Связь симпатии к вам с успехом в карьере и бизнесе. И при чем здесь "компетентные придурки"?

Расскажу, что такое симпатия. Объясню, почему она важна для успеха в карьере и бизнесе. Покажу, какое все это имеет отношение к социальному капиталу.

Photo by Nicola Fioravanti on Unsplash
Photo by Nicola Fioravanti on Unsplash

Что такое симпатия

Любовь, уважение, обаяние, престиж, предпочтение, признание, харизма. Все это разные грани и разные степени одного и того же чувства – симпатии. По-русски нам привычнее говорить "нравиться".

Что это значит? Наука единогласного ответа еще не выработала, поэтому поделюсь своим мнением. Базовая идея симпатии довольно проста – нам нравятся те, кто доставляет нам удовольствие. Приятный голос ласкает слух, красивая внешность ласкает взгляд, мудрая мысль ласкает ум. Иными словами, симпатия – это реакция на удовольствие. Чем больше его, тем сильнее она.

Нравиться нам могут не только люди, но и вещи, услуги, компании. Все то, что может так или иначе сделать нам приятно. Правда, в этих случаях слово симпатия звучит немного нелепо. Симпатия к удобному креслу? Симпатия к телефону? К сожалению, с этим нечего поделать, потому что в нашем языке не прижились существительные "нравление" или "приязнь". Поэтому как в отношении людей, так и неодушевленных вещей я буду говорить о симпатии.

Связь с успехом в карьере и бизнесе

Нам в жизни делают услуги только по двум причинам – симпатия и выгода. Если мы нравимся человеку, он поможет нам бескорыстно. Если мы можем дать что-то взамен, он поможет нам корыстно. О корыстной услуге, которая зависит от доверия, мы уже поговорили, а сейчас нам интересна бескорыстная, которая зависит от симпатии.

Все мы ежедневно видим, что с одними говорят грубо, с другими ласково, одним прощают ошибки, других наказывают, одним делают скидку, другим наценку. Часто все это делают из холодного расчета, но не менее часто – из симпатии (или неприязни). Зачем мы оказываем услуги тем, кто нам нравится? Это легко понять. Если мне что-то доставляет удовольствие, я буду как минимум это беречь (не грубить, не обманывать, заботиться тд.) или как максимум постараюсь приблизить к себе этот источник (комплименты, подарки, тд.). Очевидно, что намного легче, приятнее и богаче будет жизнь тех людей, которые нравятся окружающим. Иными словами, они будут успешнее.

Это же применимо и к неодушевленным социальным единицам вроде компаний. Некоторые из них нам просто нравятся, поэтому мы готовы отдать больше денег за их продукцию, готовы закрыть глаза на какие-то недочеты, готовы ждать, готовы посоветовать друзьям и так далее. Все это примеры бескорыстных услуг. Очевидно, что успешнее будут те бизнесы, которые больше нравятся людям.

Именно поэтому стоимость популярной компании всегда включает так называемый Goodwill, что дословно переводится как "добрая воля". У нас это обычно называют деловой репутацией, но этот сухой перевод плохо отражает суть. Goodwill – это прежде всего симпатия клиентов, а не репутация в деловом мире. Симпатия к компании вместе с доверием к ней составляют бренд.

  • На рынке полно людей, которые хорошо преподают английский, но у одних будет много учеников, у других мало.
  • На рынке полно хороших управленцев, но за одних компании будут бороться, а других игнорировать.
  • На рынке полно фирм, которые хорошо делают ремонт, но у одних будет много клиентов, у других мало.

Теперь вы знаете, что эта разница зависит не только от доверия, но и от симпатии. Иными словами, приятный профессионал будет пользоваться большим спросом, чем профессионал того же уровня, но неприятный. Первый будет успешнее просто потому, что он больше нравится.

Как и тысячу лет назад, сегодня симпатия – это ключ к успеху. Сомнения? Тогда время исследований.

"Приятный дурак или компетентный придурок?"

Слегка эпатажное название (lovable fool & competent jerk) для научной статьи, правда? :) Тициана Кашьяро и Мигель Соуза Лобо проводили исследование нескольких компаний с целью выяснить, как они разрешают одно из самых злободневных противоречий менеджмента – баланс между дружелюбием сотрудника и его компетентностью.

"Мне интересны только твои навыки и опыт. Если ты вдобавок к этому еще и приятный человек, это просто бонус." [1;94]

Большинство управленцев говорили примерно так. Но это лишь слова, а на деле все оказалось иначе.

"Мы обнаружили, что если кто-то сильно неприятен, его компетентность почти не имеет значения; люди не хотят с ним работать. И наоборот, если кто-то нравится, его коллеги будут ценить каждую крупицу компетентности, что у него есть." [1;94]

Иными словами, приятный дурак может знать меньше, но зато коллеги будут готовы с ним плодотворно работать и тем самым выжмут максимум из его скромных познаний. А характер компетентного придурка, наоборот, сделает обмен знаниями и сотрудничество с ним неприятными, сложными или вообще невозможными.

Кто из них будет успешнее? Не спешите с выводами. У первого много симпатии, но мало профессионального доверия (компетентности), а у второго наоборот. Поэтому на самом деле их шансы на успех будут равны. Они будут выше, чем у неприятного придурка, но успешнее всех будет приятная звезда (lovable star) – сотрудник с высокими симпатией и компетентностью. Согласны?

Отношение к социальному капиталу

Социальный капитал – это ответ на вопрос, почему одним окружающие благоволят больше других. Иными словами, от его величины зависит то, насколько охотно окружающие будут оказывать вам корыстные и бескорыстные услуги. Бескорыстная услуга зависит от симпатии к вам, а корыстная – от доверия к вам. Чем больше людей вам доверяет и симпатизирует и чем выше эти доверие и симпатия, тем охотнее люди будут делать вашу жизнь легче, приятнее и богаче.

P. S. О конкретных способах повышения симпатии буду рассказывать в будущих статьях.

P. P. S. В прошлых статьях я рассказал о личном и общем доверии, применимо ли это и к симпатии? Для меня это по-прежнему открытый вопрос, поэтому пока что будем считать, что симпатия бывает только личной.

Интересно? Жмите "вверх" и подписывайтесь :)

Литература

  • Competent Jerks, Lovable Fools, and the Formation of Social Network - Tiziana Casciaro and Miguel Sousa Lobo - Harvard Business Review, Vol. 83, No. 6, June 2005.
11
Начать дискуссию