{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Нужен ли запрос на сессию с психологом?

Как извлечь максимум из сессии и провести ее с максимальной пользой? Уверена, данная статья будет полезна как психологам, чтобы эффективно вести процесс, так и клиентам, когда вы только готовитесь к встрече со своим психологом.

Тема корректного формулирования запроса как на одну сессию, так и на весь процесс работы — базовая часть психотерапевтического процесса.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

— Только бы попасть куда-нибудь..., — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

Льюис Кэрролл "Алиса в стане чудес"

Так вот, не хотелось бы, чтобы клиент попал "куда-нибудь" в процессе сессии как в описании картинки выше. Что для этого нам необходимо? Все верно - сформулировать запрос.

Однако, печальная новость в том, что часто слышу, что коллеги-психологи работают ровно с тем, что самостоятельно "принес" клиент. Сейчас не будем говорить о том, какие параллельные положительные эффекты должна давать сессия клиенту, помимо решения основного запроса (взращивание ответственности, взрослая позиция и т.д.). Скажу лишь о том, что даже если клиент пришел на сессию "просто выговориться" - это, безусловно, абсолютно окей, но, вместе с тем, это не отменяет наличие запроса для консультации.

А теперь непосредственно к теме запроса.

Что здесь важно? Это корректно его сформулировать. Именно в этой части наблюдаю наиболее частые ошибки. Следует понимать, что клиент не обязан САМ правильно формулировать запрос. Направить, уточнить, пойти вглубь, задать направление для размышления - это все задачи психолога.

Теперь давайте обсудим, с чем может приходить клиент, и как может выглядеть его запрос по итогам обсуждения:

  1. Жалоба, описание состояния сейчас ("У меня болит..." ,"Мне плохо..." ) - это не запрос. Может быть, человеку хочется просто пожаловаться (что тоже ок, даем этому место и возможность). Запрос - это ответ на вопрос: "Чего вы хотите". Я, как правило, задаю этот вопрос еще при записи на консультацию (прошу заполнить небольшой мини-опросник для составления портрета клиента).
  2. "Хочу, чтобы не было...(боли, обиды, страха и далее по списку)" - тоже не запрос.Уточняем, к чему хочется прийти? В каком состоянии хочется быть? Что будет вместо того, от чего хотят избавиться?
  3. "Хочу, чтобы было меньше.. " - тоже еще не запрос для того, чтобы с этим работать.Уточняем: на сколько меньше, чем будет отличаться состояние сейчас и когда станет "меньше". В этом случае запросом будет желаемое состояние. Оно может быть вообще не связано с жалобой(!).
  4. Если запрос касается другого (человека, животного, погоды...), работаем с тем, кто жалуется, просит. Сообщаем о том, что сессия может касаться только человека, с которым непосредственно идет работа, т.е. только самого клиента (!). Мы не можем влиять на желания, состояния и вообще жизнь другого объекта (но при желании клиента можем поисследовать причины возникновения такого "запроса"). Уточняем, чего он хочет для себя в результате работы, как изменится его состояние, когда будет выполнен запрос. Запросом будет его желаемое состояние.
  5. Может быть запрос : "Хочу понять... (что происходит, почему так...)." Уточняем, достаточно ли просто понять? Если да, можем предложить клиенту различные психодинамические техники (ассоциативный тест, рисование, "сочинение на тему..." и др.) и показываем, как и что он может сделать сам, чтобы понять. Плюс, я бы уточнила: "А что станет для вас результатом понимания? Как вы поймете, что вы поняли?"
  6. Если, наконец, появился запрос "Хочу, чтобы было...", проверяем состояние сейчас и желаемое. Можно просто по шкале тонов. Если эмоция с желаемым ниже (хуже), чем сейчас, уточняем запрос. Можно попросить клиента написать ассоциативный тест на слово-запрос. Если состояние сейчас не лучше, а такое же или хуже, чем после выполнения запроса, с таким запросом можно работать. Если сейчас состояние лучше, чем будет после выполнения запроса, уточняем запрос. Иначе будет сопротивление, результата не будет, или он будет нестабилен, а после сеанса может быть ухудшение состояния "обострение".

Безусловно, в процессе сессии могут появляться и другие запросы по мере вашей работы и глубины исследования, может уточняться или повторяться прежний запрос, но нужно проверять и уточнять запрос заново каждый раз.

Дополнительно, я всегда прошу уточнить клиента: "А что для вас станет показателем выполнения запроса? Как вы поймете, что цель достигнута?". Такие вопросы помогут клиенту четче сформулировать свои намерения, а психологу - лучше понять понятийный аппарат клиента и его интерпретацию запроса.

Расскажите в комментариях, с какими необычными запросами приходили к вам клиенты (если вы психолог)? А также, пожалуйста, поделитесь, какие для вас актуальные запросы на сессию (если вы клиент)?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда