинг, и контурная пластика, и мезотерапия, и удаление сосудов, и лечение рубцов, и многое другое

Поработаю, пожалуй, завтра из другого города

В 2023 году число цифровых кочевников в мире достигло 35 млн человек. На россиян приходится 5% всех «скитальцев». Это третий показатель после американцев и британцев. Цифровые кочевники отличаются высокой мобильностью, не принимает оседлого образа жизни, работает удаленно, хорошо зарабатывают и регулярно меняют место жительства. Граница между путешествиями, отдыхом и работой у них размыта. Чтобы привлечь этот сегмент туристов, нужно обеспечить высокий уровень технологий и связи.

Сеть отелей Vertical с пятью реализованными проектами в Санкт-Петербурге, Москве и Дубае открывает для креативных и амбициозных цифровых кочевников пространство для жизни, работы, отдыха, развлечений, знакомств и общения

DOTA 2 с выходом на пляж

Рынок российского киберспорта растет стремительными темпами – ежегодный прирост составляет около 6,16% (при мировом показателе 7,1%). В 2024 году объем выручки в сфере гейминга на территории России достигнет 43,7 млн долларов США. В 2023 году в киберсоревнованиях приняло участие более 800 тыс. россиян. По прогнозам Statista к 2028 году эта цифра достигнет отметки в 15,1 млн человек.

Игры – это не просто хобби, это образ жизни, поэтому все эти люди хотят иметь возможность играть даже когда путешествуют. При планировании отдыха предпочтительным для геймеров становится наличие соответствующей киберспортивной инфраструктуры.

Московская гостиница «Арбат Хаус» следит за трендами и предлагает размещение киберспортивным командам и геймерам в пространстве со всем необходимым для игр и отдыха

Кто со мной, тот герой

Инфлюенсеры традиционно хорошо разбираются в туристической индустрии. Но теперь они все чаще выступают в новой роли гидов, организуя совместные тематические туры. Фанаты и последователи не просто получают возможность отдохнуть вместе с любимым блогером. Они путешествуют вместе с единомышленниками со схожими интересами, предпочтениями и ожиданиями. Для туристических брендов (отелей, агентств, авиаперевозчиков) сотрудничество с инфлюенсерами – это возможность повысить лояльность клиентов.

Исторический проект Егора Яковлева «Цифровая история» совместно с туристическим сервисом «Ветер Свободы» предлагает экскурсионные туры в Иран, Турцию и Узбекистан. 

Подписчики могут совершить историческое путешествие вместе с одним из экспертов-спикеров канала «Цифровая история»

Где это я

Количество людей, которые отдают планирование на усмотрение удачи и случая, неизменно растет. Спонтанность – залог острых ощущений, которые невозможно пережить при планировании каждого шага. По данным национального туроператора «Алеан», 70% россиян готовы к коротким спонтанным поездкам в своем или соседнем регионе. Такие поездки – это возможность получить более захватывающие эмоции. Удовлетворению такого спроса способствует появление предложений, где пункт назначения, маршрут и программа отдыха турист узнает только в процессе.

Сервис планирования путешествий по России RUSSPASS запустил специальный Рандомайзер. Вы указываете бюджет, а сервис случайным образом подбирает подходящий тур
Несколько лет назад OneTwoTrip предлагал классную опцию «Авантюра». О месте назначения путешественник узнавал только в день отлета. К сожалению, сейчас это предложение не доступно

А вы воздух не портите

Экологическое поведение все больше проявляется и в туризме. Чтобы уменьшить углеродный след, люди для путешествий на короткие расстояния отказываются от авиаперелетов, выбирая железнодорожный транспорт. Аналогичный тренд наблюдается и в отношении автомобильных поездок – экологичнее провести пару часов с комфортом в поезде.

РЖД вместе с регионами активно развивает экологический железнодорожный туризм

Хватит всем

Турист, независимо от своих особенностей, во время путешествия должен чувствовать себя эмоционально безопасно, комфортно и спокойно. А для этого нужна соответствующая инфраструктура. Привлекательность туристических брендов растет, если они привержены ценностям инклюзивности, т. е. создают все необходимые условия для путешествий людям с ограниченными возможностями, ожирением и пр.

