Структура отдела продаж - схема, типы, организационная структура отдела продаж и маркетинга, примеры организации отдела

Как выглядит функциональная структура отдела продаж в бизнесе, который приносит деньги? В этой статье все про то, как построить рабочую структуру в отделе продаж.

Александр Кандеев 
Эксперт по продажам с опытом более 11 лет

Если ты хочешь узнать точки роста в своем отделе продаж и получить пошаговый план роста бизнеса в 2 раза, то записывайся на бесплатную индивидуальную диагностику отдела продаж.

👉 Записаться на диагностику 👈

СОДЕРЖАНИЕ

Структура отдела продаж

Это организационная модель компании, которая определяет структуру и функции сотрудников отдела продаж. Т.е. то, чем занята ваша команда в течение всех 8 часов рабочего времени. Структуру организации отдела продаж нужно разрабатывать в соответствии с целями и потребностями компании, а также ее бизнес-моделью. Основные элементы структуры отдела продаж:

1. Руководитель бизнеса. Контролирует, управляет и координирует все ключевые моменты, связанные с построением отдела продаж и увеличением денег в кассе.

2. Руководитель отдела продаж (РОП) – отвечает за управление отделом продаж, разработку стратегии продаж, установление целей и контроль их достижения.

3. Менеджеры по продажам – занимаются продажами продуктов или услуг компании, устанавливают контакты с клиентами, проводят торговые переговоры и заключают сделки.

4. Специалисты по продажам – могут быть ответственными за конкретные аспекты продаж, такие как техническая поддержка, продвижение продукта, управление ключевыми клиентами и т.д.

5. Ассистенты – берут на себя мелкую, но важную работу, чтобы не отвлекать от глобальных бизнес-процессов менеджеров и РОПа. Занимаются административной поддержкой отдела продаж, включая ведение документации, подготовку отчетов, обработку заказов.

В разных бизнесах – разная организационная структура отдела продаж компании. Кому-то комфортно живется с одним менеджером, как правило малому бизнесу. В больших организациях обычно заняты все должности отдела продаж.

Александр Кандеев

Схема отдела продаж и типы структуры

Есть три модели, которые могут подойти вашему бизнесу:

◼1 модель - одноуровневая.

Тот случай, когда предприниматель сам принимает заявки, сам продает, сам заключает договор. Иногда он нанимает одного или двух менеджеров, которые самостоятельно ведут клиента из точки А в точку Б.

Либо другой вариант, когда есть РОП и несколько менеджеров которые проходят весь путь с клиентом от момента его касания с компанией до момента заключения договора.

Одноуровневая модель продаж
Одноуровневая модель продаж

➕Плюсы:

– Облегченный контроль. Владелец бизнеса всегда может отследить на какой из стадий переговоров с клиентом что-то пошло не так и своевременно исправить это.

– Удобство для клиента. Он всегда общается с одним менеджером и быстрее выходит с ним на доверительные и долгосрочные отношения.

➖Минусы:

– Многозадачность менеджера приводит к ухудшению качества его работы и смещению фокуса внимания;

– Невозможно спланировать время менеджера, потому что появляется много спонтанных задач;

– Бизнес слишком зависит от менеджеров.

Кому подойдет одноуровневая модель продаж?

– Небольшой бизнес, в котором нет большого потока заявок;

– Бизнесу с упрощенным процессом сделки.

◼2 модель – двухуровневая

Схема отдела продаж, построенная на разделении обязанностей и большом потоке входящих заявок. Представьте ситуацию: одноуровневая модель, всего 1 менеджер отдела продаж, 100 звонков в день. Из этих 100 звонков – 30 хотят купить, а 70 – товарищи по залету, которые “просто спросить”, “я еще подумаю”, “дорого”. Куда бежать бедолаге менеджеру? Обрабатывать все звонки или работать с теплой базой? Как не крутись, но клиентов потеряешь.

Двухуровневая модель построена на разбивку по подразделениям. Есть менеджеры, которые проводят первичную квалификацию клиентов, они перерабатывают весь объем трафика, который получает компания, чтобы определить, кто на самом деле готов купить. Вторая часть менеджеров занята уже напрямую продажей продукта.

Двухуровневая модель отдела продаж 
Двухуровневая модель отдела продаж 

➕Плюсы:

– Четкое разделение обязанностей, каждый сотрудник занимается тем, что у него хорошо получается. Разделение труда позволяет повысить эффективность продаж.

– Легко формулировать планы и контролировать получение результата.

– Контроль ключевых показателей на разных этапах воронки.

➖Минусы:

– Руководителю сложнее управлять и добиваться результатов если у него два отдела.

Кому подходит двухуровневая модель?

Компаниям с большим потоком заявок, которые нужно первично обрабатывать, а также бизнесу, который должен делать сложные экспертные продажи и максимально вовлечено работать с целевыми клиентами.

◾3 модель – трехуровневая

Подходит компаниям, у которых есть постоянные клиенты и база клиентов, постоянные платежи. Модель направлена на разделение обязанностей и наличие трех должностей:

  • Лид-менеджер отдела продаж
  • Менеджер-хантер
  • Менеджер-фермер

То есть обязательно есть те, кто провел первичную квалификацию, кто заключил сделку, а есть те, кто сопровождает и удерживает клиентов. Если это большая компания, то здесь может быть несколько разных РОПов, либо один РОП, который управляет всеми тремя департаментами.

Трехуровневая модель отдела продаж
Трехуровневая модель отдела продаж

Какая модель подходит вашей компании? Нужно смотреть по ситуации, правильного ответа нет. Нужно подбирать свою систему как конструктор, тестировать разные связки.

Чтобы понять, какая система работает лучше – нужно опираться на все показатели работы департаментов и организовать построение отдела продаж.

Нужно постоянно задавать себе вопросы: А работает ли моя система? Приносит ли она деньги? Закрывает ли бизнес-цели, которые я поставил перед компанией?

Выявить все проблемные точки поможет аудит отдела продаж. Даже если кажется, что их нет - всегда можно прокачать систему так, чтобы она начала приносить в 2-3 раза больше денег.

👉 Записаться на аудит отдела продаж 👈

Структура отдела продаж компании малого бизнеса

Зачем нанимать сотрудников, пытаясь угнаться за самой “крутой” моделью продаж, когда производство не успевает за продажами?

Отдел продаж из двух человек тоже может демонстрировать высокую эффективность, только для этого он должен обладать гибкостью, многофункциональностью и большой ответственностью.

Это как раз та самая одноуровневая модель продаж, о которой я говорил выше. Система, где минимум людей принимают заявки, продают, заключают договоры.

Многозадачность менеджера отдела продаж 

Плюсы такой системы:

  • Проще контролировать
  • Близкое взаимодействие с клиентом на всех этапах продаж, клиент может напрямую связаться с руководителем бизнеса, что повышает его лояльность и доверие

Минусы:

  • Не подойдет крупному и развивающемуся бизнесу.
  • Ограничен в действиях и ресурсах. Отдел продаж должен быть эффективным в использовании доступных ресурсов и находить способы достижения целей с ограниченными средствами.
  • Сотрудники перегружены. Нет дополнительного времени на обучение продажам и повышение компетенций, развитие идет медленно.

Структура отдела продаж компании в крупном бизнесе

Построение отдела продаж в крупном бизнесе интереснее – есть пространство для маневра. Есть руководитель бизнеса, есть РОП, менеджеры и ассистенты. Последний пункт не обязателен, но это супер показатель, что в компании знают, что держать в фокусе внимания и как прийти к цели в два раза быстрее.

Создание отдела продаж для бизнеса
Создание отдела продаж для бизнеса

Особенности

  • Масштаб и охват. Вы работаете по крупному – с множеством сотрудников, клиентов и большими чеками.
  • Обучение продажам и развитие. У вас есть деньги, есть понимание, что в компетенции команды нужно вкладывать. Подробнее об обучении сотрудников читайте в предыдущей статье.
  • Метрики и оценка. Не очень приятный момент для большинства моих клиентов. Все хотят зарабатывать много, но мало кто хочет отслеживать результативность и производительность сотрудников, вести отчеты и принимать стратегические решения на основе данных.
  • Взаимодействие отделов. Отдел продаж со сложной структурой всегда взаимодействует с другими департаментами, чтобы обеспечить комплексный и согласованный подход к продажам. Это в итоге приводит к тому, что предоставляемый продукт перманентно становится лучше.
  • Автономная работа. Каждый из сотрудников обеспечивает нужный результат, владелец не зависит от одного человека или одного менеджера или РОПа, система по генерации денег и без него работает как часы, она упакована и готова к масштабированию.

В структуре отдела продаж крупного бизнеса может быть еще и коммерческий директор, который управляет маркетингом и продажами. Найти такого человека практически нереально, но он точно где-то есть.

Структура отдела маркетинга и продаж, сотрудничество отделов

Вечные баталии между отделом маркетинга и продажами: маркетинг говорит “У нас классные лиды”, менеджеры говорят: “У нас плохие лиды, но классные продажи”. Вопрос: а кому от этого хорошо или плохо? Как построена коммуникация между ними, как они приходят к созданию ценного конечного продукта? И отслеживается ли вообще их работа?

Структура отдела продаж - схема, типы, организационная структура отдела продаж и маркетинга, примеры организации отдела

Взаимодействие с отделом продаж и маркетинга должно быть построено как и с другими департаментами, чтобы добиваться более эффективных результатов.

Александр Кандеев

Например, маркетинг приносит лиды. Если они плохие, то нужно разобраться: что именно не так? Давайте посмотрим ссылки, посмотрим, что можно откорректировать, какие смыслы поменять.

Второй момент – если маркетинг видит, что продавцы не дорабатывают лидов. Окей. Давайте поднимем статистику, посмотрим, работает ли этот канал продаж или нет.

Нужен особый уровень договоренности, чтобы понять, как создать максимально эффективную связку, которая будет давать денежный результат. Чтобы не было ситуации, когда РОП сам по себе, а маркетинг сам по себе - нужно управлять через цифры.

Если продажи не дружат с маркетингом, то этому есть две причины:

  • Руководитель бизнеса или РОП не объяснили им, какой продукт предоставляет каждый из них.
  • Маркетолог и продавец не являются друг для друга поставщиком и заказчиком. А значит, что относятся друг к другу неправильно с точки зрения выстраивания гармоничных сотруднических отношений внутри компании.

Наша задача - сразу создать и масштабировать такую связку.

Структура отдела продаж - схема, типы, организационная структура отдела продаж и маркетинга, примеры организации отдела

Функциональная структура отдела продаж, пример

Клиент занимается продажей промышленного оборудования: организационная структура бизнеса выглядит очень просто:

  • Есть менеджеры, которые занимаются первичной квалификацией лидов, обрабатывают заявки
  • Далее – клиенты попадают в отдел продаж, где компания продает сложное оборудование. Затем, когда заключается цикл сделки, у компании появляется своя собственная база из клиентов, которые уже совершили первую продажу.
  • После этого начинается обзвон базы, которым занимаются отдельные люди. Они вытаскивают эти заявки и переносят их обратно в отдел продаж.

Если говорить проще – есть те, кто из общей массы заявок выбирает лучших, а после этого из общей массы уже завершивших сделку выбирают лучших. Все эти заявки потом передаются в отдел продаж, где сидят высококлассные менеджеры, которые продают сложное оборудование и генерят деньжата.

Как понять, что пора переходить к новой организационной структуре отдела продаж?

Обратите внимание на эти звоночки:

  • Клиенты застревают на одном из начальных этапов воронки.
  • Есть заявки, есть хороший трафик, но нет времени на их обработку.
  • У вас сложный продукт, который сложно продавать.

Если вы видите, что сейчас ваша система продаж неэффективна - не бойтесь изменений. Элементы бизнеса всегда можно подкрутить как частоты эквалайзера и выйти на новый высокий уровень дохода.

О том, как построить отдел продаж с нуля и создать эффективный отдел продаж компании под ключ - читайте в статье.

Подписывайся на мой телеграм канал

«Александр Кандеев - Фактор продаж»

Здесь о продажах, инструментах роста конверсии и денег в кассе 💸

Какая модель отдела продаж организована в вашей компании?
Одноуровневая
Двухуровневая
Трехуровневая
44
2 комментария

Спасибо за информацию! Полезно

1
Ответить

Война маркетинга и отдела продаж это даааа. вечные противоборствующие два лагеря)
Статья класс! спасибо

Ответить