Муки выбора: может ли кафе отказаться от агрегаторов доставки?

Еще пару лет назад доставка еды из кафе и ресторанов в основном представляла собой доставку пиццы и роллов. Промежуточный вариант — самовывоз блюд (работа «навынос»), — также не стал мейнстримом, на основании которого можно было бы построить коммерчески успешный бизнес. И лишь с приходом "желтого”, а затем и "зеленого” фудтех-агрегаторов, вскоре "удачно” совпавшим с введением карантинных ограничений, появилась возможность заказать доставку блюд практически из любого заведения.

Зачем это вообще нужно?!

Может ли ресторан обойтись без доставки блюд? Ответ очевиден для любого профессионала сферы HoReCa: доставка на дом по состоянию на конец 2022 года является обязательным компонентом бизнеса. Она востребована клиентами, которые уже имеют устоявшуюся привычку потреблять любимые блюда или проводить гастрономические эксперименты в удобном для себя месте.

Сегодня заказать еду на дом - такое же привычное действие, как и покупка билетов в кино или заказ такси в приложении
Сегодня заказать еду на дом - такое же привычное действие, как и покупка билетов в кино или заказ такси в приложении

Важна система доставки еды и для владельцев заведений, которые с помощью доставки повышают оборот своей компании без вложений в увеличение численности посадочных мест.

Не все то бизнес, где есть продажи…

Но вот с преимуществами от внедрения доставки на дом, такими явными, на первый взгляд, не все так просто. Точнее, не все так радужно с экономической составляющей этого явления. Мало кто из довольных клиентов, заказавших обед или ужин, порцию шашлыка или аланских пирогов, привычной пиццы или роллов, знает о том, что из столь щедрого чека непосредственно в заведение дойдет всего треть (в лучшем случае) этой суммы. Да, комиссионные "желтых”, “зеленых” и прочих сервисов доставки составляет 35-40%! Это шокирует и тех, кто только-только просчитывает возможность старта своего бизнеса, и тех, кто видит, сколько "нолей” показывается в этой графе в отчетах о платежах, проведенных, за месяц.

Вместе невозможно, но и врозь — никак

Парадокс в том, что из соображений все той же экономики бизнеса отказываться от сотрудничества с Яндекс. Еда и Delivery Club — не выгодно! И чем "моложе” само заведение в вопросах начала доставок через фудтех-монстров, тем большую выгоду можно получить от такого формата. И клиенты, и рестораторы ценят в работе с "желтыми” и "зелеными” за "продуманность” решений (интерфейсов, дизайна, процессов) . А новички — еще и за быстрый и простой старт. И, конечно же, агрегаторы для любого кафе или ресторана — это гарантированный спрос и оборот буквально с первого дня. То есть, пока работа с агрегаторами приносит рост клиентской базы, то такой сервис — must have для бизнеса любого заведения.

Есть ли вариант перестать платить 35-40% агрегаторам с каждого заказа?

Сначала кажется, что выхода нет. Отказаться от самой идеи доставки? — Не позволят клиенты, которые "проголосуют” своими деньгами в кассу более расторопных коллег. Повысить цену, переложив хотя бы половину комиссионных агрегатора на конечного покупателя? — Сразу же произойдет "голосование деньгами” в пользу конкурентов, описанное выше. Полностью отказаться от сотрудничества с фудтех-"аллигаторами”, пожирающими прибыль? — Не выйдет, это равносильно пропасть из зоны видимости всех клиентов, кроме самых постоянных и лояльных.

Непростая задача: перестать платить 35-40% от суммы каждого заказа доставки на дом, не растеряв объемов и увеличив прибыль своего заведения
Непростая задача: перестать платить 35-40% от суммы каждого заказа доставки на дом, не растеряв объемов и увеличив прибыль своего заведения

С точки зрения бизнеса, ни один из заданных в предыдущем абзаце вопросов не является корректным: одномоментно и в полном объеме отказаться от работы с агрегаторами — на такой подвиг могут пойти только те заведения, названия которых уже через пару месяцев останутся лишь в памяти учредителей и самых давних посетителей. А работать только через агрегаторов — это не про заработок.

Так как все-таки уменьшить затраты на доставку агрегаторами?

Секрет в том, чтобы уйти от кардинального выбора: или/или. Выходом может оказаться параллельный запуск собственной системы интерактивного приема заказов, их оплаты и доставки, которая будет охватывать сначала небольшую часть клиентов.

При правильном подходе (особые условия, небольшие скидки, подарки "от шефа”) заинтересовать этим вариантом (более выгодным для заведения) можно и нужно именно "ядро” из постоянных клиентов. Да, их не так много. Но, в соответствии с Принципом Парето (да, те самые 80/20), постоянные клиент смогут обеспечить большую часть заказов, за доставку которых уже не придется платить 35-40% гениальным, но посредникам.

Только будьте внимательны! Организовать свою эффективную доставку на устаревших решениях уже не выйдет — эра фотографий блюд в Инстаграм безвозвратно ушла в небытие. Сегодня клиенты, избалованные (в хорошем смысле) агрегаторами, хотят быстрого и четкого алгоритма, с моментальной оплатой и минимумом усилий при заказе.

Собственную доставку в текущих реалиях можно строить только на недорогих специализированных облачных сервисах для рестораторов (например, Foodeon). Либо, если у заведения уже есть прогрессивный сайт с высокой посещаемостью, то путем его доработки (увы, этот вариант практически нерентабелен — сегодня любое индивидуальное IT-решение потребует значительных финансовых затрат без гарантии результативной работы на выходе проекта).

Выстрел в ногу? Спасибо, но нет!

Под это описание подходят обе крайности: и отказ от работы через агрегаторов, и полный перевод доставки на свой сервис. А значит успех в вопросах доставки, как и многое в бизнесе, зависит от баланса: Яндекс. Еда и Delivery Club нужны! Но не как панацея, а в качестве одного из инструментов в вашем бизнесе.

Агрегаторы дают возможность заработать меньше, но предоставляют шанс впервые познакомить с вашими блюдами максимально возможную в условиях вашего района или города аудиторию.

А по-настоящему заработать получится на постоянных клиентах, которые с радостью (при должных навыках ваших менеджеров по развитию) оценят предложенные преимущества собственной доставки заведения, построенной на эффективных IT-решениях.

Агрегаторов рассматривали в качестве способа расширения клиентской базы и повышения узнаваемости бренда только в начале работы. Но условия сотрудничества с высокой комиссией нам не подходили — наценка на готовые блюда ниже предполагаемых отчислений, доходящих до 40% от стоимости товара

Владелец сети “dark kitchen” АланскаяКухня. рф, пользователь сервиса Foodeon

Сколько у вас будет постоянных клиентов зависит, в том числе, и от основного искусства ресторатора — составление меню, оптимальный подбор блюд, управление их ассортиментом и адекватное ценообразование. И это — совсем другая история. А у нас сегодня — про роли агрегаторов в бизнесе HoReCa и экономию на их комиссиях.

Понравилось? — Похвалите. Не согласны? — Критикуйте! Комментарии открыты

33
6 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Олег, именно, вот мы такой сервис и создаем. Называется Foodeon :)

1
Ответить

Запускались через агрегаторы, согласен с вашим постом! Лайк :D

Ответить

Спасибо за обратную связь :) И как? До сих пор работаете с агрегаторами? Дало ли это базу клиентов? Запустили собственную доставку или еще нет?

Ответить

35-40 % от стоимости это просто разорение...
Очень много..

Ответить