{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Система наставничества в организации: суть, задачи, основные стили и недостатки

Всем привет! На связи команда IT-компании Лабмедиа. Мы занимаемся разработкой электронных курсов и учебного видео для корпоративного сектора. В статье рассказываем про систему наставничества, с помощью которой можно быстро и эффективно адаптировать новых сотрудников.

Авторская иллюстрация Лабмедиа

Что такое наставничество в организации

Наставничество — это система обучения новичков знаниям и навыкам более опытными коллегами в рамках рабочего процесса.

Наставничество позволяет сократить период адаптации, снизить текучесть кадров, усилить корпоративный дух, а также повысить мотивированность к работе и эффективность новых сотрудников. При этом оно не требует больших вложений, поскольку в роли наставников выступают действующие сотрудники компании.

Какие задачи стоят перед наставником в процессе адаптации новичка

  • Погружение человека в корпоративную культуру (внутренние стандарты, традиции, формат общения между коллегами);

  • Поиск проблемных точек в профессиональной подготовке новичка и создание условий для их устранения или минимизации;
  • Составление индивидуального плана работы на период профессиональной адаптации (как правило, в рамках испытательного срока, с предоставлением последующей характеристики новичка);
  • Контроль усвоения теоретических знаний и применения их на практике;
  • Выдача обратной связи и ответы на возникающие в процессе работы вопросы (не обязательно наставник должен сам отвечать на все вопросы, но ему необходимо выстроить процесс так, чтобы стажер смог оперативно заполнить все пробелы).

Основные стили наставничества

Всего есть 4 основные техники, которые можно по-разному комбинировать, учитывая ситуацию, личность наставляемого и собственные интересы.

  • Расскажи, покажи, сделай

Данная обучающая модель чаще всего применяется в современной практике. Алгоритм действий здесь довольно простой. Наставник объясняет новичку цели и задачи. Затем показывает, как необходимо выполнить то или иное задание, после чего сотрудник выполняет задание самостоятельно и получает обратную связь.

  • Гуру и последователь

Суть этого стиля наставничества заключается в том, что сотрудник оказывается в подчинении у авторитетного гуру и становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Подопечный наблюдает, подражает и запоминает. Если он поймет принципы работы гуру, то сможет стать высококлассным специалистом, в этом большой плюс. Из недостатков техники можно отметить низкую вовлеченность сотрудника в обучение, отсутствие обратной связи, а также тот факт, что результат может появиться через значительный период времени.

  • Мастер и подмастерье

В рамках данного стиля мастер разделяет свои рабочие задачи с подмастерьем. Новичок благодаря может полностью погрузиться в процесс работы, проявить высокую вовлеченность и быстро адаптироваться. Из минусов — подопечные могут ориентироваться на наставника, не развивая собственные качества.

  • Творческий тандем

Суть заключается в том, что наставник воспринимает своего подопечного как равного. Они работают совместно и разделяют ответственность за результат. Здесь опять же можно отметить высокую вовлеченность новичков в работу.

Недостатки (или скорее нюансы) системы наставничества

Порой бывает так, что блестящий специалист в своей области не обладает талантом передачи знаний другим людям. Чтобы быть хорошим наставником, у человека должны быть развиты педагогические, коммуникативные навыки, харизма и влиятельность. Новичок должен с горящими глазами смотреть на наставника и стремиться перенять его опыт.

Имеет место и банальный человеческий фактор — наставник и наставляемый могут просто-напросто не сойтись характерами. Или наставник может не соблюсти баланс, погрузившись в работу со стажером, в результате пострадают его личные задачи. Также новичку может вовсе не подойти такой формат работы, поскольку не все готовы к постоянному контролю и оценке со стороны.

В заключение отметим, что ключевым пунктом успешного наставничества является обстановка доверия, уважения и одновременно требовательности. Помните про важность постоянного обмена обратной связью, ведь только так можно сохранить системность процесса адаптации.

Друзья, приглашаем вас присоединиться к нашему развивающемуся комьюнити в Telegram, чтобы:

  • быть в курсе последних трендов в корпоративном обучении;
  • узнать, как повысить вовлеченность сотрудников;
  • постоянно пополнять запас знаний об e-learning и геймификации;
  • познакомиться с кейсами Лабмедиа;
  • получать бесплатный доступ к записям вебинаров с экспертами компании;
  • узнать больше об инструментах автоматизации HR-процессов.

Переходите по ссылке, подписывайтесь:

0
2 комментария
Ариана Гурьева

Главное, чтобы был еще дополнительный материал для изучения у нового сотрудника. Потому что может сложиться так, что когда наставник что-то объясняет новому сотруднику, то очевидно тратит и своё и время сотрудника, хотя в это время мог успеть и сделать больше

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фадеев

Наставники - это безусловно круто, только если действительно квалифицированный и опытный сотрудник встает на эту позицию. Было много случаев, когда меня ставили в роль наставника, когда я отработал не больше месяца и пытался сам, на пальцах все объяснять.. муторно :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда