Развитие интеллекта. Или где прячется острота ума?

Когда речь заходит про интеллект, то мозг рисует образы гениев. Дескать, если ты не можешь стать таким, то нечего и пытаться. И вообще, развитие интеллекта это что-то сложное, недостижимое и для небожителей-белоручек. Вот только это совсем не так. Интеллект это не про гениальность, и даже не про ум. И его развитие куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Развитие интеллекта. Или где прячется острота ума?

Примерно 30 лет назад человечество начало пресыщаться знаниями и информацией. Новые исследования и открытия совершаются сотнями каждый день. И если раньше мы жили в дефиците информации, то теперь живем в её изобилии. Находить ценные крупицы и доносить их смысл максимально доходчиво – этому посвящена работа нашего проекта. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые материалы.

Эрудированность и анализ. На чем завязано развитие интеллекта?

Интеллект – это общая способность человека к решению задач при доступных ресурсах. Человек, который выживает в диком лесу, обустраивая дом и добывая пропитание может точно так же напрягать мозг, как айтишник, работающий над кодом или молодая мама с двойней, которая пытается удерживать дом в порядке. Все эти процессы требуют две важнейшие составляющие. Подкрепленные стабилизаторами для нервной системы.

Опыт и знания

Это первый элемент для прокачки интеллекта. Так уж биологически сложилось, что мы охотно впитываем знания с первого вздоха и на протяжении следующих 18-35 лет. Именно на этот период припадает фаза активного синтеза гормонов и нейрогормонов, за счет которых развиваются нейроны и нейронные связи. А также на них держатся внутренние ресурсы.

  • Наши знания формируются на основе получаемого опыта и мотивации этот опыт приобретать. Именно мотивация к новым знаниям остается фундаментом развития интеллекта. Пока человек готов познавать новое, он поддерживает нейрогенез и развитие нейронных связей. Но почему?
  • Мозг требует огромного количества ресурсов для работы. Здесь нет принципа «запомню что-то, авось пригодится». Нет, мозг запоминает только то, что способствует или выживанию, или размножению. Поэтому важно, чтобы запоминаемый материал вызывал эмоциональную реакцию. Или, встречался достаточно часто. От этого зависит ваша как креативность, так и интеллект.
  • В первом случае, после контакта с материалом идет сильный выброс катехоламинов: дофамин и норадреналин на максимуме. Если событие приятное, то организм еще кидает серотонин – он как базовое топливо для роста нейронов.
  • Во втором случае, рост нейрогормонов невелик. Но он стабилен. Такой подход требует создать условия, где регулярность остается важнейшим фактором.

Когда речь идет про яркий опыт, то это знания, которые достигаются путем катарсиса. Человек вольно или невольно становится участником невероятных событий. Закон Архимеда про вытеснение воды, открытие закона тяготения Ньютоном, таблица Менделеева. Вот результат накопленного опыта, раскрывшегося в катарсисе чистого сознания. Стабильное повторение информации – это школы и университеты.

Фокус и погруженность внимания

Если предыдущий пример справедлив, то достаточно человеку повторять информацию, и он будет её усваивать? Это не совсем верно. Существует теория 10 000 часов, дескать – это время, необходимое для освоения конкретного навыка. Но это не совсем так.

Нейрогормоны выделяются именно в ответ на понимание человеком, что именно он делает и какую цель хочет достичь. Таксисты не становятся гонщиками Формулы 1 накатав десятки тысяч часов. Но хороший гонщик как раз держит за спиной огромный опыт езды, добытый через постоянные усилия и время. Когда он делал работу, поддерживая концентрацию внимания.

При этом важно именно глубинное удержание фокуса, пусть даже не особо долгое. 45 минут глубокого погружения в задачу куда лучше, чем полтора часа попеременных соцсетей и прокрастинации, с перерывами на изучение важного материала. Когда за таким разбитым режимом следует только слив дофамина.

Как обеспечить свое развитие интеллекта?

Развитие интеллекта. Или где прячется острота ума?

Интеллект – это не абстрактная штуковина, а сугубо предметная составляющая. Она напрямую зависит от того, что вы делаете большую часть времени. Поэтому, определитесь с тем, что лично вы хотите сделать и ради чего. Учить английский ради английского – бессмысленно. Учить ради осознанного переезда – совсем другое дело. То же самое касается программирования, езды на автомобиле, стрельбы из лука. Важно найти только энергию на день.

Время для упражнений

Развитию интеллекта нужны катехоламины в виде дофамина и норадреналина. Естественный цикл их синтеза приходится на утро. Также под утро характерен выброс кортизола – гормона стресса. Благодаря ему снижается концентрация нейрогормона усталости – аденозина и гормона сна – мелатонина. Оставшиеся с ночи.

Встаньте утром на час раньше привычного времени, а в утренние процедуры включите умывание холодной водой или холодный душ. Холод способствует росту чувствительности рецепторов к дофамину и норадреналину. Этому также способствует и естественный яркий свет.

Много времени для концентрированного обучения не нужно. Достаточно 45-90 минут. Больший срок организм с трудом вывезет, ведь после выброса дофамина его синтез постепенно тормозится, а сам дофамин снижается. Это естественный ультрадианный ритм.

Ресурс для мозга

Равносильную значимость со временем имеет и топливо для мозга, которое поддержит развитие интеллекта. Суть в том, что дофамин, норадреналин, белки для нейронов – не берутся из воздуха. Организм использует их из пищи, или других источников, которые мы потребляем. Что же нужно для роста интеллекта?

  • Ежовик и Лецитин. Это золотая связка для нейрогенеза. Про её значимость написана отдельная статья, но вот краткая суть. Ежовик дает кирпичи и цемент, из которых строятся нейроны и нейронные связи. А лецитин дает рабочую силу, которая собирает кирпичи и цемент в готовые нейроны.
  • Кофе и шоколад. Самая большая ошибка – это пить кофе с шоколадкой перед обучением. Это даст немного концентрации, но утром этого делать не стоит. Пейте кофе с шоколадом после обучения. Выброс дофамина и серотонина позволит закрепить знания. А воспоминание о награде будет побуждать к следующему занятию.
  • Ровный гормональный фон. Это только в играх/фильмах сильный персонаж не может быть умным и наоборот. В жизни, гормонам все равно, что питать. Стабильная работа как женских половых желез, так и мужских, создает ровное состояние для обучения. Когда ты не тревожишься, не отвлекаешься, не психуешь из-за неудач. А ровно и монотонно долбишь задачу. И грамотное топливо для женских гормонов и мужских гормонов – это также топливо для интеллекта.

Самое главное, в статье не зря раздел про ресурс для мозга идет после времени для упражнений. Весь смысл в том, что топливо поддерживает только то, чем вы занимаетесь на регулярной основе. Если вы играете в игры или смотрите сериалы, то топливо для мозга будет поддерживать не развитие интеллекта, а реализацию ваших же гедонистических предпочтений.

Можно ли поддерживать развитие интеллекта без привязки к возрасту?

Интеллект легче всего развивается в первые десятилетия жизни потому, что для этого сам организм создает удобную базу и фундамент. Дальше мы уже сами пробуем делать это, используя доступные инструменты. Будь то ноотропы, адаптогены или прочие соединения. Да, это тяжелее. Но и мы знаем больше детей о том, как организовать условия для обучения.

Больше материалов про мозг, гормоны, адаптогены и возможности сознания – читайте в телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые материалы!

Начать дискуссию