Архетипы бренда: описание и примеры

Все в этом мире можно типировать. И бренды - не исключение.

Архетипы бренда: описание и примеры

Архетип – это некий собирательный образ и ролевая модель, которая понятна всем людям. Сначала это понятие появилось в психологии, а после его стали использовать в самых разных областях, в том числе в пиаре и маркетинге. Определение архетипа позволяет выстраивать стратегию продвижения.

Для PR-стратегий можно использовать классификацию, предложенную в книге Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь». Всего в ней выделено 12 архетипов, и они для удобства сгруппированы с учетом объединяющей их идеи.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

Свобода, или в поисках рая

К этой группе относят следующие архетипы: дитя (невинный), искатель и мудрец.

🚀 Искатель

Представители архетипа среди брендов – GoPro, Space X.

Искатель – это образ того, кто постоянно находится в поиске новых впечатлений, в процессе познания себя и устройства мира.

Компании, которые используют этот архетип, призывают к преодолению трудностей, новым открытиям, получению нового опыта.

🚀 Дитя

Примеры таких брендов – Kinder, Coca-Cola.

Этот архетип представляет собой образ позитивной фигуры, которая хочет дарить всем радость. Его представители обычно оптимистичны и открыты к общению. Если бренд решает строить свою стратегию продвижения на этом архетипе, то акцент он делает на беззаботности, счастье, безопасности.

Транслировать ценности компании и рассказывать о продукции можно через милые рассказы, теплые и душевные истории, через обращение к детству.

🚀 Мудрец

Пример брендов – Stepik, Puzzle English.

Мудрец – это борец за знания. Постигает их сам, отбирая только самую ценную и полезную информацию. Открыт для других – готов делиться знаниями, поддерживать, разъяснять. Это этакий собирательный образ учителя, философа.

Компании, которые придерживаются при позиционировании на рынке этого архетипа, обычно относятся к сфере образования, новых технологий и разработок. Эти бренды избегают скандалов, агрессии в общении с потребителями, но часто приглашают к дискуссии, мотивируют своих клиентов к дальнейшему росту. Очень хорошо иллюстрирует этот архетип описание команды, которое разместила у себя на сайте компания Stepik. Она представляет ее как энтузиастов, которые хотят сделать мир образования лучше.

Архетипы бренда: описание и примеры

Порядок, или стремление к структурированию мира

К группе архетипов, ставящих своей целью поддерживать сложившийся порядок, относят правителя, служителя и творца.

🚀 Правитель

Компании-представители этого архетипа – Rolex, Tiffany.

Правитель – это про деньги, силу и власть, влиятельность и авторитет. Но при этом и про сложные решения, ответственность.

Бренды, продвигающиеся с использованием этого архетипа, делают ставку на эксклюзивность товаров и услуг, на лоск и дороговизну. Они показывают, что их продукт позволит обладателю подчеркнуть свой высокий статус, принадлежность к избранным.

Часто этот архетип эксплуатируют производители дорогих алкогольных напитков, украшений, автомобилей. А все потому, что он подходит всем, кто работает с премиальным сегментом.

🚀 Служитель

Представители этого архетипа – NIVEA, «ФрутоНяня».

Еще этот архетип называют «родитель», «заботливый». Бренды, которые ассоциируют себя с этим архетипом, стремятся поддерживать, создавать у клиентов ощущение безопасности. Любые поступающие вопросы тщательно прорабатываются и решаются. Важно дать клиенту почувствовать, что о нем заботятся.

🚀 Творец

Пример брендов — Lego, Pinterest.

Творец стремится к созиданию, преобразованию мира. Он самовыражается, стремится мыслить вне рамок. К этому архетипу относят не только те компании, которые занимаются научными разработками. Творцом может быть музыкальный бренд, модный дом и пр.

Социальность, или связь с миром

К этой группе архетипов относят шута, любовника и обывателя.

🚀 Шут

Компании, которые можно отнести к этому архетипу – Cheetos, M&M’s.

Шут – это образ того, кто любит жизнь, любит шутить, смеяться, веселиться и дурачиться. Подкупает своей искренностью и легкостью взаимодействия с миром. Этот архетип часто используют для продаж товаров, нацеленных на детскую и подростковую аудиторию. Хотя и взрослым иногда хочется отвлечься от забот и хлопот, подурачиться и посмеяться. Шут может играть на контрастах, привлекать внимание к себе нетипичными и даже абсурдными ситуациями.

🚀 Любовник, влюбленный

Пример компаний, подходящих под описание этого архетипа – Raffaello, Calvin Klein.

Этот архетип транслирует любовь к себе и к окружающим, наслаждение от жизни, уверенность в себе. Ассоциируется с красотой и нежностью, чувственностью. Часто его выбирают компании, производящие украшения, нижнее белье, парфюмерные композиции.

🚀 Обыватель (простой парень)

Представители архетипа – «ВКонтакте», «Шоколадница».

Иногда этот архетип описывают как образ того, кто не хочет выделяться. Но можно дать ему и иную характеристику – это простой человек, который стремится вписаться в общество, не пытается изображать из себя кого-то другого, прост, открыт и общителен. Этакий свой парень.

Эго, или оставить след в этом мире

Эта группа архетипов объединяет мага, героя и бунтаря.

🚀 Маг

Компании, которые условно относятся к данному архетипу – Apple, Tesla.

Маг стремится преобразовывать мир вокруг себя, используя все доступные для этого знания и научные разработки. Он изучает и достижения прошлого, обращается к силам природы, чтобы получить особенный продукт. И для потребителя конечный результат выглядит как нечто волшебное.

🚀 Герой

К данному архетипу относят Nike, Snickers.

Этот архетип базируется на стремлении преодолеть все препятствия и испытания, стать мастером, чтобы стать лучше и получить ценный приз. Компании, которые его используют, подбадривают потребителей, выражают свою веру в них, призывают не бояться временных трудностей.

🚀 Бунтарь

Представители этого архетипа – Harley-Davidson, Converse.

Бунтарь не приемлет следования стандартам и правилам. У него свое видение мира и своего места в нем. Он удивляет, совершает провокационные поступки, призывает к самовыражению.

Резюме

Как правило, при выборе PR-стратегии не ориентируются только на один архетип. Их можно сочетать, выбирая похожие или те, которые друг друга уравновешивают. Определиться с подходящим организации архетипом можно благодаря опросу клиентов (как они видят себя, чего ждут и что им нравится в текущем позиционировании бренда), изучению конкурентов или крупных компаний с мировой известностью.

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Архетипы бренда: описание и примеры

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

2121
11 комментариев

ай прикольно, люблю когда привычные вещи делят на какие-то группы по определенным признакам. Именно поэтому увлеклась когда-то картами цветного типирования внешности. Поняла, что можно с одного взгляда менять человека просто понимая к какому типу внешности он относится. А тут получается в пиар под такую штуку под=ходит

Ответить

подписывайтесь, ставьте лайки. А это будет в следующих статьях 🤣🤣🤣🤓

Ответить

все верно

Ответить

похоже на элементы из психологии... и тут дедушка Фрейд постарался(

Ответить

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить

похоже, все по типажам

Ответить

вроде чот такое уже было, не?

Ответить