Секреты успешной подготовки: как использовать мнемонические техники, конспекты и другие материалы для эффективного запоминания информации

Мнемотехники – приемы, которые очень полезных для всех учащихся. Они могут быть рекомендованы и детям, и взрослым, потому что развивают память и интеллект в целом. Готовясь к экзамену по менеджменту, тоже можно использовать эти приемы.

Секреты успешной подготовки: как использовать мнемонические техники, конспекты и другие материалы для эффективного запоминания информации

Как это работает

Мозг сложно воспринимает большие объемы хаотично поданной информации. Зато ему легче усваивать ту, которая вызывает ассоциации или ту, которая подана в системе, в тесной связи с другими знаниями. Мнемотехника помогает ассоциировать и систематизировать хаотичную информацию, понятия, термины, новые слова.

Что делает мнемотехника:

  • привязывает информацию к интересному факту или детали;
  • использует связь известного и нового;
  • создает устойчивые зрительные, текстовые и аудиальные ассоциации.
Есть мнемотехники общеизвестные и популярные, есть – авторские. Каждый студент может создавать свои приемы запоминания, ориентируясь на общем понимании работы мнемотехники.

Метод локусов

Наверняка его помнят любители сериала про Шерлока Холмса, и сейчас вы поймете почему. При этом метод появился очень давно, им пользовались еще античные ораторы. Другое название техники – умственная прогулка. Вот в чем ее суть: нужно привязать новую информацию к знакомой локации. «Дворцом памяти» (еще одно название техники) чаще становится собственное жилище.

Например, привязать к письменному столу группы ресурсов, которыми управляет менеджер в организации. Так, в одном углу стола «окажутся» материальные ресурсы, в другом – человеческие, в третьем – финансовые, в четвертом – информационные, а в центре – временные.

Секреты успешной подготовки: как использовать мнемонические техники, конспекты и другие материалы для эффективного запоминания информации

Так распределить можно разные понятия и термины из менеджмента: на стене, на мебели, на полу, в углах, на окне и прочие. Кому-то это может показаться абсурдным, но стоит попробовать и убедиться, что метод работает. Так вот в сериале с Б. Камбербэтчем его герой гулял по комнатам воспоминаний в собственной голове, и так пытался что-то вспомнить.

Популярный мотивчик

В школе часто задают учить стихи наизусть, и не всем это легко дается. Но, к примеру, когда стих встречается в виде песни, он может запомниться буквально за пару прослушиваний. Пример тому – стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме». Оно звучит в виде песни в известном фильме, и многие знают его даже на бессознательном уровне. А если учить его как обычно, по столбикам, так просто запомнить не получится.

Информацию из курса менеджмента тоже можно предложить к запоминанию в виде мотива песни. Придумать, создать самому, вспомнить любой подходящий – неважно как это сделать. Главное, чтобы работало.

Попробуйте пропеть следующее:

Управление – это процесс

Планирования и контроля,

Мотивации и организации,

А еще – координации.

Или, например, пропеть такие строки:

Навыки принятия решений

У менеджера вот такие:

Анализ проблем и системность мышления,

Сбор информации и коммерческое мышление.

Мотив может быть абсолютно любой, в теоретическую информацию можно вставлять слова для связки, которые делают текст певучим.

Как задействовать конспект в запоминании

Акростихи, логические цепочки и другие мнемонические приемы хороши для простой информации, для изучения иностранных слов. Но теория менеджмента предполагает большие объемы текста, длинные слова, классификации, термины, пояснения. Это не всегда можно уложить в простые приемы. Тогда спасает конспектирование.

10 правил эффективного конспектирования:

  1. Ранжирование по цвету или цветовая дифференциация. Нужно определить, что, к примеру, термины или понятия пишут зеленой ручкой. Важную информацию, детализацию – черной. То, что нужно запомнить буквально наизусть, красной ручкой. Остальной текст – стандартной синей. И тогда глаза будут быстро выхватывать главное и ключевое, текст запоминается лучше и более системно.
  2. Шаблонность. Если разные темы конспектируются по-разному, это усложняет запоминание. А если все относится к какому-то шаблону, выглядит это проще для усвоения.
  3. Отсутствие лишней информации. Все должно быть связано, системно, в структуре и четкой последовательности. То, что выбивается из заданных условий, можно выкидывать.
  4. Заметки на полях. Поля в конспекте нужны, это упрощает восприятие текста. Но их можно задействовать для обозначения краткой, важной информации. Не нужно писать ее буквально на всех полях, только ситуативно.
  5. После написания одной темы в конспекте, пробегаться по ней глазами. Это помогает систематизировать знания, помогает правильному, последовательному запоминанию.
  6. Глоссарий можно выделять отдельно, но не в конце тетради, а в начале. Делают это, чтобы каждый раз при листании конспекта, термины из глоссария попадали на глаза.
  7. Писать конспект можно не в тетради, а на листах А-4. При этом автор с одной стороны листа можно составлять традиционный конспект, а с другой – делать ментальную карту (о ней подробнее ниже). Это будет и опорой при изучении и повторении материала, и прекрасным упражнением для запоминания.
  8. Писать электронный конспект. Если студент не любит писать от руки, можно сесть за ноутбук. И тоже структурировать текст (списки, таблицы), выделять цветом ключевые понятия. В конспект можно вставлять гиперссылки, что очень удобно.
  9. Использовать понятные сокращения. Если расшифровка занимает много времени, конспект перестает нести ценность.
  10. Делать закладки. Оставлять закладки в тетради-конспекте нужно там, где остались плохо изученные темы, требующие уточнения и т.д. Закладками могут стать обычные канцелярские скрепки.

Конспектирование – недооцененный сегодня способ запоминания. Но это классическая мнемотехника, очень действенная, хотя и требующая времени и сил.

Секреты успешной подготовки: как использовать мнемонические техники, конспекты и другие материалы для эффективного запоминания информации

Ментальные (интеллектуальные) карты

С их помощью можно объединять темы, создавать между ними прочные связи и зрительно запоминать огромные объемы ключевой информации.

Как работает ментальная карта:

  • в процессе ее составления автор не просто знакомится с информацией, он ее осмысливает, потому что ему приходится структурировать текст;
  • в результате создания карты получается визуально простой, но интересный и содержательный творческий конспект;
  • разбирая составленное, можно не просто повторить тему, но и качественно ее проанализировать;
  • карта работает на память в процессе создания, впоследствии она работает снова – служит опорой для хорошего ответа.
Можно использовать и чужие, уже готовые ментальные карты. Это тоже эффективно, но все же не так, как если бы они были составлены самим студентом. В одной карте можно объединять сразу несколько тем, и логика в связи между ними будет очевидной и податливой к запоминанию.
Секреты успешной подготовки: как использовать мнемонические техники, конспекты и другие материалы для эффективного запоминания информации

Что почитать для улучшения памяти

Студентам, обучающимся на менеджера (и не только им) может быть полезной книга Артура Думчева «Помнить все». Там много интересных фактов и практических советов, она читается легко. У В. Козаренко есть целый «Учебник мнемотехники», в нем подробно описаны разные техники, даны рекомендации, очень иллюстративны примеры в нем. Текст немного формален, но вся информация содержательна и полезна.

Начать дискуссию