Пять шагов в социально ответственный бизнес, или как получать прибыль, работая в интересах общества?

Я считаю, что медицина должна быть бесплатной, и все еще не умею думать, как миллионер.

Бизнес и медицина – довольно тонкая тема, которую все еще непросто обсуждать. Что там пишут в современной бизнес-литературе для медицинских клиник? «Как увеличить прибыль». Мы увеличиваем прибыль, когда к нам приходят люди с болезнями. Не все болезни могут быть вылечены, так что источником дохода любой клиники является именно болезнь. Если помнить об этом, задаваясь вопросом об увеличении прибыли, то невольно приходишь к очень грустным выводам.

Но болезни существуют независимо от нас, врачей. Сначала появились болезни, а наша профессия возникла из необходимости лечить и из желания помогать. У хорошего врача, в отличие от бизнесмена, не должно быть «постоянных клиентов», — он должен стремиться к тому, чтобы пациент перестал в нем нуждаться.

Пять шагов в социально ответственный бизнес, или как получать прибыль, работая в интересах общества?

Говоря о медицине и бизнесе, нам приходится много спорить об этике и социальной ответственности. Врач, открывший частную практику, несет гораздо больше ответственности перед обществом, чем любой другой бизнесмен. Мы не делаем людей счастливыми, продавая им вкусняшки у метро и всякие штуковины разной полезности. Наши «лиды» – это чья-то болезнь. Наши «кейсы» — вопрос чьей-то жизни и смерти. А «качественный сервис» — это человечность. Бизнес-книги по теме медицины, где говорится исключительно о коммерческой составляющей, особенно зарубежных авторов, вызывают исключительное раздражение у всех.

Тут важно вспомнить, в каких условиях в России зарождалась коммерческая медицина. В государственных больницах – сумасшедшая нагрузка и копеечные заработки. Врачи и медперсонал быстро выгорали, что не могло не сказываться на качестве лечения. Человеку больно, а него орут за то, что он в больницу пришел.

В коммерческих клиниках врачам можно было рассчитывать на нормальные условия работы, а пациентам – на человечное отношение. Мой путь в частную медицину начался с практики массажиста, которую я начал во время учебы во «втором меде». Если не вдаваться в подробности моей биографии, то именно эта практика развернула мои взгляды в сторону кинезиотерапии, хотя в институт я шел с твердым намерением стать хирургом. Довольно скоро я убедился в том, что подход к хирургии, существовавший в те годы, — откровенно невдумчивый, калечащий. Вместо того, чтобы помочь организму восстанавливаться, используя собственные ресурсы, мы травмируем мышцы и органы.

Шея - источник здоровья
Шея - источник здоровья

Фундаментальные вопросы медицины на фоне всеобщей катастрофы 90х годов отошли на десятый план. В страну вошли иеговисты, экстрасенсы и герболайф, и все это расцвело буйным цветом. Врачам «на местах» было не до новаторства, они из последних сил держались за остатки научных знаний и впадали в другую крайность. Поэтому моей точке зрения на медицину не нашлось места в государственной системе.

Что именно я предложил? Процессы, протекающие в нашем организме, имеют биохимическую и физиологическую составляющую. Я взял курс на последнюю, и в скором времени пришел к самому важному открытию в своей практике. Гипертония является не болезнью, а симптомом нарушенного кровотока — следствием механического сдавливания шейно-позвоночных артерий, то есть мышечных зажимов или смещения позвонков. Этот подход противоречил существовавшей официальной точке зрения, но оправдал себя на практике, а затем мои выводы стали подтверждать зарубежные коллеги (что очень приятно).

В государственную медицину я больше не вернулся, потому что открыл свою собственную клинику с уникальным торговым предложением, как говорят маркетологи (я предпочитаю слово «идея»). Но как быть с социальной ответственностью?

Врач отвечает за результат лечения. Бизнесмен отвечает за продукцию, которую он продает, за методы, с помощью которых он продвигает товары в массы, и за своих сотрудников. Я отвечаю за все сразу. Собственно, об этом я и хочу предупредить всех коллег, решивших уйти из государственной медицины в частную и создать, как говорят маркетологи, личный бренд.

- Что вы можете сделать для ваших пациентов/клиентов бесплатно? Всем было бы проще, если бы медицина была бесплатной, если бы государство просто оплачивало клинике лечение пациента по чеку. Но мы живем в эпоху «бешеного принтера» (для тех, кто не в теме, так в среде врачей прозвали все законотворчество в области здравоохранения последних лет) и бюрократического ада в духе «заполни 666 бумажек и получи 500 рублей к окладу».

Я записываю и публикую в социальных сетях гимнастику и образовательные видеоролики. Далеко не каждый из миллиона моих подписчиков придет ко мне на прием, но мне приятно, что мои знания и подходы заинтересовали стольких людей.

- Делайте что-то масштабное. Весной я впервые провел оздоровительную прогулку с упражнениями в городском парке в Ясенево при поддержке городской префектуры. Мы обмениваемся знаниями: люди узнают о моей концепции, а я получаю от них обратную связь и совершенствую свои методы. На первую прогулку пришли более ста человек, думаю, будем повторять каждый месяц до наступления холодов.

Пять шагов в социально ответственный бизнес, или как получать прибыль, работая в интересах общества?

- Неформальное общение. Если не хотите выгорания у своих сотрудников, не заставляйте их ходить на работу в одинаковой одежде и двигаться по стенке. Как человек, много лет работающий в структуре, где регламентирован каждый шаг, я знаю, как раздражают и мешают работе своды бессмысленных правил. Чем проще вы общаетесь с людьми, тем лучше вас понимают и тем быстрее вы приходите к нужному результату.

- Комфорт ваших пациентов/клиентов во многом зависит от того, насколько лично вам комфортно на рабочем месте. Здесь применяется то же правило, что и в самолетах: кислородную маску сначала надевают на себя, а потом на ребенка.

- Самый сложный шаг – прийти к пониманию, что бизнес, существующий ради получения прибыли не интересен. Настоящий успех создателям всех существующих известных брэндов принесла именно идея, и именно ее воплощение и принятие в обществе приносит ощущение собственного успеха, которое невозможно ни купить, ни продать, ни измерить в цифрах.

22
Начать дискуссию