Что такое этика, чем она определяется, как формировать репутацию и продвигаться этично

Привет! Авторы этого текста — агентство этичного маркетинга Emil Walsh Agency. Мы помогаем малому бизнесу создать новый продукт, выбрать и запустить каналы продаж, привлекать и удерживать клиентов, создать бренд на основе аналитики и в каждом из этих случаев — стать прибыльным. При этом мы не просто используем общеизвестные инструменты продвижения, а учитываем этичность, органичность, соответствие их бренду и аудитории.

Этичный маркетинг — пока не очень популярный и понятный подход, но мы уверены, что за ним будущее, причём ближайшее. Поэтому предлагаем вместе разобраться: что такое этика, чем она определяется, как формировать репутацию, работать с негативом и продвигаться этично.

Для этого мы поговорили с Вероникой Лосенко @ethics_helps — системным семейным психотерапевтом с 14-летним опытом, основательницей курса «Профессиональная этика помогающих специалистов».

Узнать больше об Emil Walsh Agency и том, как мы можем быть полезны для вас — можно на сайте и в соцсети, которую нельзя называть.

Чтобы ответить на всё по порядку, начнём с основного — что такое этика и этическая дилемма в понимании помогающего практика?

Этика — это философская дисциплина, изучающая поведение людей на основе моральных мотивов. Она предполагает рефлексию о последствиях идей и поступков.

Упрощенно выражаясь, мы можем называть этичным всё, что учитывает влияние на отдельных людей и социум в целом. А также моральные ценности общества в конкретный момент.

Этическая дилемма — это ситуация, в которой у человека нет единственно верного решения ситуации. При этом вариантов может быть любое количество, главный критерий — каждый из них влёчет что-то негативное. Например, урон репутации. Часто решения имеют сомнительность разной степени — поговорка «выбрать меньшее из двух зол» как раз про это.

Нам кажется, что этика подвижна и изменчива. Что это не высеченные на камне правила, ведь этика зависит от контекста и регулирует такую же динамичную сферу — отношения между людьми. Согласитесь ли Вы с нами?

С одной стороны, да, — этика, действительно, подвижна, с другой — есть базовый принцип «не навреди». Этика меняется со временем, культурой, в разных отраслях и областях. Адаптируется вместе с эволюцией отношения к человеку.

Например, раньше условный владелец завода принимал решение о закрытии только исходя из прибыльности дела, а теперь — должен учитывать то, что закрытие влечёт потерю рабочих мест. То есть сегодня этика внедрена в большее количество сфер и взаимоотношений, а не только в межличностный контекст «человек-человек».

Как помогающие практики определяют этичность того или иного решения? Какие методы используют, чтобы осмыслить конкретную ситуацию и поступать из этических соображений? И что из этого может использовать бизнес?

Мы работаем по такому алгоритму.

1. Проверяем, является ли ситуация дилеммой — этот пункт крайне важен, поскольку людям в обычной жизни сложно определить критерии дилеммы — из-за эмоциональных реакций или отсутствия специфического знания, которое есть у исследователей темы. Этическую дилемму нужно учиться видеть и описывать. Это знание или навык называется этическая зоркость.

Чтобы определить, является ли ситуация этической дилеммой, нужно проверить, что вступило в конфликт и не нарушают ли предполагаемые решения моральные, этические, законодательные принципы.

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

Иногда принцип «не навреди» может конфликтовать с законом. Например, в работе с детьми — когда помогающий специалист должен сообщить что-то с сеанса родителям, но это может навредить ребёнку, так как он регулярно подвергается насилию в семье.

2. Определяем, кто включён в ситуацию, и её контекст.

Идентифицируем людей, группы, учреждения, на которых влияет дилемма — этот вопрос тоже обязателен, поскольку часто в дилеммы включено гораздо больше людей, чем кажется на первый взгляд.

В случае, если дилемма связана с учреждением или брендом, выписываем возможное влияние, права, обязанности и зоны ответственности всех сторон.

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

3. Анализируем все законы, этические кодексы и прочие документы, имеющие отношение к ситуации, — чтобы проверить её с позиций права и общего поля, установить, какие между ними есть противоречия, а где они дополняют друг друга.

4. Формулируем варианты решения и описываем последствия каждого. В зависимости от ситуации можно также обсудить варианты в сообществе.

Например, помогающие практики разбирают обезличенные ситуации на супервизии или в профессиональных группах, юристы могут совместно с коллегами анализировать правовые кейсы, бренды и частные практики — разбирать негативные ситуации в обобщённом, обезличенном виде и показывать решения, чтобы таким образом дополнительно усилить лояльность аудитории.

Групповые разборы в рамках этики позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон. А это помогает вырабатывать этическую зоркость и видеть больше граней дилеммы.

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

5. Когда мы разобрались, как каждый вариант решения может повлиять на все стороны — выбираем решение с наименьшими негативными последствиями для всех. Весь процесс и выводы мы с коллегами фиксируем письменно — чтобы в случае сомнений перепроверить себя.

На курсе вы с коллегами обсуждаете сложные случаи из практики, наверняка возникают разногласия. Как модерировать ситуацию, когда у участников противоположные мнения по одному вопросу?

В большинстве случаев помогающие практики анализируют последствия. А разбор одной ситуации на нашем курсе может занимать до 2-3 часов. Конечно, в обычной жизни или работе других специалистов такое сложно осуществить, но проверять последствия нужно всегда. В том числе, чтобы обезопасить себя от правовых и репутационных рисков.

Когда мы сталкиваемся с разными позициями, то разбираемся, почему это случилось. Ведь каждая позиция — результат опыта. Уточняем, на что опираются стороны, из чего исходят, через какую оптику рассматривают ситуацию. Например, у психоаналитика и нарративного практика взгляды могут быть противоположными именно из-за разности этих подходов.

Первым шагом обозначается факт, что оптика разная. И далее каждая позиция соотносится с этическими кодексами, законами и реальной практикой — соответствует или нет, какие последствия влечёт?

Какие методы вы с коллегами используете, чтобы приблизиться к истине? Обязательно ли всем приходить к согласию?

Сразу оговорюсь, что в помогающих профессиях с разными подходами к истине прийти невозможно, поскольку истина — это что-то единое. А в предыдущем пункте мы обозначили, что позиции в разных подходах могут быть взаимоисключающими.

Поэтому часто нет ничего единого, кроме постулата — «не навреди».

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

В остальном, каждую ситуацию мы деконструируем — разбираем на части до основ, момента появления. И через критическое мышление и этические принципы анализируем — откуда взялась идея или позиция, что на неё повлияло, насколько она исходит из личного опыта и что остаётся, если его отделить. То есть помогающие практики постоянно рефлексируют. И любому специалисту или бизнесу, который хочет быть этичным, иметь устойчивую репутацию, строить долгосрочные отношения с сотрудниками и клиентами — тоже стоит это делать.

Многие методы продвижения находятся в «серой зоне этичности» и зависят от контекста. На что вы опираетесь, выбирая способы для себя?

Например, решаете не давить на боли и не использовать продающие триггеры, связанные с эмоциями.

Базовая опора в продвижении — всё тот же принцип «не навреди».

Поэтому я бы сказала, что важен не только контекст, но и то, как используется метод. Например, прямой эфир — это инструмент и его можно использовать этично и неэтично.

Проводить в прямом эфире психологическую консультацию, где поднимаются личные темы — неэтично, даже если человек готов публично их озвучить. Приводить в примеры реальные клиентские кейсы из практики — тоже неэтично для помогающего специалиста.
А раскрыть какой-то вопрос аудитории и использовать для ответа придуманный, сконструированный кейс — уже в рамках этики.

Проверить этичность подхода в своём бизнесе или частной практике помогает обратная связь коллег и клиентов, сопоставление своего морального ориентира с текущим контекстом — эмоциональным состоянием аудитории, оценкой ситуаций, затрагивающих большинство. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, празднуя открытие в день общего траура.

Также можно использовать 2 техники самопроверки.

  • Ментор-тест: вспомните человека, которого считаете своим этическим камертоном и проанализируйте: как бы он или она поступили в вашей ситуации, какие инструменты использовали и как.
  • Проверка на публичность: представьте себя на сцене — смогли бы вы рассказать о выбранном методе публике? Если возникает сомнение или стыд — имеет смысл перепроверить себя и поискать другие варианты.

Инструмент продвижения, как кисть, — ей можно создать картину на своём холсте, а можно разрисовать чужую стену без спроса.

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

Как этично реагировать на обвинения в неэтичности и вообще работать с негативом? Как не перейти грань между желанием никого не оскорбить и личными границами, интересами бизнеса? Особенно, если ситуация затрагивает неравные по масштабу проекты.

Универсальная рекомендация — ответить «спасибо за обратную связь, мы это обдумаем». Далее всё зависит от контекста. Как, в какой форме, в каком тоне и каким языком обвиняют в неэтичности, на что опираются.

Иногда обратную связь дают корректно и этично, указывают на аспект, который мы не учли — в этом случае уместнее и логичнее всего благодарность.

Иногда естественным образом возникает дискуссия — когда стороны уточняют, кто из чего исходит, и выясняют, почему возникла разность оценки.

Если же вас обвиняют и общаются грубо — уместно обозначить свои границы и объяснить, чем вы руководствуетесь, как видите ситуацию. Часто люди проецируют эмоции и делают поспешные выводы. На это можно вежливо указать в форме предположения и далее объяснить, что имелось в виду, обозначить свои сожаления по поводу возможной неверной трактовки. Но это более уместно для личного взаимодействия.

А в публичном поле, где важно учитывать интересны бизнеса и репутационные издержки — нужно тщательно взвешивать последствия, риски и только после этого принимать решение.

Безопасно ответить так: «Спасибо за обратную связь, нам жаль, что наши слова вызвали такую реакцию и трактовку, хотя мы ничего подобного не закладывали и не имели в виду. Сделаем выводы».

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

Подобные ситуации неизбежно возникают, поскольку люди по-разному смотрят на мир. А влиять на чужие эмоции, трактовки и восприятие мы не можем. Можем только выбирать свои.

Поскольку бизнесы, бренды и блогеры продвигаются в интернете, а тут свои правила, должны спросить: могут ли троллинг и мат быть в рамках этики? Если да, то при каких условиях? А если нет, то почему?

Этика подразумевает оценку параметров:

  • в каких отношениях с собеседником, коллегой, клиентом мы находимся,
  • имеет ли один власть над другим,
  • равен ли статус, ресурсы,
  • какие у каждого привелегии.

Например, в коммуникации, которая основана на равенстве и где оговорены допустимые формы общения — уместно и троллить, и использовать сарказм или мат. Обычно это здоровые дружеские отношения.

В таких случаях границы допустимого в общении обозначены. Благодаря чему можно быть уверенным, что никто не проявляет газлайтинг по отношению друг к другу, а выбирает определённую форму донесения и делает это доброжелательно.
Но как только появляется перекос, например один постоянно подкалывает другого — это уже неэтично и нездорóво. Здесь важно заметить свои ощущения и обозначить границы, допустимый и недопустимый тон общения, попросить чего-то не делать в отношении вас. А если на это не реагируют — ограничить или прекратить общение.

Также в любых видах отношений, где есть неравенство, зависимость, разный уровень власти, ресурсов, привилегий — троллинг становится проявлением агрессии. Поскольку тот, кто «ниже в иерархии», обычно не имеет возможности ответить.

Теперь про мат. Сейчас он имеет неоднозначную репутацию — одни считают его недопустимым, загрязняющим речь, другие — обычной частью языка, которую пора нормализовать и перестать называть «нецензурной бранью». Я пока не выработала однозначного отношения, но исхожу из следующего. Если мне самой или кому-то, с кем я коммунициирую, мат неприятен, то зачем мне его использовать конкретно в этом взаимодействии? Тем более, что доступны другие инструменты языка.

Также я учитываю, что у разных слов — разная сила. Поэтому стоит выбирать, заранее оценив, как они могут влиять на других в каждом конкретном случае. Это касается слов в принципе — эмоционально окрашенных, пришедших из жаргона, других языков и культур, сложных для понимания. В процессе оценки можно увидеть свою профдеформацию и проверить: говорите вы на языке своего клиента или нет. Из чего следует — выбирают вас или нет.

Специалистам и брендам важно учитывать, кто их аудитория и что для неё важно. Один стендап-комик приводил такой пример: среди моих зрителей есть и те, кто любят мат, и те, кто его не переносит. Если я включаю в шутки мат — на концерт придут 500 человек, а если я не буду его использовать — 1000, поскольку придут и первые, и вторые.

То есть, чтобы принять решение, нужно вывести вопрос на уровень осознания — и как в случае с этической дилеммой — отрефлексировать, оценить, рассмотреть с разных сторон и запросить обратную связь.

Вероника Лосенко, психотерапевт, ментор по этике помогающих специалистов

На мой взгляд — это универсальная рекомендация и для брендов, и для блогеров, да и в целом для людей. Не только в продвижении и работе, но и в жизни.

Спасибо за интерес к этике! Мы верим, что продвигаться этично можно, а этичные бизнесы — улучшают мир.

Больше советов, инструментов и разборов для малого бизнеса — в блоге Emil Walsh Agency. Подписывайтесь, чтобы проверять своё дело на ошибки, внедрять то, что работает и учиться на чужих ошибках, не сливая деньги на тесты своих :)

88
20 комментариев

Мне кажется все зависит от бренда, если это банк или сервис предоставляющий услуги бизнесменам, то тут должен быть только строгий диалог. Если же это какая-то доставка, то ничего плохого молодежного сленга я не вижу)

1
Ответить

А в чём отличия банка от сервиса доставки? И те и другие оказывают услугу для потребителя, и это должно быть в приоритете. Они должны оказать эту услугу качественно, за достойную плату и не важно кто это банк или сервис доставки.

Ответить

Моё мнение такое, что недопустимо использовать сленг, при оказании услуги и реализации товара. В разной местности и в разных возрастных группах - одни и те же слова могут трактоваться по разному. Чтобы не получить недопонимание между с двух сторон, нужно формальное общение. Оно нейтрально и основывается на общих нормах, упрощённых для понимания, при этом уважительное для всех.

1
Ответить

Да, разумеется, голос бренда (tone of voice), форматы и стиль общения с аудиторией, визуальная упаковка и вообще всё позиционирование зависят от типа бизнеса, его целевой аудитории и желаемого имиджа.

Согласны с Вами и благодарим за дополнение)

Ответить

вопросов конечно куча, но тут надо награждать даже за попытку в наше время

Ответить

Здорово что подняли эту тему.

В 2006-9 писал диссертацию как раз на эту тему - Этика Маркетинга. Сильно интересовался подобными вопросами и рад, что есть те кто развивают эти идеи на практике спустя 15 лет.

Задача создания методологии которая бы связала простое "не навреди" с очевидной финансовой выгодой остается малорешенной и все равно уходит к личным качествам конкретных людей, тк мало что можно себе представить хуже, чем те компании которые действуют этично не из принципов, а лишь потому что так выгодно.

В брендинге важна аутентичность которая бы подходила под мораль ца - мораль - это в смысле соответствия нормам в определенной среде, а не "общечеловеческом".

P.S. На практике, в работе с брендами для tech ушел скорее в сферу HX и создания доверия через человечность - несколько лет назад у Делойт был хороший отчет, где есть картинка про создание компаниями доверия и воспринимаемость как "этичные"

Ответить

Да. Мораль и деньги мало стыкуются. Чем больше денег- тем меньше морали. Есть исключения, но они скорее подтверждают правело.

Ответить