Российский сервис Globe4All развивает путешествия для людей с ограниченными возможностями по всему миру

И плавки я тоже забыл

Сложность длительных путешествий заключается в необходимости брать с собой большое количество вещей, без которых невозможно организовать полноценный отдых. Еще хуже, когда в поездке на горнолыжный курорт узнаешь, что забыл важный элемент снаряжения. И здесь важно опередить потребности и требования туристов. Для этого подойдет прокат всего необходимого: от оборудования и экипировки до обычных аксессуаров и одежды. Такой сервис улучшит общее впечатление от путешествия и положительно скажется на лояльности к бренду. Особенно это понравится тем, кто любит отправляться на отдых налегке.

Сеть отелей премиум-класса W Hotels предлагает на время заселения воспользоваться четырьмя вещами из коллекции Rent the Runway

А палатку поставьте здесь

Спрос на необжитые места и нехоженные маршруты стимулирует развитие концепции flat-pack hotels. Сборные модульные помещения, изготовленные на заводе, доставляются в виде плоских пакетов на нужное место. Они легко собираются, быстро разбираются, компактны и удобны при транспортировке. Еще flat-pack подход позволяет подбирать нужную конфигурацию и функционал туристического помещения исходя из местности и задач. Сборный модульный глэмпинг – отличное решение при избыточном бронировании в периоды пиковой нагрузки.

В России большой выбор предложений от производителей сборных модульных домов для глэмпинга

Хочу как у них в тиктоках

На стадии мечтаний, размышлений и планирования люди ищут нужную информацию о путешествии в сети. Если раньше это происходило с помощью поисковиков, то теперь чаще используются соцсети.

Поиск на социальных платформах (TikTok и аналоги) дарит потрясающее визуальное вдохновение для путешествий, сверхреалистичное ощущение мест и полезные советы для отдыха.

Туристические бренды с помощью вдохновляющего контента в тиктоках зарабатывают баллы узнаваемости и запоминаемости. При грамотной подходе внимание аудитории трансформируется в реальные обращения во время планирования, подготовки и осуществления путешествий.

Авиакомпания «Победа» для работы в соцсетях активно привлекает амбассадоров – стюардесс. Красивые девушки публикуют в соцсетях яркие ролики о своей работе и местах, которые они посещают во время рейсов.

Да, основная цель амбассадоров «Победы» – привлечение кадров. Но вирусные ролики параллельно работают на узнаваемость и лояльность к бренду потенциальных пассажиров

Алиса, придумай мне отпуск

Генеративный искусственный интеллект активно берет на себя роль туристического агента. Нейросети за считанные секунды готовят маршруты путешествий. Достаточно указать пункт назначения, бюджет, количество дней и основные предпочтения.

Специализированные платформы на основе искусственного интеллекта делают сложный и трудоемкий процесс планирования простым и доступным. При этом нейросети усиливают приоритет персонализации, более тонко учитывают предпочтения и интересы.

Внедрение туристическими брендами (отелями и авиакомпаниями) в свои сервисы рекомендаций на основе ИИ делает процесс планирования и бронирования универсальным и удобным.

Сервис AI Trip Planner на базе ChatGPT создаст, персонализирует и оптимизирует маршрут путешествия

Все вопросы к чат-боту

Люди привыкают к персонифицированному взаимодействию в соцсетях с помощью чат-ботов. Интеграция туристическими брендами своих виртуальных ассистентов в мессенджеры ускоряет реагирование на запросы, выводит на новый уровень систему поддержки клиентов и повышает лояльность. Легкость и простота молниеносного общения через чат-боты в приложениях облегчает бронирование и делает бренды более актуальными.

Сбер предлагает внедрение чат-ботов для турагентств, гостиниц и отелей. Ассистент возьмет на себя задачи взаимодействия с клиентами: заменит операторов, удержит клиентов, повысит конверсию
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда