10 факторов Присутствия консультанта: что реально работает в психотерапии

10 факторов Присутствия консультанта: что реально работает в психотерапии

Врач-психотерапевт, психолог-консультант Кирилл Шарков рассказал о «базовом встроенном инструменте любого психолога / психотерапевта, работающего вне зависимости от используемого подхода — Присутствии психотерапевта». За основу была взята модель Присутствия (Presence), изучаемая в рамках гештальт-подхода, в частности, в стенах Кливлендского гештальт института и Международного обучающего центра гештальта (Gestalt International Study Center, GISC). Публикуем выдержки из выступления.

Наверняка вы встречали такие мнения, такой тезис, что хорошие психотерапевты — «психотерапевты» в данном случае можно заменять словом «психологи-консультанты» — работают очень похожим образом, а плохие психотерапевты — очень по-разному.

Второй тезис: самый главный инструмент психотерапевта — это он сам. Психотерапевт работает своей личностью. Соответственно, важна не только техника, но и личность человека.

И третий тезис предполагает, что внимательный, чуткий, эмпатичный, тактичный психотерапевт без методологически выверенного знания техник будет полезнее в работе, чем хорошо обученный технически специалист, но невнимательный и нетактичный.

Присутствие — это то, что делает заметным специалиста и во внешнем поле, и непосредственно в его работе.

В гештальт-подходе Присутствие — отдельно рассматриваемое качество психотерапевта, по сути это сам психотерапевт как инструмент психотерапии, инструмент влияния на систему клиента.

Качество и фактура Присутствия влияют на то, как психотерапевт живёт, как он работает, какие переносы клиентов порождает, какие клиенты его выбирают, а какие — не выбирают.

Можно выделить 10 факторов, определяющих качество Присутствия психотерапевта / психолога-консультанта.

1. Гипотезы, предположения, оценки.

Какие гипотезы, предположения, оценки у вас как у человека привычно рождаются, когда вы входите в незнакомое помещение, наполненное незнакомыми вам людьми? По сути, речь идет про собственные проекции психотерапевта.

2. Ценности консультанта как человека и профессионала: жизненные, профессиональные, этические и т.д.

3. Физические особенности консультанта: поза, походка, жесты, мимика, голос и т.д.

4. Стиль как некоторая целостная метахарактеристика.

Речь идет про те метафоры, которые психотерапевт как человек порождает у других людей (знают они, что он психотерапевт, или не знают — не так важно).

5. Намерения консультанта.

Психотерапевт пришел, чтобы:

  • научить,
  • вылечить,
  • поделиться своим опытом,
  • поддержать ваше осознавание,
  • решить ваши проблемы,
  • решить за ваш счет свои проблемы.

Одинаковые действия, сделанные с разным намерением, отличаются по смыслу.

6. Точка зрения.

Отношение психотерапевта к конкретной сложившейся ситуации. Так рождаются симпатии и антипатии.

7. Кто ты?

  • опыт,
  • титулы,
  • достижения,
  • звания,
  • связи.

История развития психотерапевта как профессионала и человека.

8. Влияние.

То, что остается у клиента после ухода от психотерапевта.

Напрямую зависит от точности и избирательности интервенций психотерапевта.

9. Прозрачность и последовательность психотерапевта

Прозрачность — насколько я готов к самораскрытию? Насколько оно уместно?

Последовательность: как я продолжаю работать в случае наличия трудностей у меня?

10. Индекс потенциальной странности (ИПС)

Индекс потенциальной странности — градиент на границе системы «клиент — консультант» (стоит учитывать то, кто клиенты и где консультант будет проводить консультацию).

10 факторов Присутствия консультанта: что реально работает в психотерапии
1
Начать дискуссию